География данных
Согласно данным агентства P&S Market Research, мировой рынок ГИС (геоинформационных систем) вырастет с $7,6 млрд в 2014 году до $14,6 млрд в 2020 году, при этом показатель CAGR будет составлять около 11,4%. Кроме того, аналитики отмечают, что значительная доля мирового рынка ГИС приходится на госсектор: уже по итогам 2014 года она составила 28,3%. Основными факторами, которые будут способствовать росту рынка до 2020 года, являются урбанизация и развитие рынка коммерческих ГИС в развивающихся странах. В частности, определенный спрос формируется за счет развития так называемых «умных городов» в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии. Мы решили узнать, что думают сами участники рынка о его настоящем и будущем, тенденциях и перспективах.
Какова динамика развития российского рынков геоинформационных услуг и геолокационных сервисов за последние пару лет?
Сергей НАУМОВ,
коммерческий директор Esri CIS:
Если говорить именно об услугах и сервисах, а не о внедрении геоинформационных систем, то российский рынок пока находится в начале пути. Есть хорошие примеры отдельных сервисов, например, для решения геомаркетинговых задач, и есть не слишком удачные примеры сервисов без четкой целевой ориентации. Принятие сервисной модели, еще не состоялось; пользователи согласны использовать внешние сервисы только когда у них нет выбора. Вместе с тем, корпоративные геоинформационные системы, построенные на базе сервисной модели, распространены уже достаточно широко.
Георгий ЛЫСЕНКО,
руководитель группы внедрения решений САПР\ГИС департамента сервисов и технической поддержки ГК Softline:
В середине 2014 года, когда стало понятно, что российскую экономику ждут сложности, на рынке геоинформационных систем наступило затишье. Громких внедрений не было, а уже внедренные системы остановили свое развитие и перешли в стадию поддержки разработанного набора функций. К этому моменту ГИС уже плотно интегрированы в бизнес-процессы государственных и муниципальных предприятий, производственных, транспортных компаний и информационных агентств. Весной 2016 рынок ожил: клиенты начали развивать замороженные ранее проекты ГИС, планируя к реализации новые функции и расширение ГИС-инструментов для решения бизнес-задач. Ситуация в экономике стала более прогнозируемой, компании вновь вкладываются в технологии и тем самым готовят почву для развития. Налицо эффект отложенного спроса.
Из тенденций отрасли ГИС можно отметить усиление позиций свободно распространяемого ПО: появляется больше проектов на таких платформах. ГИС становится частью жизни людей, переходя на мобильные платформы. В мегаполисах это средство навигации для граждан по ресурсам города, такие как семейство сервисов «Яндекса», «2ГИС», «Афиша» и др.; для автомобилистов это сервисы поиска, резервирования и оплаты парковочных мест, например «Московский Паркинг»; для организаций - это сервисы доступа к информации об объектах и системах, требующих контроля, обслуживания или замены.
Вадим КАМИНСКИЙ,
руководитель направления геомаркетинга и ГИС-анализа компании RRG:
Пространственная привязка данных приобретает все большее значение. Приходит понимание незаменимости ГИС в разнообразных исследованиях, наблюдается стремление к свободному распространению пространственно привязанной информации. Улучшается ситуация с ограничениями и секретностью пространственных данных, хотя еще недавно снимки сверхвысокого пространственного разрешения были закрытыми. На российском рынке услуг возникают новые компании, связанные с геообработкой, они зачастую начинаются со стартапов и перерастают в масштабные проекты. Среди них стоит отметить активно растущие Habidatum и Urbica Design, занимающиеся городскими исследованиями, в том числе с использованием ГИС. Заметен всеобщий интерес к Big Data, которая дает большую базу для анализа пространственных данных.
Вместе с тем, экономический кризис сказывается и на продажах ГИС-услуг в России. С одной стороны все больше компаний стремятся использовать преимущества ГИС в своих бизнес-моделях и системах, а с другой - они хотят минимизировать издержки, переходя от «коробочных» решений к онлайн-сервисам. Немаловажным аспектом развития ПО ГИС в России стала программа по развитию экономики страны в сторону импортозамещения. Однако отечественные продукты пока сильно уступают зарубежным ГИС, поскольку характеризуются узкой специализацией, отсутствием масштабируемости и кроссплатформенности. Наряду с проприетарными продуктами все активней развиваются свободные ГИС и данные.
Геолокационные сервисы (location-based service) стали, пожалуй, наиболее динамично развивающейся частью геоинформационных услуг. Широкое развитие такие услуги получили благодаря операторам сотовой связи, которые стали предлагать своим клиентам сервисы по определению – «Локатор», «Навигатор», «Радар» и др. В последние годы спрос на геолокационные услуги стремительно растет, благодаря тому, что практически все мобильные устройства стали оснащаться системами GPS/ГЛОНАСС.
Михаил БОЛСУНОВСКИЙ,
первый заместитель генерального директора компании «Совзонд»:
Рынок ГИС в последние годы показывает ускоренный рост в связи с повышенным спросом на геоаналитику, как инструмент для повышения объема продаж за счет таргетирования маркетинговых коммуникаций. Это приводит к необходимости внедрения ГИС в деятельность не только крупных компаний, но и предприятий среднего бизнеса. В последние годы большой спрос на геоинформационные услуги наблюдается в ритейле, телекоммуникационной отрасли, энергетике. Активному развитию ГИС способствуют тенденции, связанные с получением, обработкой и использованием пространственных данных. Заказчикам все чаще нужны не просто данные как таковые, а результаты их обработки, что, с одной стороны, приводит к снижению затрат на приобретение данных и их хранение, а с другой ? к росту компаний-поставщиков решений в ГИС-отрасли.
По данным аналитиков мировой рынок ГИС вырастет практически в 2 раза ? с $7,2 млрд в 2015 году до $14,2 млрд к 2020 году. Совокупные темпы годового роста составят 14,5%. Российский рынок по темпам роста не намного отстает от мирового — по оценкам специалистов в среднем ежегодно он растет на 10–15%.
Какие новые геоинформационные системы, сервисы и технологии вы могли бы отметить, как наиболее перспективные?
Сергей НАУМОВ (Esri CIS):
Одной из перспективных тем является совершенствование анализа данных реального времени (сенсоры, трекеры и «Интернет Вещей») – переход от визуального мониторинга и относительно простого отслеживания меняющихся параметров к непрерывному моделированию трендов и прогнозированию возможного развития событий в пространстве и времени. Другим быстро растущим направлением я считаю переход от анализа статистических выборок к пространственному анализу всего объема накопленных данных, что стало возможным благодаря связи между ГИС-технологиями и технологиями распараллеливания при обработке больших данных. В ряде случаев это оказывается единственным способом найти иголку в стоге сена – редкие, неявные события, выбивающиеся из статистических «шаблонов», но важные для нас и проливающие свет на скрытые процессы. Возможно, самым перспективным является дальнейшее распространение «геоаналитики без карт»: встраивание функций пространственного анализа и работы с географическим данными и событиями в информационные системы и приложения (ERP, CRM, BI и др.). В ряде случаев это может быть тот же геотаргетинг или геофенсинг, но в более широкой трактовке, это интегральное использование локации (местоположения) наряду с другими характеристиками и свойствами объекта. Электронная коммерция, рекламный рынок, государственные услуги, обеспечение безопасности и правопорядка – везде есть географические и геоаналитические задачи, но не везде нужна карта как способ представления. Наконец, нас ждет дальнейшая «мобилизация» и консьюмеризация ГИС: мобильные платформы становятся частью реализации многих бизнес-процессов компаний и мобильные ГИС-приложения становятся все более востребованными; корпоративные пользователи требуют приложений быстрых, простых в использовании и не требующих специальной гео-квалификации.
Георгий ЛЫСЕНКО (Softline):
ГИС широко внедряется в транспортной отрасли. Наиболее показательные примеры проектов последних пары лет - это система «Платон», а также оснащение общественного транспорта маяками ГЛОНАСС. И если главный выгодополучатель от внедрения «Платона» - государство, то система мониторинга общественного транспорта на базе ГЛОНАСС приносит пользу простым гражданам. Приложения, использующие данные ГЛОНАСС, доступны каждому пользователю – например, «Яндекс.Транспорт». Такие приложения позволяют планировать маршруты передвижения по городу.
Перспективные сервисы появятся на стыке технологий и прикладных бизнес-задач. Многообещающей историей, скорее всего, станет тема навигации внутри зданий – например, по торговым центрам и супермаркетам. Владельцы и арендаторы торговой недвижимости будут изучать и анализировать перемещения посетителей и соотносить их с покупательским поведением. Данные о перемещениях технически легко снимать с современных мобильных устройств, 90% которых поддерживают технологию Bluetooth. Результатом анализа будет повышение прибыли предприятий торговли. Например, когда смена выкладки на полках супермаркета, сделанная на основе прослойки данных о покупателях, приносит несколько процентов дополнительной выручки буквально в течение недели.
Еще одна область, где ГИС-технологии уже готовят почву для революции, – это мониторинг участков поверхности земли и сбор информации о параметрах местности благодаря дронам. Такие данные могут быть использованы в самых разных областях – от строительства и управления городами до сельского хозяйства и природопользования. Появились решения для обработки снимков, полученных с беспилотников, благодаря которым планы территорий можно получить в считанные минуты. Дроны в связке с ГИС будут способствовать развитию 3D-картографирования.
Вадим КАМИНСКИЙ (RRG):
ГИС развиваются в сторону веб-технологий и облачных сервисов по модели SaaS. Это позволяет разработчику создавать решения под конкретные задачи, а заказчику сокращать свои расходы на ПО, данные, поддержку и пр. Более того, функционал многих из них становится доступным и для рядовых пользователей, не знакомых с теоретическими основами геоинформатики и картографии. С точки зрения свободных ГИС наиболее перспективной является кроссплатформенная QGIS и производные на ее основе, которые имеют ряд преимуществ даже по сравнению с коммерческими пакетами. Также большое распространение получили свободные картографические данные OSM, создаваемые пользователями.
С точки зрения перспектив геолокационных сервисов можно выделить несколько направлений:
• Решения для определения местоположения людей и животных. Например, сервис «Маячок» от «Мегафона» позволяет родителям определить, где находится ребенок.
• Решения для транспорта и навигации. Сегодня уже сложно представить вождение автомобиля в большом городе без использования «Яндекс.Навигатора». Программа, определив текущее местоположение, построит наиболее быстрый маршрут до точки назначения. Причем алгоритм будет учитывать текущую скорость транспортного потока на разных сегментах улично-дорожной сети города. Еще одно применение геолокационные сервисы находят в автомобильных сигнализациях и системах контроля транспорта. Так при попытке угона автомобиля, можно увидеть на карте его местоположение и, отправив СМС-команду, заглушить двигатель. На основании приказа Минтранса теперь весь общественный транспорт оборудован системами мониторинга на основе ГЛОНАСС/GPS. С помощью таких технологий оптимизируются логистические задачи управления транспортом, рассчитываются маршруты и графики.
• Решения для маркетинга и геомаркетинга на основе Big Data. Это направление наиболее перспективно для развития геолокационных сервисов. Операторы сотовой связи накапливают огромные массивы данных о своих абонентах и начинают предлагать различные решения на основе их географического анализа – матрица перемещений, социальный портрет, концентрация населения и многое другое, причем можно выявлять разновременные особенности. На основе таких технологий через таргетированную рекламу можно активно воздействовать на целевую аудиторию, сообщать покупателю то, что действительно может его заинтересовать в конкретном месте.
• Решения для геосоциальных сетей. Сегодня многие социальные сети имеют функции геопозиционирования, которые позволяют пользователям «чекиниться» и добавлять геопривязанные фотографии. Такие сервисы позволяют узнавать, где находятся друзья, быстро организовывать встречи. Кроме известных сервисов от поисковых сайтов и Facebook стоит отметить геолокационную сеть – Foursquare, в которой пользователи «чекинятся» и выставляют оценки различным социальным и торговым объектам.
Иван СПИВАК,
генеральный директор компании «Real Geo Project» (Дубна), ГК «НЕОЛАНТ»:
В первую очередь – это, конечно, технология дополненной реальности. Игра «Pokemon GO» – это в основе своей глобальная ГИС, использующая технологии геолокации и дополненной реальности. В ближайшие годы произойдет повсеместное проникновение этой технологии не только в сферу игр и развлечений, но и в бизнес: в сферы маркетинга, дизайна, проектирования, строительства и многие другие. Возможно, мы стоим на пороге очередной технологической революции в этих областях, так же, как за последние 5 лет мобильные сервисы по вызову такси на базе ГИС и геолокации привели к коренным изменениям в этом бизнесе. Уже сегодня с помощью технологии дополненной реальности покупатель может найти интересующий его товар на полках магазина, а инженер – место прокладки труб под землей. Таким образом, наиболее интересные сервисы и продукты будут появляться на стыке нескольких технологий: ГИС, геолокации, дополненной реальности, мобильных и облачных технологий.
Михаил БОЛСУНОВСКИЙ («Совзонд»):
Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются кастомизированные решения, позволяющие ответить на конкретные запросы заказчика. Будущее за системами, не требующими развития в компании собственного ГИС-подразделения для их обслуживания, закупки дорогостоящей техники и ПО. Не зря активно развиваются продукты, построенные на бизнес-моделях SaaS и PaaS.
Очевидно, что ГИС особо востребованы в государственных учреждениях и проектах. Как сегодня обстоят дела в госсекторе по этому направлению?
Сергей НАУМОВ (Esri CIS):
Я бы не сказал, что востребованность ГИС в госсекторе принципиально выше, чем в других секторах. Однако, госпредприятия и учреждения ответственны за функции, которые невозможно эффективно исполнять без помощи геотехнологий. Мы наблюдаем два противоречивых процесса. С одной стороны, сегодня сформировалось понимание важности ГИС в госуправлении: такие задачи, как планирование развития территорий и обеспечение населения социальными услугами невозможно на должном уровне решать без географии, без точного фактического понимания местных особенностей и потребностей, локализации ресурсов. Безусловно, есть регионы-пионеры и те, кто догоняет, но география пионеров существенно расширилась за последние 5-7 лет. С другой стороны, тренд сегодня направлен на создание преференций отечественным производителям, и в ряде случаев это делается без должного рационального анализа задач и возможностей и приводит к замедлению развития ИТ, в том числе ГИС; становится крайне затруднительно строить долгосрочные планы, и иногда спокойнее и проще просто ничего не делать.
Вадим КАМИНСКИЙ (RRG):
Востребованность ГИС в госсекторе сильно выросла за последнее десятилетие. Широко осуществляется предоставление доступа к открытым данным на государственном уровне, многие регионы озаботились созданием ИПД, что сложно было представить в начале 2000-х годов. Сегодня созданы и функционируют различные порталы открытых данных, имеющих географическую составляющую, например, «Портал открытых данных РФ» и «Портал открытых данных Правительства Москвы». Однако в России государственные учреждения испытывают некоторые трудности с внедрением новых ИТ, к которым относятся и ГИС. Сказывается недостаточная квалификация сотрудников, зачастую не знакомых со всеми функциональными возможностями и особенностями современных ГИС. Также имеет место проблема актуальности данных и их полноты, низкая производительность систем. Например, скорость отображения данных в публичной кадастровой карте Росреестра оставляет желать лучшего, а космические снимки, которые там используются в качестве основы, сделаны 5-7 лет назад.
Иван СПИВАК (ГК «НЕОЛАНТ»):
Государственные учреждения, как правило, консервативны и не спешат внедрять новые технологии, поэтому в основном используют традиционный функционал ГИС по картированию и учету объектов на местности в совокупности с технологией геолокации для отслеживания подвижных объектов. Сегодня для государственных органов приоритетная задача – это импортозамещение ПО для ГИС. Государственные и муниципальные заказчики стоят перед необходимостью поиска отечественных ГИС-платформ для новых проектов, что дает российским разработчикам возможность занять большую часть рынка и инвестировать в развитие собственных ГИС-технологий.
Михаил БОЛСУНОВСКИЙ («Совзонд»):
Безусловно, наблюдается высокий спрос на ГИС со стороны государственных и общественных структур. Это обеспечивает устойчивое развитие рынка и технологий, так как традиционно основными отраслями, где применяются ГИС, были и остаются муниципальное, лесное, сельское хозяйство, природоохранная деятельность и экология. Предприятия госсектора создают федеральные и региональные геопорталы. Примерами федеральных геопорталов служат ресурсы Росреестра (геопортал «Инфраструктура пространственных данных РФ» и «Публичная кадастровая карта»), Минсельхоза России («Атлас земель сельскохозяйственного назначения»), геопортал Роскосмоса и др.
Региональные геопорталы на уровне субъектов служат повышению эффективности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечению экологической безопасности, рационального землепользования, устойчивого социально-экономического и инновационного развития, повышению инвестиционной привлекательности региона. Среди реализованных проектов на уровне субъектов: ГИС «Доступный регион. Калужская область», ГИС Республики Мордовия, геоинформационный портал Чеченской Республики и другие. Активно внедряются и используются ГИС на муниципальном уровне для инвентаризации недвижимости и земельных ресурсов, решения градостроительных и многих других задач.
Многие озабочены тем, что с помощью новых технологий определить реальное местоположение человека с каждым годом становится все проще, а полностью отключить возможность отслеживания собственной геолокации либо очень сложно, либо невозможно. Что вы думаете по этому поводу?
Сергей НАУМОВ (Esri CIS):
Это естественное следствие эволюции технологий. Всепроникающие системы позиционирования и отслеживания устройств и механизмов, и в конечном итоге отдельных людей, делают все более важными модернизацию законодательной базы и соблюдение трезвого баланса между подчас противоречащими друг другу требованиями информационной безопасности, защиты частной жизни и удобства и дешевизны для потребителей. Мы все еще можем оставить дома все электронные устройства и на время «исчезнуть», но хотим ли мы это делать, и так ли нас тревожит то, что сотовому оператору известна история наших перемещений? Возможно, нам удобнее знать, доехал ли ребенок до дома из школы, или где ближайшая свободная парковка и в каком кинотеатре поблизости есть свободные места на ближайший сеанс? Полагаю, что люди вправе выбирать, но этот выбор должен быть зрячим – мы должны понимать как выгоды, так и возможные негативные последствия. И это, безусловно, касается всех технологий, а не только геолокации.
Георгий ЛЫСЕНКО (Softline):
Повлиять на ситуацию в целом отдельный пользователь не в состоянии – разве что отказаться от использования ГИС вообще, но в современном мире это выглядит странным решением. Я бы сравнил это с отказом от компьютеров или от мобильных телефонов. Уже сейчас активно внедряются системы «Безопасный город» по всем федеральным округам РФ. В рамках таких систем реализован комплекс функций, помогающих городским властям предупреждать чрезвычайные ситуации и ситуации, опасные для жизни и здоровья горожан. Часть функций связаны с определением местоположения и отслеживанием перемещений потенциальных угроз: транспортных средств и даже людей.
Вадим КАМИНСКИЙ (RRG):
Я не разделяю такую точку зрения, и считаю что проблема «озабоченности» в данном случае несколько надумана. Все выпускаемые модели смартфонов и планшетов предусматривают отключение функции определения местоположения по GPS. Однако регистрируясь в сотовой сети, гаджеты обмениваются сигналами с ближайшей базовой станцией сотовой связи: это еще один способ определения местоположения, но уже не такой точный. Расстояния между такими антеннами в городах достигают нескольких сотен метров, а за городом – и нескольких километров. Не стоит забывать, что подключаясь к общедоступной Wi-Fi-сети, мы также можем точно определить свою геолокацию. С другой стороны те, кого действительно тревожит этот вопрос, могут вообще отказаться от мобильных устройств. Вместе с тем, такие технологии не должны нарушать права человека, что регулируется ФЗ «О персональных данных».
Иван СПИВАК (ГК «НЕОЛАНТ»):
Существует множество способов определения местоположения владельца мобильного устройства: спутниковая навигация (GPS), местоположение по беспроводным сетям Wi-Fi и по сетям (вышкам) сотовой связи. Если первые два способа вы, как правило, можете обойти, отключив соответствующую опцию в своем телефоне, то избежать определения местоположения по сетям сотовой связи можно только полностью его отключив. Поэтому единственный совет тем, кто хочет остаться незамеченным для «большого брата» – вообще не использовать сотовый телефон и прочие гаджеты с функцией выхода в Интернет. ГИС, собирающие данные о местоположении пользователей, действительно, несут потенциальную угрозу и риски, как для пользователей, так и юридические риски для компаний, оказывающих эти услуги. Компании-производители и агрегаторы геоданных могут, если это оговорено пользовательскими соглашениями, перепродавать эти данные другим компаниям, например, рекламным агентствам и крупным IT-гигантам. Обеспечить безопасность данных после их передачи посредникам поставщик уже не в силе. Утечка подобных данных может нести как репутационные риски, так и вполне реальные угрозы физической безопасности пользователей. Принимая во внимание, что большая часть сервисов обслуживается небольшими компаниями-стартапами с несформировавшейся корпоративной культурой и политикой безопасности собираемых данных, озабоченность пользователей более чем обоснована. Внимательно читайте пользовательские соглашения сервисов и взвешивайте риски перед скачиванием приложения.
Сегодня многие компании предлагают услуги геомаркетинга, геотаргетинга и геоблокинга на базе ГИС. Как быстро развивается рынок этих услуг и какое будущее его ожидает?
Сергей НАУМОВ (Esri CIS):
Геомаркетинг в широком понимании (не только выбор оптимального местоположения объекта, но и анализ клиентов и их поведения, планирование рекламных акций, анализ территорий и поиск общностей и закономерностей в территориальном распределении продаж) используется очень часто. Крупные компании все чаще приходят к созданию собственных ИС, в которые они вкладывают свой опыт, данные и методики. Средние и небольшие компании будут все более активно обращаться за услугами, при этом от получения статичных отчетов они переходят к получению интерактивных информационных продуктов с картами. Думаю, что нас ждет взрывной рост рынка услуг тогда, когда владельцы данных (сотовые операторы, финансовые процессинговые центры, крупные транспортные компании) определятся с бизнес-моделями и продуктами и перейдут от взаимодействия с отобранными заказчиками к работе на рынке.
Геотаргетинг пока не вышел далеко за пределы контекстной рекламы с геотегами, анализируемыми совместно с «геограницами» (geo-fencing). Думаю, что по мере накопления знаний о географических привычках потребителей будет появляться все больше сервисов, объединяющих не только понимание географии, но и социальных моделей поведения, и предлагающих решения, приносящие выгоду коммерческим компаниям и не вызывающие отторжения у аудитории. Геоблокинг для меня пока связан исключительно с задачами ограничения услуг, предлагаемых клиентам на основе географии их проживания, и в этом контексте является скорее инструментом репрессивным.
Вадим КАМИНСКИЙ (RRG):
В нашей стране геомаркетинговые услуги начали развиваться в начале 2000-х годов. В последние годы наблюдается тенденция появления новых программных решений, часто имеющих онлайн-интерфейсы, позволяющие строить зоны доступности, проводить подсчет численности населения и базовый анализ конкурентного окружения. Тем не менее, пока такие сервисы не могут выступать в роли конечного решения для ритейлера или девелопера. Проблем тут несколько: практически нереально держать в актуальном состоянии базу геоданных на многие регионы и города, а тем более иметь данные на 2-3 года вперед, это экономически не выгодно. Также «быстрые» онлайн-решения имеют ограничения в используемых математических моделях анализа. Поэтому для достижения максимально точного результата необходим индивидуальный подход для каждого исследуемого объекта, который требует более детальных настроек для построения моделей, учет специфики формата торговли, местоположения, масштаба объекта и многого другого. На разных этапах моделирования очень важным является аналитическое заключение специалиста-эксперта или группы экспертов, что никак нельзя интегрировать в «закрытую модель». Оптимальнее в таком случае - апробация разрабатываемых методов на существующих объектах с известными показателями товарооборота, внесение корректировок и настройка модели, в конечном итоге - совершенствование методов. Постепенная адаптация геомаркетинговых методик к существующим реалиям в условиях роста конкуренции в этой сфере - и есть вероятное будущее отрасли.
Иван СПИВАК (ГК «НЕОЛАНТ»):
Уже сейчас глобальные ритейлеры и поисковики активно используют технологии геотаргетинга и геоблокинга для определения местоположения потенциального клиента и автоматического формирования для него специальных предложений. Геомаркетинг как дисциплина маркетинга, использующая результат аналитики совокупности пространственных данных в ГИС с целью определения оптимального расположения точек присутствия сети и их параметров, развивается в России очень медленно по сравнению с западными странами. Прежде всего, по причине слабого понимания возможностей данной технологии у представителей бизнеса. В основном заказчиками геомаркетинговых исследований сегодня является крупный сетевой бизнес: банки, логистические операторы, крупный сетевой ретейл. Средние и мелкие сети, региональные игроки, государственные органы и организации в большинстве своем не используют данные исследования. Другой проблемой, замедляющей развитие этого рынка, является отсутствие в России качественных (верифицированных) баз статистических данных о населении и инфраструктуре, доступных для коммерческого использования. От качества и полноты этих данных во многом зависит результат моделирования, а значит, убытки или прибыль заказчика. Поэтому компании, работающие на этом рынке, вынуждены собирать и вести свои базы данных и использовать свои ноу-хау по их добыче и очистке.
Опубликовано 28.07.2016