Суперзумы
Какие камеры являются суперзумами
Для каких задач оптимален суперзум
Какие ограничения у суперзумов
Что предлагают производители в данном сегменте
Какие камеры являются суперзумами
Суперзумом можно считать камеру с оптическим увеличением от десяти крат и выше (фокусное расстояние от 250 мм в 35-мм эквиваленте и больше). Однако поскольку сегодня обычные компакты тоже имеют большой оптический зум, то существует градация еще и по формфактору. Своей формой классические суперзумы напоминают зеркалки – с характерным удобным хватом под правую руку. Поясню на примере: если взять две актуальные камеры из линейки Canon – PowerShot SX260 HS и PowerShot SX500 IS, кстати, обе являются суперзумами в том смысле, что обеспечивают большое оптическое увеличение, и сравнить их, то сразу видно принципиальное различие формфакторов. Первая – типичный компакт, а вторая – классический суперзум. PowerShot SX500 IS выглядит более массивно и солидно.
Для каких задач оптимален суперзум
Суперзум подойдет тем пользователям, которым требуется съемка объектов с максимальным приближением, при этом зеркалка для них представляется более дорогой и сложной в освоении, а компакт недостаточно удобным. Суперзум удобен в туристических поездках, при съемке дикой природы (животных) и массовых/спортивных мероприятий, когда вы хотите зафиксировать все детали происходящего, а близко к объекту съемки подойти нет возможности.
Какие ограничения у суперзумов
Основное свойство суперзума – универсальный объектив, с поправкой на то, что сказано выше. Подобная камера способна снимать не только в теле-, но и в макрорежиме (на расстоянии в несколько миллиметров), а также вести широкоугольную съемку.
Суперзум обеспечивает лучшую цену за сравнимое оптическое увеличение, так как стоимость хорошего ультразум-объектива с аналогичным фокусным расстоянием для зеркальной камеры начинается от 20 тыс. рублей. Однако это преимущество условное, поскольку характерное свойство подобного объектива – оптические искажения.
Владельцы суперзумов иногда жалуются на ошибки автофокуса. Этим грешат модели всех производителей. Выйти из положения можно настройкой фокуса вручную, однако он есть не у всех моделей, да и реализация далека от идеала. Все-таки по скорости и точности ничего лучше оптического видоискателя нет.
Другая особенность камер данного класса – небольшая по размеру матрица (меньше, чем у зеркалки), а значит, и более низкое качество. В этом смысле суперзумы не лучше компактов.
Кроме того, сравнительно невысокая разрешающая способность самого объектива суперзума не позволяет полностью раскрыть потенциал матрицы, сколько бы мегапикселей в ней ни было. Советую с осторожностью относиться к максимальным значениям разрешения, ибо размер снимка в пикселях это одно, а его детализация – другое.
Что предлагают производители в данном сегменте
Canon
Линейка интересна качественными матрицами CMOS. Опыт производителя в создании лучших на рынке сенсоров отразился и здесь. Преимущество для пользователя заключается в том, что в равных условиях суперзумы Canon дадут более чистую (от шумов) картинку. Из трех суперзумов производителя две модели (PowerShot SX50 HS, PowerShot SX40 HS) созданы на основе матрицы CMOS, третья (PowerShot SX500 IS) – на CCD.
Еще одним предметом гордости японской компании является аппарат с максимальным оптическим зумом в классе – 50 крат! Модель PowerShot SX50 HS имеет фокусное расстояние 24–1200 мм в 35-мм эквиваленте. Можно снимать луну со штатива. Понравится она не только любителям снимать звездное небо, но и поклонникам спортивных состязаний – за счет хорошей скорости серийной съемки (13 кадров/с). Кстати, это единственный суперзум производителя с поддержкой формата RAW.
При съемке в условиях недостатка освещения хорошо проявит себя модель PowerShot SX40 HS на матрице с технологией задней подсветки. Ее особенность заключается в упрощении попадания света на фотодиоды, что положительно влияет на уровень шумов при заданной светочувствительности. Кстати, максимальное ISO у PowerShot SX40 HS составляет 3200.
Различаются суперзумы тем, что у PowerShot SX50 HS и PowerShot SX40 HS есть электронный видоискатель и башмак для вспышки, а у PowerShot SX500 IS нет ни того ни другого (кадрирование происходит при помощи ЖК-дисплея). Кроме того, PowerShot SX50 HS с PowerShot SX40 HS позволяют записывать видео в формате Full HD, а максимальное разрешение видеороликов у PowerShot SX500 IS не превышает 1280×720 точек. Кодек видео во всех трех аппаратах – H.264. И это безусловный плюс (высокая степень сжатия при сохранении высокого качества).
Стабилизация изображения в PowerShot SX40 HS и PowerShot SX500 IS оптическая. У PowerShot SX50 HS – двойная.
В плане удобства съемки и разрешения видео «сороковая» и «пятидесятая» модели имеют преимущество. «Пятисотую» я советую тем, кому нужен суперзум с максимальным разрешением при условии, что вы готовы обходиться без электронного видоискателя.
Fujifilm
Этот производитель выделяется самой большой линейкой суперзумов, успешно выпуская соответствующие модели разных классов, и даже имеет клуб любителей данных аппаратов.
Оптический 30-кратный зум (максимальный для Fujifilm) предлагают сразу четыре камеры. Практически все модели имеют стабилизатор изображения, основанный на сдвиге матрицы. Кроме того, отмечу такое полезное свойство, как емкий аккумулятор. Гарантируется возможность создания от 300 кадров от одной зарядки и выше.
Любители видеосъемки должны иметь в виду, что прогрессивный кодек H.264 используют только старшие суперзумы. Младшие модели, FinePix S4ххх – менее качественный Motion JPEG. Для него характерен более низкий коэффициент сжатия и артефакты.
Старшие модели, FinePix HS30EXR и FinePix HS25EXR, отличаются типом матрицы (CMOS), возможностью ручной фокусировки, записи Full HD-видео, высокой светочувствительностью и наличием башмака для вспышки. В то время как у остальных матрица типа CCD, разрешение видео лишь HD, максимальная светочувствительность меньше, а вспышка только встроенная.
Лучшей в линейке является FinePix HS30EXR. Она может снимать в формате RAW. Остальные – только в JPEG.
Nikon
Модельный ряд суперзумов Nikon во многом аналогичен тому, что предлагает его извечный конкурент: есть четыре модели, одна из них флагманская, остальные три попроще. У камер хорошее качество изображения, высокое разрешение для своего класса и единый кодек видео (H.264).
Nikon принадлежит второй по показателю максимального оптического зума аппарат в сегменте. Модель Coolpix P510 способна увеличивать до 42 крат (24–1008 мм в 35-мм эквиваленте). Уступая лидеру, PowerShot SX50 HS, камера Nikon тем не менее стоит на 6000 рублей дешевле. Стоят ли дополнительные 8 крат таких денег – вопрос интересный.
От остальных суперзумов производителя Coolpix P510 отличается используемым типом матрицы (BSI CMOS, у других – CCD), наличием электронного видоискателя и поворотного ЖК-дисплея, возможностью записи видео в формате Full HD (у других HD), собственным аккумулятором (в другие можно установить «пальчиковые» батарейки), а также встроенным модулем GPS. Последний позволяет записывать местоположение, в котором был сделан снимок, в виде «геотегов» в Exif-файл.
Следующая в линейке производителя – камера Coolpix L810, она имеет то же разрешение матрицы, но почти вдвое меньший оптический зум – 26-кратный.
Еще две модели, Coolpix L310 и Coolpix L120, похожи не только внешне, но и внутренне: у обеих одинаковая матрица, оптический зум (21-кратный) и система стабилизации (на основе сдвига матрицы). Более высокая максимальная светочувствительность у Coolpix L310.
Olympus
Линейка суперзумов этого производителя имеет ключевую особенность – отсутствие электронного видоискателя. Кадрировать предлагается при помощи ЖК-дисплея. Что известным образом сказывается на удобстве съемки и времени автономной работы. Впрочем, справедливости ради скажу: это характерно и для камер без электронного видоискателя других производителей.
Вторая особенность – оптимальное соотношение цены и кратности оптического зума. По данному параметру особенно выделяется модель SP-810UZ: 8 тыс. рублей за 36-кратное увеличение – один из лучших в классе показателей.
В то же время максимальный оптический зум у модели SP-820UZ – 40 крат (22–880 мм в 35-мм эквиваленте).
Снимать видео в формате Full HD могут модели SZ-30MR, SZ-31MR iHS, SP-720UZ и SP-820UZ (ролики кодируются в H.264). У остальных HD-разрешение.
Двойной стабилизатор изображения имеют SP-810UZ, SP-720UZ и SZ-30MR, оптический – у SP-820UZ и SZ-31MR iHS. Последнюю камеру выделю особо – за широкий диапазон светочувствительности и сенсорный ЖК-экран.
Panasonic
Максимальный оптический зум в линейке производителя – 24 крат. Зато его предлагают сразу три аппарата. Нравится наличие электронного видоискателя у всех моделей, кроме DMC-LZ20. Очень интересны возможности видеосъемки. Во-первых, суперзумы производителя используют AVCHD – улучшенный видеокодек высокого разрешения (лучшее качество видео, меньшие требования по хранению данных). Во-вторых, обеспечивают высокую скорость съемки – до 60 кадров/с. Кроме DMC-LZ20, все модели снимают видео в формате Full HD.
Матрица с самым большим разрешением у моделей DMC-FZ62 и DMC-LZ20. Правда, тип у них разный: у первой CMOS, а у второй СCD.
Башмак для вспышки есть только у модели DMC-FZ200, остальные аппараты линейки снабжены встроенной вспышкой. Ее же похвалю за поддержку RAW.
Pentax
Классический суперзум у производителя сегодня один – X-5. Не имея полноценной линейки (как у Olympus и Panasonic), Pentax постарался создать максимально сбалансированную камеру, которой будет удовлетворено большинство пользователей.
У нее нет рекордного оптического зума – увеличение 26-кратное (фокусное расстояние 22–579 мм в 35-мм эквиваленте). Матрица CMOS с обратной засветкой, а значит, можно рассчитывать на приемлемый уровень шумов при высоких ISO. Применяется двойная стабилизация изображения. Нет башмака? Не беда – встроенная вспышка в активированном положении поднимается достаточно высоко, а это плюс. Не хотите пользоваться ЖК-экраном? Есть электронный видоискатель. Потребовалось снять ролик в максимальном качестве? Пожалуйста, полноценное Full HD с кодеком H.264 и стереозвуком. Любите спорт и съемку в динамике? Есть 10 кадров/с!
При этом рекомендованная цена на аппарат вполне разумная – не превышает психологическую отметку в 10 тыс. рублей.
Sony
Здесь история та же, что и с Pentax: к категории суперзумов относится единственная модель DSC-HX200V.
В своем классе аппарат предлагает лучшее разрешение – 18,2 Мп. В его основе используется матрица типа CMOS. Оптический зум 30-кратный (фокусное расстояние 27–810 мм в 35-мм эквиваленте). Видоискатель – электронный. Доступна съемка с высокой светочувствительностью, ручные настройки, включая баланс белого. Видео можно снимать в разрешении Full HD и на высокой скорости. Лучший на сегодня кодек – AVCHD. К слову, Sony разработала его в сотрудничестве с Panasonic.
Технически камера выглядит интересно. В ней есть даже встроенный модуль GPS. Однако рекомендованная цена, на мой взгляд, завышена (за эти деньги можно купить зеркалку начального уровня). Можно посетовать на отсутствие поддержки формата RAW и башмака для вспышки – для аппарата данного класса они были бы кстати.
Выводы
Рассчитывая приобрести суперзум, вы должны помнить о том, что несмотря на плюсы универсального объектива и удобного корпуса, эти устройства являются по сути компактами – с маленькой матрицей и отсутствием возможности ручного зумирования (в большинстве своем). Исключением являются, например, камеры Fujifilm FinePix HS25EXR и FinePix HS30EXR – они позволяют управлять зумом так же, как это реализовано в зеркалках и системных камерах (вращением кольца на объективном блоке). Отсутствие ручного зума в камерах Fujifilm FinePix SL300, Nikon Coolpix L120 и Panasonic Lumix DMC-FZ150 отчасти компенсировано тем, что кнопка управления зумом у них продублирована на объективном блоке. Это позволяет более удобно управлять съемкой, держа камеру двумя руками. По части качества изображения и удобства управления суперзумы уступают зеркалкам, зато в плане эргономики они лучше компактов, что сразу чувствуется, стоит только взять в руки аппарат и сделать несколько пробных снимков. Однако есть то, что выделает их на фоне всех типов устройств, – выгодная цена за фокусное расстояние. В этом суперзумы уникальны.
Опубликовано 28.11.2012