Девайсы в небе

Логотип компании
Девайсы в небе
В чем причины запрета использования электронных устройств на борту самолета и действительно ли включенный телефон может привести к катастрофе?

Почему на борту самолета нельзя использовать девайс

Существует ли безопасное решение 


Обоснованность запрета на использование мобильных телефонов во время полета и любых электронных устройств при взлете/посадке вызывает у многих сомнение, а кое-кем напрочь игнорируется. В чем причины такого запрета, насколько он строг у различных компаний и действительно ли невыполнение требований экипажа может привести к катастрофе? Попробуем разобраться.


Девайсы в небе. Рис. 1


Почему на борту самолета нельзя использовать девайсы

Обычно запрет мотивируется тем, что электронная аппаратура может создавать помехи для приборов самолета, и в частности, для систем навигации. Вероятность серьезных последствий, когда самолет уже набрал высоту, достаточно мала. А вблизи аэродромов, во время набора высоты и снижения, воздушные коридоры строго лимитированы. Иногда образуются целые воздушные «пробки» (многие сталкивались с ситуацией, когда самолет десятки минут или даже часами кружит над аэродромом, ожидая своей очереди на посадку). В этом случае, если приборы дадут сбой, есть вероятность столкновения с другим лайнером.

Разумеется, опасность представляют лишь приборы, генерирующие достаточно мощное электромагнитное излучение, – телефоны или портативные радиостанции. И даже в этом случае излучение отдельно взятого телефона слишком слабо, чтобы хоть как-то повлиять на электронику самолета. В теории. Но практика свидетельствует об обратном. Представим себе типичный салон летающего судна. Например, типовая загрузка Aribus A-320 – от 140 до 180 человек (в зависимости от конфигурации салона). Допустим, позвонить друзьям и знакомым, чтобы сказать «мы вылетели» или «сейчас прилетим», одновременно захочется половине пассажиров. Безусловно, каждый из них считает себя особенным и от одного звонка ничего не будет. И в этом случае уже создается серьезная угроза.


Девайсы в небе. Рис. 2


Второй часто игнорируемый запрет – выключать при взлете/посадке все электронные приборы – плееры, фото- и видеотехнику, планшеты и ноутбуки. Казалось бы, от них-то какая опасность? Сколько-нибудь мощных радиоволн эти приборы не порождают. Но вспомним о количестве и разнообразии техники в нашей жизни. Редко какой ноутбук обходится без модуля Wi-Fi, плеер вполне может оказаться совмещенным с Bluetooth-гарнитурой от включенного и спрятанного на багажной полке телефона, а в приемник GPS встроена портативная радиостанция. Причем зачастую даже пользователь не знает об этих возможностях и, разумеется, забудет включить на устройстве режим «полет». А у членов экипажа нет ни времени, ни возможностей индивидуально разбираться с электронными устройствами каждого из полутора сотен пассажиров.


Девайсы в небе. Рис. 3


Существует ли безопасное решение

Хотя вопрос о пересмотре запрета на использование электронных устройств на борту периодически поднимается, до решения еще далеко. Статистики, говорящей об их однозначной опасности, практически нет. И это к лучшему: все правила техники безопасности, как известно, пишутся кровью. Между тем, ряд авиакомпаний уже предлагает надежное решение, позволяющее пассажирам оставаться на связи. Первой разработку внедрила компания Emirates, за ней последовали Lufthansa, Air France и другие.

Суть технологии в следующем. Салон самолета экранируется от приема внешних сотовых сетей, а внутри размещается базовая станция, перенаправляющая сигнал на спутник. Для абонента это значит, что телефон не видит ни одной из сетей, кроме внутренней сети самолета, а все разговоры происходят таким же образом, как в международном роуминге. Поскольку станция находится в непосредственной близости от принимающего аппарата, для уверенной связи достаточно сигнала малой мощности, не способного повлиять на бортовую электронику. Стоимость таких звонков довольно высока (вспомним расценки на связь по спутниковым телефонам, прибавим к этому стоимость оборудования и прибыль авиакомпании), но для людей, вынужденных вести деловые переговоры в полете, она оправдана. Остальным же придется подождать и позвонить друзьям, родным или знакомым уже после посадки.

Читайте также
Какие существуют варианты автоматизации процесса найма сотрудников? Как компании оптимизировать 100% рабочего времени при назначении собеседования? Как из робота сделать «электронного HR-партнера»? Разбирался IT-World.

Заинтересовались разработкой и отечественные авиаперевозчики: например, пассажирам «Аэрофлота» предлагалось заполнить анкету, какие виды дополнительных услуг они хотели бы видеть на борту. Разумеется, одной из первых в списке фигурировала мобильная связь. Так что ждать ее нашим пассажиром, скорее всего, недолго.

Опубликовано 30.10.2013