Прямоугольник под копирку

Логотип компании
Прямоугольник под копирку
Создать что-то принципиально новое на базе одной и той же прямоугольной пластинки часто не под силу даже гениальному дизайнеру.

Копирую, потому что человек

Слизать формы


Судебные баталии между Samsung и Apple утихли, но тема копирования по-прежнему актуальна на мобильном рынке. Посмотрите на новинки производителей – и вы увидите много общего. Причем дизайн лишь видимая часть айсберга.

Копирую, потому что человек

Психологи подтвердят, что копирование заложено в социальную модель поведения человека. В детстве мы постигаем окружающий мир, воспроизводя действия и поступки родителей. Затем появляются другие кумиры, у которых мы заимствуем стиль одежды, прическу, приемы достижения успеха в бизнесе.

В мире портативной электроники копирование достигло космических масштабов. Все потому, что выбор дизайнерских и технологических решений, претендующих на коммерческий успех, очень ограничен. Если бы вас попросили нарисовать идеальный смартфон, наверняка на листе появились бы очертания последнего iPhone или Galaxy. В лучшем случае нечто среднее между ними.

Стоит ли удивляться, что точно так же поступают производители, независимо от занимаемой ими доли рынка и размеров бизнеса. Взять лучшее из существующего – примерно такое негласное кредо исповедуют тысячи дизайнеров и инженеров.

Получается, ничего нового уже не создается? Вовсе нет. Интересные и оригинальные решения появляются чуть ли не каждый день. Но стоит вам заикнуться о деталях разработки, как аналогичное ноу-хау анонсируют конкуренты. Патенты, авторское право – все это для судов и адвокатов, но не для разработчиков. В конце концов, заработать три миллиарда, чтобы один из них потратить на судебные издержки, – не такой уж плохой вариант.

Вспомним технологию беспроводной индукционной зарядки, которую одной из первых предложила Nokia. Сегодня ею уже мало кого удивишь – встречается у многих брендов, и не только в смартфонах. А Intel еще на CES ‘2014 показала свой прототип питательной чаши. Речь идет об индукционной поверхности в виде тарелки, куда можно класть любой гаджет, поддерживающий данную технологию. Лично я верю, что возможности технологии далеко не исчерпаны, и в конце концов кто-то принесет беспроводную зарядку в каждый дом, от чего мир только выиграет. Но это возможно лишь в том случае, если технологию смогут развивать все желающие. Если же представить, что любое заимствование пребывает под жестким табу, то большинство разработок вечно бы пылились на полках патентных бюро.

Прямоугольник под копирку. Рис. 1

Слизать формы

Но если от заимствования технологий и разработок прогресс только выигрывает, то с дизайнерскими решениями не все так однозначно. Вспомним громкие тяжбы Apple против Samsung вокруг дизайна смартфонов и планшетов. Для постороннего наблюдателя все выглядело так, будто «яблочники» хотят запатентовать прямоугольник и запретить конкурентам создавать устройства такой формы.

Всякому ясно, что идея абсурдна, и конфликт со временем сошел на нет. Как Samsung, так и все остальные производители продолжили выпускать прямоугольные устройства, слизанные, по мнению Apple, с iPhone и iPad. Но настала очередь второго акта Марлезонского балета. Убедившись, что купертиновцам вряд ли удастся что-либо доказать в судах, конкуренты оживились и принялись копировать с удвоенной силой.

Если устройства Galaxy, с которых начался весь сыр-бор, лишь отдаленно напоминали продукцию Apple, то взгляните на профиль Huawei P6. Его металлическая рамка до боли напоминает оную в iPhone 5/4s. Формы еще одного китайца – Meizu MX3 – навевают мысли об iPhone 3G/3Gs. А последний флагман Huawei P7, на мой взгляд, родной брат Sony Xperia. Но Lenovo обошла всех. В октябре на шпионских снимках ее новинка отличалась от iPhone 6 разве что логотипом. Прошло время, и аппарат представили официально: Lenovo S90 Sisley действительно сложно было отличить от собрата, ну только объектив камеры не выпирает да пластиковая заглушка антенны не портит тыльную поверхность. На месте Apple я бы взорвалась от возмущения, но та либо изменила тактику реагирования на подобные выходки, либо удовлетворилась тем, что опус китайца продается пока только на родине.

Прямоугольник под копирку. Рис. 2

Huawei P7 – родной брат Sony Xperia

Прямоугольник под копирку. Рис. 3

Lenovo S90 Sisley отличается от iPhone 6 разве что логотипом

Не удивлюсь, если прецедент развяжет руки мелким игрокам. Представьте себя на месте начинающего производителя, который всеми силами стремится заявить о себе. А тут все просто: представляем клон любого успешного флагмана, и шумиха в СМИ обеспечена. И это безо всякой рекламы и серьезных инвестиций в дизайн.

Но много ли можно вспомнить откровенных подделок, сумевших потеснить оригинал? Лично я не знаю таких. А громкие судебные процессы, судя по всему, возникают не тогда, когда чей-то продукт слишком уж напоминает другой, а когда он становится серьезным конкурентом, мешая продажам. Все остальное – всего лишь предлог. 

Выводы

И все-таки: плохо ли копировать? Если говорить о технологиях, то здесь действует принцип «одна голова хорошо, а две лучше». То есть у десятков разработчиков гораздо больше шансов довести до совершенства ту или иную технологию, нежели у ее автора. Что касается дизайна, вряд ли заимствование прямоугольной формы или металлического бортика способно нанести ущерб бренду. Скорее речь идет о тренде. Так уж сложилось, что смелые эксперименты с дизайном смартфонов остались в эпохе слайдеров и раскладушек. А создать что-то принципиально новое на базе одной и той же прямоугольной пластинки, думаю, не под силу даже гению.

Опубликовано 19.11.2014

Похожие статьи