Почему «гугломобиль» не прокатил?
Последнее время визионеры и футурологи наперебой заговорили о скором наступлении эпохи беспилотных автомобилей. Однако уходящий год преподнес неожиданный сюрприз. Сразу два ИТ-гиганта, которые, как ожидалось, станут драйверами автомобильной революции, внезапно отказались от своих амбициозных планов.
Автопилот как сервис
Буквально на днях в прессе появилась информация, что Google фактически сворачивает работы по созданию беспилотных авто. Вместо этого поисковый гигант сосредоточится на том, что у него получается лучше всего: создании сервисов. Система пилотирования от Google будет предлагаться автопроизводителям по аналогии с тем, как Android – разработчикам смартфонов.
Как оказалось, построить полный цикл автопроизводства с нуля – задача слишком затратная даже для Google. Именно объемы инвестиций, как сообщается, заставили топ-менеджмент пересмотреть планы. И в этом есть рациональное зерно – зачем интернет-компании возиться с двигателями и ходовой, если все это в совершенстве освоено лидерами автопрома?
На текущий момент у Google уже есть договоренности об установке своей системы на модели концерна Fiat Chrysler. Ожидается, что первые серийные образцы сойдут с конвейера к концу 2017 года.
Несколькими месяцами ранее тем же путем решили пойти и в Apple. Здесь все работы над беспилотниками проходили в тайне, что для яблочников весьма характерно. Но масштабы проекта не позволили сохранить интригу: как только работы были свернуты, а ответственные сотрудники уволены, информация моментально просочилась в СМИ. Как утверждают источники, проект сузили до софтверных разработок. Вероятно, речь идет о системе, которую могли бы применять сторонние автопроизводители. То есть тот же подход, что у Google.
И все-таки она ездит
Но пока в Apple и Google раздумывают, с какой стороны штурмовать автопром, первые робомобили уже колесят по дорогам.
Например, система автономного вождения в предыдущем поколении электрокаров Tesla требует участия водителя лишь в плохую погоду, а в новом поколении оно и вовсе не потребуется. Правда, компания не спешит активировать данную функцию для массового пользователя (если это понятие применимо к Tesla). Во-первых, не во всех странах технология разрешена. Во-вторых, зафиксировано несколько серьезных ДТП, причиной которых могла стать ошибка автопилота. Тем не менее функция постоянно совершенствуется и будет встраиваться во все модели. А на конец 2017-го в Tesla планируют первый беспилотный автопробег из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк.
В свою очередь, Uber предоставляет услуги такси на базе автопилотируемого автомобиля. Систему разработали совместно с Университетом Карнеги-Меллон и запустили в коммерческую эксплуатацию в нескольких городах США. Правда, на деле все выглядит не так впечатляюще: в «самоуправляемой» машине находятся сразу два человека – водитель и инженер, они наблюдают за работой системы и при необходимости вмешиваются в управление. Разумеется, все это лишь на период тестового режима, в будущем автомобиль научат обходиться без живых помощников. Ну а планы весьма амбициозные – заменить компьютерами около полутора миллионов водителей такси. При этом в Uber не создавали свой автомобиль, а оборудовали системой автопилота седан Ford Fusion (в Европе и России известен как Ford Mondeo): на крыше установлена система из камер и сенсоров, а сзади – специальные радары и датчики.
Столь длительный процесс обкатки технологий связан с вопросами безопасности и госрегулирования. Разработчики робомобилей утверждают, что автопилот сократит число ДТП на дорогах, где ежегодно гибнет около 1,3 млн человек. Оно и понятно: искусственный интеллект не устает, ездит строго по правилам и не может не заметить пешехода или запрещающий сигнал светофора.
Однако это в идеале, а пока такие системы далеки от совершенства и ДТП с их участием регулярны. Интересно и то, как они будут работать на бездорожье, с некачественной разметкой и т. д., что, как известно, актуально и для нашей страны.
Лучше, быстрее и дешевле
Отдалит ли эпоху беспилотных автомобилей отказ Apple и Google от их производства? Едва ли. Скорее напротив – в связке с традиционными автопроизводителями результат может получиться лучше, быстрее и дешевле. Достаточно вспомнить триумфальное шествие ОС Android, которая полностью изменила наши представления о возможностях смартфонов. Вполне вероятно, нечто подобное произойдет и в автопроме. Да, разработки пока далеки от идеала, но возьмите первые версии зеленого робота и посмотрите, на что способны смартфоны на данной платформе сегодня.
Опубликовано 21.12.2016