Три потускневшие звезды
Очередной финансовый квартал не принес радужных новостей Samsung: чистая прибыль по сравнению с прошлым годом упала на 20%. Впрочем, для руководства южнокорейской компании это не стало неожиданностью — главный по финансам Ли Санг Хун (Lee Sang Hoon) давно в курсе, что дела идут «не так, как ожидалось». Что ж, жизнь умеет преподносить неприятные сюрпризы бизнесу, и публика уже начала всерьез обсуждать, не начало ли это конца и не потускнели ли «Три Звезды».
За последние несколько лет произошло столько событий, прямо или косвенно влияющих на мировую экономику, что можно было бы и не удивляться, но поиск причин неудач отдельно взятой компании — дело увлекательное. Предположения, одно мрачнее другого, посыпались как из рога изобилия. Громкие судебные разбирательства с Apple, утрата рыночных позиций в ряде стран, агрессивная интервенция китайских реплик известных брендов по демпинговым ценам — лишь малый перечень потенциальных виновников нынешнего положения Samsung. Внесла свою лепту и корпоративная политика. Ставка на неслыханную щедрость инвестиций, высокие зарплаты специалистов, титанические затраты на рекламу в нынешних условиях вызывают лишь недоумение. А построить дорогу за несколько часов и сушить ее вентиляторами, чтобы перевезти пару станков – что это, если не откровенное вышвыривание денег на ветер.
Всё так, однако нельзя не учитывать некоторые нюансы. Например, тяжба с той же Apple не так уж провальна: в 2012 году Samsung удалось не только отбить позиции, сняв запрет на реализацию своих мобильных устройств в США, но и добиться выплат компенсации. Да и «Яблочко» не сказать чтобы было чрезвычайно успешным в плане продаж, так что судебный фактор можно и не учитывать. Как, впрочем, и сокращение рынка в некоторых странах: даже суммарная цифра потерь ничтожна на фоне резкого снижения покупательной способности. Переход же на дешевый китайский нонейм тоже не столь поголовный, как кажется. Да, многие действительно согласны пользоваться, что называется, чем попало, однако понятий престижа и статусности никто не отменял.
И все же обратимся к реальности, ведь слухи – источник ненадежный. Судя по всему, наибольшие потери Samsung понесла все-таки именно на рынке мобильных устройств – смартфонов и планшетов. Флагман Galaxy S5 не снискал того горячего приема у аудитории, как его предшественник. Из-за этого (плюс возросшая конкуренция) пришлось увеличить маркетинговые расходы, что и сказалось на итоговой прибыли. Кроме того, сам производитель отмечает чрезмерно низкий сезонный интерес к его продукции. Да и локальные игроки не дремлют, постоянно расширяя ассортимент своей продукции, что приводит к перенасыщению рынков. А ведь ни для кого не секрет, что народ зачастую более охотно приобретает отечественный товар, чем привозной: здесь играют роль и соображения патриотизма, и более развитый сервис, и потребительский менталитет.
Выводы
Samsung придется серьезно подумать, как изменить ситуацию в лучшую сторону. Перетянуть одеяло на себя уже не выйдет – на мобильном рынке и так слишком тесно, а вкладывать еще больше в рекламу и маркетинг в нынешних условиях неразумно. Хорошим подспорьем для корейцев стал чемпионат мира по футболу, стимулировав продажи телевизоров с большой диагональю, но это уже в прошлом. По всей видимости, Samsung ничего не остается, как продолжить упор на TV, производство микросхем памяти и процессоров, развивать сегмент носимых компьютеров, не забывая подпитывать «мобильное» подразделение. В любом случае, вернуться к прежним цифрам прибыли вряд ли получится быстро. Если вообще этому суждено сбыться…