Перспектива 2020: почему растет экспорт русского ПО

Логотип компании
Перспектива 2020: почему растет экспорт русского ПО
По данным ассоциации разработчиков программного обеспечения НП «Руссофт», зарубежные продажи российского ПО вновь на подъеме.

По данным ассоциации разработчиков программного обеспечения НП «Руссофт», зарубежные продажи российского ПО вновь на подъеме. Эксперты оценили объем реализации отечественного софта и услуг по его разработке на внешних рынках в 2018 году в $10,5 млрд. Таким образом, за год экспорт вырос на 19% – по информации «Руссофт», это самый высокий показатель с 2011 года. При этом совокупный оборот российских софтверных компаний «Руссофт» оценил в $16,87 млрд, из которых 64% – доля зарубежных продаж. Объем внутренних продаж составил $6,3 млрд, что на 15% больше, чем годом ранее. То есть экспорт растет быстрее внутренних продаж. Почему так произошло и чего ждать в 2019 году?

Скорая госпомощь

Первая причина столь яркой динамики – тренд на импортозамещение, в рамках которого государство активно поддерживает ИТ-отрасль. ИТ-компании получают возможность набирать обороты за счет комплекса стимулирующих мер – льгот, госпрограмм и т.д., в результате многие из них «перерастают» рамки внутреннего рынка – их компетенции и производительность позволяют начать работу в международном масштабе.

Так, государство продлило до 2023 года льготные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний. Производителям ИТ-продуктов возвращается НДС на расходы в России, когда их товары уходят на экспорт. Такой же льготы добились и компании, занятые экспортом ИТ-услуг. На рассмотрении – возможность введения нулевого налога на прибыль от экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг (вместо текущих 20%).

Создан Фонд развития информационных технологий (ФРИТ), который в 2019 году распределит между компаниями 5 млрд рублей на разработку и внедрение отечественных ИТ-продуктов, сервисов и платформ в регионах. А всего государство потратит на развитие инновационных технологий в этом году около 21 млрд рублей.

Можно критиковать госпрограммы поддержки ИТ, можно скептически относиться к выделяемым объемам средств и характеру льгот, но отрицать суммарный эффект этих мер – невозможно. Как минимум, они оказали положительное влияние на динамику развития экспортного ИТ-потенциала, зафиксированную «Руссофтом». Спорить здесь можно только об оценке характера и объема этого влияния.

Перспектива 2020: почему растет экспорт русского ПО. Рис. 1

Слабый рубль – сильные ИТ-компетенции

Вторая важная причина скачка 2019 года – сохранение невысокого курса рубля относительно двух главных мировых валют. «Стоимость» отечественных программистов с 2015 года по настоящий момент для западных заказчиков практически сравнялась с их китайскими и индийскими коллегами, при этом уровень наших специалистов значительно выше. Оптимальное соотношение цена/качество у российских программистов позволило нашим компаниям серьезно укрепить конкурентоспособность на внешних рынках. Причем данное наблюдение справедливо и в отношении западных компаний, которые реализуют свои проекты, привлекая российских специалистов.

Однако мы все еще проигрываем численно: около 500 тыс. программистов в РФ против более чем 1,5 млн в Индии или 5 млн в Китае. Но то, под какие задачи привлекают наших специалистов, доказывает их серьезные преимуществ. При этом симптомы «индийской» модели наблюдаются и в нашей стране: целый ряд компаний работают на Запад дистанционно, а плоды их труда импортируются в РФ, и на эту тенденцию следует обратить самое пристальное внимание уже сегодня.

Глобальные ИТ-сдвиги – в нашу пользу

Третья причина положительной динамики роста софтверного экспорта из РФ обусловлена тем, что в последние годы глобальная ИТ-отрасль перешла от развития по принципу всеобъемлющих сквозных платформ – на узкие, специализированные и глубокие в плане проработки функционала инструменты автоматизации бизнес-процессов. Современные ИТ ориентированы на микросервисные архитектуры, которые позволяют автоматизировать небольшие участки корпоративных систем с помощью современных наработок в области ИИ, машинного обучения, аналитики больших данных и т. д.

Раньше бизнес традиционно и практически стандартно выбирал для решения своих задач продукты SAP, Microsoft, Oracle, IBM и т. д. – наши разработчики не могли с ними конкурировать ни по уровню зрелости, ни по уровню накопленных компетенций и технологий. Но сегодня в микросервисной парадигме наши компании, даже небольшие, вполне могут сказать свое слово в борьбе за интересные проекты. Сегодня необязательно предлагать сквозную платформу – заказы можно получать, обеспечивая точечную автоматизацию.

Этот фактор во многом перекликается с тем, что в общем дискурсе цифровой трансформации, когда ИТ проникают абсолютно во все аспекты бизнеса, стремительно растет спрос не на конвейерное производство кода, а на ювелирную работу для получения ИТ-решений под самые нестандартные задачи.

Перспектива 2020: почему растет экспорт русского ПО. Рис. 2

Новые регионы

Дополнительный фактор – политический. Растут потребности в ИТ стран и регионов, которые не испытывают политического желания закупать ПО на Западе. Например, ряд государств Ближнего Востока. На это накладывается отсутствие у них собственных компетенций в данной области – и здесь компании с пропиской в РФ получают отличный шанс проявить себя и получить новые направления сбыта.

Говоря о трудностях выхода на внешние рынки, особенно западных стран, в свете политической ситуации (недоверие в верхах, «русские хакеры» и пр.) стоит отметить, что, несмотря на негативный фон, ИТ-отрасль остается довольно нейтральной областью, наименее подверженной влиянию событий политического спектра. Это обусловлено как общим космополитичным характером ИТ, так и авторитетом отечественной школы программирования.

В коммерческом секторе за рубежом по большому счету на политические расклады внимания не обращают – компании делают выбор в области ИТ исходя из соображений экономики и эффективности предлагаемых им решений. Если мы берем негосударственный сектор – там отношение к российским компаниям и россиянам-сотрудникам объективно хорошее. К большим ИТ-госзадачам наших, скорее всего, не подпустят, но и здесь не все так однозначно, поскольку с такими игроками можно работать, позиционируя себя (по крайней мере, отчасти) как западные компании через регистрацию дополнительных юрлиц.

Что вырастет дальше?

Из потенциальных направлений дальнейшего развития экспорта отечественного софта – всё новое, стартап-подход остается востребованным, и российские игроки могут выступить здесь ничуть не хуже коллег, особенно если смогут предложить готовые отраслевые продукты, решающие конкретные задачи, с простой настройкой и понятной эксплуатацией.

Далее – всё, что касается ИБ: это традиционно сильная сторона отечественного рынка ПО и ПАК, у нас отличная школа криптографии, и решения на этой платформе смогут нас достойно представить.

Читайте также
Банальная опечатка в данных может обойтись бизнесу очень дорого, но автоматизация систем управления способна устранить этот риск. Павел Горбачев, генеральный директор МКСКОМ, объясняет, как автоматизированные решения помогают исключить человеческий фактор, повысить точность данных и оптимизировать работу отделов компании.

Третья точка продолжения роста – игровая индустрия. Это тоже софт, и его разработка представляет собой огромный динамично растущий рынок. Для успешной работы в гейминге нужно обладать множеством компетенций, поскольку современные игры – это настоящие произведения искусства, задействующие ИИ, XR-решения и даже аналитику данных.

Расти будет и сервисное направление в общей структуре экспорта ПО. Иностранные компании, купившие российский софт, предпочтут получать поддержку на стороне разработчиков. Свою роль продолжит играть и текущий уровень курса валют.

Прогноз – положительный

В 2019 году у российских ИТ-компаний есть все шансы показать рост не меньше, чем в 2018-м, – за счет накопленного потенциала и динамики. Наши компании научились неплохо продавать себя на зарубежных рынках, и я не вижу причин, почему они должны сбавить темп и не охватывать новые направления.

За эту точку зрения говорят и данные «Руссофта»: на рынок Германии и немецкоговорящих стран планировали впервые выйти в 2018-2019 гг. 16% опрошенных компаний, а в Скандинавию (включая Финляндию) — 13% (годом ранее соответственно 12 и 7%).

Опубликовано 20.03.2019