Дважды по миллиарду
Популярные приложения Gmail и WhatsApp почти одновременно преодолели планку в миллиард пользователей, войдя в жизнь чуть ли не четверти населения Земли. Самое время вспомнить некоторые страницы истории этих сервисов.
Почта, которую ждали
Google запустила свой почтовый сервис в 2004 году. В то время правили бал локальные информационные порталы, которые, кроме всего прочего, предлагали услугу электронной почты. Они и сегодня в строю, но многие владельцы ящиков на Rambler или Mail.ru наверняка используют и Gmail.
Немногие знают, что в закрытом режиме работы над Gmail велись в течение трех лет до официального запуска. И, когда 1 апреля сервис наконец объявил о себе, многие журналисты и эксперты сочли это первоапрельской шуткой: во-первых, новость следовала сразу после сообщения о запуске исследовательского центра на Луне, а во-вторых, абонентам новой почты пообещали целый гигабайт под хранение данных (в сотни раз больше, чем у главного конкурента – Hotmail от Microsoft).
Но фишка заключалась вовсе не в щедрости авторов, а в самой концепции почтового сервиса, которому не нужен десктопный клиент. В те времена использование Outlook или подобных программ для работы с почтой было стандартом как для компаний, так и для рядовых пользователей. Google же пошла по пути создания полнофункционального онлайн-клиента, не нуждающегося в подобных костылях. Полноценный поиск по письмам, их хранение, сортировка, адресная книга и работа с большими вложениями – все это изначально реализовано прямо в браузере.
Сыграла роль и атмосфера избранности: целых три года зарегистрироваться в Gmail можно было только по инвайту, причем каждый пользователь мог пригласить нескольких друзей. Доходило до смешного – инвайты в Gmail продавались на eBay за $100-150. Лишь в 2007 году сервис стал открытым для всех. Ну а пик его популярности связан с распространением мобильной платформы Android. Согласитесь, сложно представить полноценное использование смартфона без Gmail и Google Play.
Революция общения
В мире мессенджеров у WhatsApp особое место. И дело не только в том, что Facebook заплатила за стартап фантастические $19 млрд, чтобы записать этот бриллиант в свой актив. Уже на тот момент сервис обладал 500 млн пользователей и довольно самобытной историей. Взять хотя бы утверждение основателей, что на маркетинг и рекламу не было потрачено ни цента – доходы поступали за счет абонентской платы. Первый год бесплатный, а начиная со второго взималось $0,99. Казалось бы, пустяк, но если умножить на упомянутые полмиллиарда пользователей – для команды в 55 человек сумма внушительная. Позднее аудитория выросла вдвое, и абонентскую плату отменили.
Секретом успеха WhatsApp стали грамотно подобранная функциональность и удачное время старта – пользователи тогда массово обзаводились смартфонами и искали альтернативу традиционным SMS и MMS. Простота настройки и применения обеспечила доступ к сервису всех слоев населения вплоть до пожилых людей. А групповые чаты и удобный обмен мультимедийным контентом закрепили успех.
Второй важный момент – безопасность. Создатели изначально позиционировали свое детище как максимально защищенное от взлома и шпионажа (неудивительно, ведь сооснователь компании Ян Кум вырос в СССР, где хорошо знали, что такое спецслужбы). Одним из способов защиты стала привязка аккаунта к телефонному номеру: пользователю уже не нужно запоминать имена и пароли, а злоумышленники не смогут их подобрать или взломать. Это еще и удобно, поскольку приложение синхронизируется с телефонной книгой смартфона – не приходится вести отдельный список контактов. По словам разработчиков, все сообщения, отправленные по WhatsApp, автоматически удаляются с серверов после пересылки адресату. Следовательно, взламывать серверы, чтобы получить доступ к истории чьей-то переписки, бессмысленно.
Выводы
Мы живем в эпоху глобальных сервисов вроде Gmail, WhatsApp и им подобных. Однако и их взрывная экспансия в конце концов неминуемо замедлится, как это произошло с такими гигантами, как Facebook и Twitter. Возможно, нынешние миллиарды еще не предел, но прежние темпы едва ли удастся сохранить. Во-первых, появляется все больше альтернатив, которые выбирают из разных соображений, в том числе за более качественную локализацию и поддержку. Во-вторых, рост сервисов напрямую связан с проникновением Интернета, а на старушке-Земле с каждым днем все меньше мест, где это чудо прогресса остается недоступным.
Опубликовано 10.02.2016