Импортозамещаем фотоаппараты, или Воскрешение «Зенита»

Логотип компании
Импортозамещаем фотоаппараты, или Воскрешение «Зенита»
Знаменитые советские фотокамеры хотят вернуть на рынок в новой ипостаси – элитной техники. Чем обернется эта затея?

Фотоаппараты «Зенит» вернутся на рынок в новой ипостаси – элитной техники. О цели этого шага Василий Бровко, директор по коммуникациям и стратегическим исследованиям «Ростеха», заявил буквально следующее: «Это очень востребованный продукт, мы хотим сделать его люксовым аппаратом, по аналогии с Leica».

Что ж, задействовать огромный опыт Красногорского завода им. С. А. Зверева, который ныне принадлежит госкорпорации, дело хорошее – реальная инвестиция в разработку и производство отечественной техники. Вот только есть несколько нестыковок. 

Импортозамещаем фотоаппараты, или Воскрешение «Зенита». Рис. 1

Василий Бровко: «Мы хотим сделать “Зенит” люксовым аппаратом»

Во-первых, в отличие от Leica, «Зенит» никогда не был премиальным брендом. В советские времена фотографы использовали эти камеры просто потому, что достать японские или немецкие было крайне сложно. Причем имели сразу несколько: пока одним снимали, другой находился в ремонте, так как затворы и другие узлы не отличались надежностью. Станут ли покупать нынешний «Зенит» за 100 тыс. рублей? Сомнительно.

Во-вторых, достаточно вспомнить, что даже такой гигант, как Hasselblad, выпускает под своим брендом чуть видоизмененные камеры Sony (модель HV – это A99, Lunar – NEX-7, а Stellar – RX100 II). Да и та же Leica грешила с Panasonic. Ну а что логотип Carl Zeiss можно встретить даже на телефонах, при всем уважении к Nokia и говорить стыдно.

К чему я все это? Разработка камеры – дело затратное, да и комплектующих в России просто нет. Зато осталась оптика – «Гелиосы», «Зенитары», «Индустары». При должном старании вернуть их на конвейер несложно. Инженеров, правда, мало, но механику, думаю, осилить реально – старая гвардия жива. А вот электроники нет, и на нашем веку вряд ли появится. Поскольку в «Ростехе» в достатке денег, а не технологий, то матрицу, процессор и всю обвязку придется покупать. Но так соблазнителен путь того же Hasselblad – а чем «Зенит» хуже, правда? Договориться с производителем фотокамер, поставить на корпус свой логотип, чуть изменить пару деталей и продавать чужую разработку под своей торговой маркой. Вот только боюсь, если проект и будет реализован, в лучшем случае мы увидим нечто типа Fujifilm FinePix X100 по завышенной цене. То есть компактную камеру, вызывающую у покупателя ностальгические чувства. Ну а учитывая наши российские особенности, за исходник будет взят какой-нибудь продукт “Made in PRC”.

Импортозамещаем фотоаппараты, или Воскрешение «Зенита». Рис. 2

Если все обернется именно так, то весь оставшийся опыт, все хорошее, за что любили (и любят по сей день) советскую оптику, будет окончательно похоронено. И под маской импортозамещения мы получим очередную поделку, рассчитанную на ура-патриотов. Правда, называться она должна будет не «Зенит», а «Смена» или на худой конец «ФЭД».

Очень хочу надеяться, что я ошибаюсь. Что инвестиции в бывший КМЗ не обернутся пшиком, что появится зеркалка с новым типом байонета (если Ricoh не позволит использовать K), что будут переизданы прекрасные советские объективы – с возможностью автоматической фокусировки. Что, наконец, мы получим совместимость с огромным парком оптики с резьбой M42, до сих пор востребованной на вторичном рынке. Да, электроника и матрица будут импортными, зато продукт будет наш. Именно таким я хочу видеть «Зенит» – вот только как окажется на самом деле?..

Читайте также
И хотя Gartner ушел из России, он продолжает играть определенную роль на мировом рынке, делая прогнозы о технологических трендах, которые будут (или могут) задавать тон в ближайшие годы. И вот в конце октября на Gartner IT Symposium/Xpo 2024, аналитики американской компании вновь порадовали нас горячей десяткой стратегических технологических тенденций на год грядущий, выделенных Gartner, с примерами сценариев их применения.

Похожие статьи