10 лет «ВКонтакте»: от студенческого форума до крупнейшей соцсети
10 октября 2006-го заработала первая версия сайта «ВКонтакте». Явное сходство с Facebook не помешало проекту быстро покорить интернет-пространство СНГ. Сегодня это одна из крупнейших соцсетей России с суточной аудиторией 80–90 млн человек.
Миллион за полгода
Не только первоначальный дизайн, но и вся история проекта очень напоминают Facebook. Идея выпускника филфака СПбГУ была предельно проста: создать сайт для общения российских студентов. Как и Марку Цукербергу (Mark Zuckerberg), основателю «ВКонтакте» Павлу Дурову на первых порах пришлось поработать человеком-оркестром: писать код, рисовать графику, заниматься маркетингом. Сегодня он говорит, что именно такое совмещение позволило сократить время на раскрутку. Ну а время на тот момент было вопросом выживания – в России параллельно разворачивались сразу несколько аналогичных проектов.
Через несколько месяцев сметливые инвесторы приобрели 80% стартапа, а у основателя осталось 20%. И уже к апрелю 2007-го «ВКонтакте» обошла по посещаемости своего главного конкурента – «Одноклассников», а месяц спустя взяла планку в 1 млн пользователей.
С прицелом на космос
Ныне «ВКонтакте» принадлежит корпорации Mail.ru Group: два года назад она выкупила 48% ее акций у фонда UCP, а когда Павел Дуров отошел от дел и продал им свою долю (за $1,47 млрд – внушительная сумма по меркам российского интернет-бизнеса), стала единоличным владельцем проекта, поскольку 52% акций приобрела еще в 2007-м.
Впрочем, смена владельца не отразилась на бизнесе сети – аудитория и выручка за последние годы стабильно растут. Более того, «ВКонтакте» остается самым быстрорастущим интернет-активом Mail.ru Group: к примеру, по итогам первого полугодия 2016-го она заработала 3,8 млрд рублей.
Нынешний год по традиции отметился редизайном, что, как это часто бывает, далеко не все пользователи восприняли положительно. А еще руководство «ВКонтакте» объявило о совместном проекте с «Роскосмосом»: на МКС запустят специального робота, который будет вести оттуда трансляцию, а космонавтам – показывать обращения пользователей социальной сети.
Современные вызовы
Не секрет, что значительная доля аудитории «ВКонтакте» использует ее ресурсы для бесплатного прослушивания и обмена музыкой, просмотра фильмов – компания неоднократно занимала первые строчки в пиратских рейтингах. А в 2010 году Американская RIAA (Ассоциация звукозаписывающих компаний) назвала ее сайт вторым в списке нелегальных распространителей аудио. Неудивительно, что судебные тяжбы с правообладателями преследуют «ВКонтакте» с первых лет жизни. Однако решить проблему не так просто: бесплатный контент – одно из важных конкурентных преимуществ сети, и отказываться от него руководство не торопится. Сегодня правообладатели могут по запросу удалять свой контент, но на практике такой вариант устраивает далеко не всех.
Не менее остро стоит вопрос приватности. Здесь вступают в противоречие интересы обычных пользователей и правоохранительных органов. Руководство «ВКонтакте» может предоставлять спецслужбам личную переписку и другие данные на лиц, подозреваемых, например, в терроризме, но кто сказал, что подобная практика не может применяться и в политических целях? Тот же уход Павла Дурова связывают именно с этим: якобы он отказался раскрыть по запросу ФСБ личную информацию организаторов оппозиционных сообществ.
Но если гражданам, не замешанным в политике, вряд ли стоит опасаться людей в погонах, то хакерские атаки и взлом аккаунтов – настоящий бич нашего времени, от которого страдают не только российские, но и транснациональные компании вроде Apple, Facebook или Google. Не избежала сей доли и «ВКонтакте»: этим летом были опубликованы данные о 100 млн ее пользователей. Руководство компании поспешило заверить, что вскрытая база сильно устарела и уже неактуальна, однако пользователям рекомендуют почаще менять пароли и применять двухфакторную аутентификацию…
Выводы
Тот факт, что ресурс «ВКонтакте» регулярно сталкивается с проблемами приватности, госконтролем и масштабными хакерскими атаками, говорит о его весомой роли в Рунете. А недавний ребрендинг и переход на международный домен VK.com свидетельствуют, что компания готова побороться за иностранную аудиторию.