Как NVIDIA потеряла, а AMD приобрела
На рынке игровых приставок смена поколений. В основе двух из них – PlayStation 4 и Xbox One – новая архитектура. Почему это произошло?
Восемь лет существования платформы – по нынешним меркам из ряда вон. Предыдущее поколение – GameCube, PlayStation 2 и Xbox – продержалось пять лет, а вот последователи, кажется, заигрались в долгожителей. Причин тому несколько, и одна из них в том, что PlayStation 3, Wii и Xbox 360 оказались удачными продуктами. Причем не только в плане линеек игр, но и по части поддержки новых технологий. Картинка высокой четкости, многоядерные чипы, беспроводная связь, онлайн-сервисы, управление при помощи контроллера движений – удовольствие от игры никогда не было столь ярким. С другой стороны, процессоры архитектуры PowerPC, легшие в основу всех трех приставок, на практике оказались одновременно и мощными, и горячими. В результате на первом этапе своей жизни каждая приставка столкнулась с проблемой перегрева. Понятно, что сами процессоры в этом не виноваты – сказалось качество изготовления.
За годы, что прошли с анонса PlayStation 3, Wii и Xbox 360, многое изменилось. Появились мобильные платформы, выросли требования пользователей к производительности и энергопотреблению устройств. Экономический кризис затронул не только традиционные рынки, но и индустрию виртуальных развлечений. Разработка игр всегда была дорогостоящим занятием, а в наши дни некоторым крупным производителям и издателям пришлось попросту прекратить свое существование. В этих условиях разработчикам приставок нужен был иной подход, и они его нашли… в лице платформы для ПК.
При упоминании архитектуры x86 вспоминаются не только процессоры AMD и Intel для мобильных и настольных ПК, но и чипы VIA, Transmeta, Cyrix – все они, что называется, одного поля ягоды. Работая на архитектуре CISC, процессоры x86 противоположны чипам PowerPC (по сути – RISC), служившим основной для приставок предыдущего поколения. Самое интересное, что различие между RISC и CISC – в методе программирования. Сравнительная простота разработки софта под процессоры x86 и стала одним из определяющих факторов для Microsoft и Sony, в то время как Nintendo осталась верна чипам Power.
Вопрос выбора платформы (производителя процессоров) оказался еще проще. Уступая своему главному конкуренту – Intel, компания AMD научилась делать чипы с отличным соотношением «цена/производительность». А купив за огромные деньги ATI Technologies, сумела одолеть лидера рынка видеокарт – NVIDIA. Другим результатом слияния AMD и ATI стала разработка APU – процессоров, объединенных с графическим ускорителем на одном кристалле. Технология AMD Fusion оказалась настолько удачной, что не только оставила позади Intel (по части мощности графических средств), но и привлекла производителей приставок. И дело здесь не только в том, кто кого круче, а именно в этом самом соотношении «цена/производительность». Как позже объяснила компания NVIDIA, сторонам не удалось прийти к финансовому соглашению. В одном из интервью старший вице-президент NVIDIA Тони Тамаси (Tony Tamasi) сказал следующее: «Переговоры (с Sony. – М. Г.) уже прошли, и мы пришли к заключению, что не хотим заниматься бизнесом с теми ребятами, которые готовы заплатить исключительно столько, сколько сами того хотят». (“I'm sure there was a negotiation that went on, and we came to the conclusion that we didn't want to do the business at the price those guys were willing to pay”.) Однако наряду с Sony аналогичное решение выбрала и Microsoft, в результате NVIDIA вообще потеряла для себя рынок игровых приставок. Впрочем, как потом оказалось, вовсе с него не ушла, представив собственную портативную консоль SHIELD, управляемую с помощью самой популярной мобильной ОС – Google Android.
Тони Тамаси
Мир стал мобильнее, и вполне логично, что в основу платформы AMD, выбранной Microsoft и Sony, легло требование энергоэффективности при приемлемом уровне производительности. Увидела свет новая микроархитектура – Jaguar. Процессоры на ее основе, сохраняя типичное тепловыделение (TDP) 25 Вт, изначально рассчитаны на использование в планшетах, ноутбуках и неттопах. «Мобильный чип в стационарной приставке» – звучит как минимум нелепо. Но смысл здесь большой. Благодаря многоядерным процессорам той же NVIDIA планшеты сегодня столь мощны, что на них можно запускать современные игры с хорошим уровнем графики. Получается, что планшет на Tegra – сам по себе неплохая платформа для приставки. Производительная и энергоэффективная. В чипах Jaguar компания AMD сумела повысить энергоэффективность за счет полного отключения питания неактивных ядер.
Внутри новой Xbox (Источник фото: Wired)
В то время как портативные устройства получат четырехъядерные чипы Kabini и Temash, PlayStation 4 и Xbox One оборудовали восьмиядерным процессором той же архитектуры с тактовой частотой 1,6 ГГц. В качестве графического ускорителя используется AMD Graphics Core Next (Radeon 7870). У PlayStation 4 он содержит 18 вычислительных блоков, у Xbox One – 12. Отсюда разное количество потоковых процессоров: в одном случае 1152, в другом – 768.
Другое отличие – в типе оперативной памяти. Объем ее одинаковый (8 Гбайт), но PlayStation 4 использует GDDR5 с частотой 5500 МГц, а Xbox One – DDR3 с частотой 2133 МГц. Есть разница и в пропускной способности памяти: в случае с приставкой Sony она более чем вдвое выше (см. таблицу).
Основные различия игровых приставок восьмого поколения:
|
Microsoft Xbox One |
Nintendo Wii U |
Sony PlayStation 4 |
Архитектура процессора |
x86 (AMD Jaguar) |
PowerPC (IBM) |
x86 (AMD Jaguar) |
Техпроцесс, нм |
28 |
45 |
28 |
Количество ядер |
8 |
3 |
8 |
Тактовая частота, ГГц |
1,6 |
1,24 |
1,6 |
Графический ускоритель |
AMD Graphics Core Next |
AMD Radeon HD 5650 |
AMD Graphics Core Next |
Количество вычислительных блоков |
12 |
Н/д |
18 |
Количество потоковых процессоров |
768 |
400 |
1152 |
Теоретическая производительность GPU |
1,23 TFLOPS |
520 GFLOPS |
1,84 TFLOPS |
Объем ОЗУ, Гбайт |
8 |
2 |
8 |
Тип ОЗУ (частота, МГц) |
DDR3 (2133) |
DDR3 |
GDDR5 (5500) |
На что способна эта связка? О процессорах Jaguar сказать сложно – в ПК они только-только появились, к тому же среди них нет аналогов чипа для приставки. А вот возможности графического решения Radeon HD 7870 известны хорошо. Видеокарта имеет теоретическую производительность в 2,56 TFLOPS, гарантируя стабильные 40 кадров/с в большинстве игр – и это на максимальных настройках графики в разрешении 1920×1080 точек. Как сказали на презентации Sony в рамках E3, свои 60 кадров/с в Full HD геймеры точно получат.
Не скажу за других, но мне, как геймеру, любопытно посмотреть вживую, какую картинку показывают PlayStation 4 и Xbox One. Судя по геймплейному ролику Tom Clancy’s The Division, приставочное железо способно на многое. Осталось надеяться, что подобное визуальное качество станет стандартом для всех игр. И не только консольных.
Опубликовано 02.07.2013