Пойду-ка, постреляю

Логотип компании
Пойду-ка, постреляю
Мы вновь и вновь слышим от разного толка медийных персонажей, не знающих сути вопроса, страшилки о вреде компьютерных игр.

Устали от высоких технологий? Добро пожаловать в рубрику «Политическая жизнь страны». Сегодня я расскажу в ней, как депутаты пытались ограничить продажу компьютерных игр и почему у них ничего не вышло.

Предыстория такова. Член «Справедливой России» Олег Михеев предложил законопроект, исключающий «возможность распространения программ для ЭВМ и баз данных в местах, доступных для детей». Не касаясь личности самого депутата, бурной карьерой которого заинтересовался даже Следственный комитет, скажу только, что в возросшем уровне жестокости несовершеннолетних г-н Михеев обвинил компьютерные игры, связав их, в частности, с пропагандой насилия. К счастью, в Госдуме достаточно умных людей, чтобы не пропустить в жизнь этот во всех смыслах бестолковый документ. Пугает другое: мы вновь и вновь слышим от разного толка медийных персонажей, не знающих сути вопроса, страшилки о вреде компьютерных игр.

К слову, старшее поколение усматривало в видеоиграх угрозу для психического развития поколения подрастающего с того момента, как те появились. Например, еще в 1982 году известный американский врач Чарльз Эверет Куп (Charles Everett Koop) говорил, что видеоигры могут быть опасны для здоровья молодежи и вообще в них нет ничего созидательного. Впоследствие подобные высказывания позволяли себе и другие деятели, в итоге получили то, что имеем: «Давайте все запретим, не то наши дети друг друга перестреляют».

В родительской заботе самой по себе ничего плохого нет, но когда она умножается на незнание, получается убойная смесь. В пояснительной записке к законопроекту Михеев вспомнил Александра Копцева и Дмитрия Виноградова, которые, по его словам, переиграли в “Postal 2” и “Manhunt”. Однако берусь поправить: первый, будучи антисемитом, одно время входил в банду скинхедов, а второй в момент совершения преступления страдал психическим расстройством (о чем есть заключение экспертизы).

Пойду-ка, постреляю. Рис. 1

Так вот, если судить по западным исследованиям, четкой взаимосвязи между жесткими видеоиграми и реальным насилием нет. Об этом черным по белому написано в ряде публикаций Journal of Experimental Social Psychology и Aggressive Behavior. Более того, если вспомнить выводы ученых Мичиганского университета, чем больше дети играют, тем красивее они рисуют и лучше пишут. А в одной из публикаций American Psychologist утверждается, что геймеры имеют преимущество в когнитивных навыках. Причем, что интересно, позитивнее всего влияют шутеры. Да-да, те самые, типа “Postal 2”, в которой, к слову, есть выбор – убить врага или убежать от него (можно даже пройти игру без единого убийства) и которая, как убежден Михеев, воспитала будущего убийцу. Но не знать сути вопроса – это одно (многие люди старшего поколения играми не увлекаются, им простительно), а выстраивать на этом стратегию жизни страны – совсем другое. Где вреда больше, вы, думаю, знаете.

Автор этих строк и сам играет регулярно, и друзей-геймеров у него предостаточно, и всем нам сложно представить, что шутер заставил кого-то взяться за реальное оружие и расстреливать всех направо и налево. Наоборот – это своего рода эскапизм, средство снятия напряжения. Не играй Копцев в компьютерные игры, возможно, та история обернулась бы куда худшими последствиями.

В законопроекте г-на Михеева предлагается разделить места продаж «взрослых» и «детских» программ для ЭВМ и баз данных, а доступ детей к местам первых исключить. Не знаю, слышал ли депутат, что такое Steam и Origin, но, судя по его высказываниям, он явно не в курсе, что игру можно приобрести не только на физическом носителе, но и в «цифре». Даже если допустить, что покупать игры с рейтингом «18+» можно будет только по банковской карте или паспорту (вы только представьте!), никто не отменил торрентов. Дети у нас куда грамотнее своих родителей в вопросе компьютеров. Если захотят играть – способ найдут. И никакой закон тут не решит проблему. Сделает это только разумный подход: одних – к воспитанию, других – к тому, как жизнь лучше обустроить.

Читайте также
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Похожие статьи