Полвека за бортом

Логотип компании
27.03.2015Автор
Полвека за бортом
Первый выход человека в открытый космос сопровождали ошибки и неудачи, и лишь чудом уникальную операцию удалось успешно завершить.

Подготовка

Операция


Одной из важнейших вех отечественной истории стал выход человека в открытый космос. За этим стояло не только стремление пополнить список знаковых достижений, но и практическая необходимость: предполагалось, что придется выполнять ремонт внешнего оборудования станций и кораблей, а в перспективе и пройтись по Луне.

Подготовка

Сегодня подобные операции не вызывают особого внимания: ну вышел космонавт через шлюз, ну отремонтировал антенну, установил камеру или протер специальной тряпочкой иллюминатор корабля – что тут особенного? В наши дни на МКС разве что селфи не делают да в соцсети не выкладывают. То ли дело полвека назад! Тогда готовились долго и тщательно, продумывая все возможные проблемы и последствия, отрабатывая штатные и нештатные ситуации. И ученые, и члены экипажа понимали, что процесс не поддается прогнозированию, а значит, надо быть максимально готовыми ко всему. Отдельные упражнения проделывали с помощью уникального тренажера: для этого на борту Ту-104 собрали макет корабля «Восход-2», на котором и планировалось осуществить операцию.

Скафандры тех лет для задуманного не годились – они были рассчитаны на работу внутри летательного аппарата и не предполагали достаточной автономности. Тогда в НПП «Звезда» разработали 20-килограммовый костюм, получивший название «Беркут»: помимо особых элементов (например, креплений для кинокамеры), он вмещал 1666 литров кислорода, необходимого на 30–45 минут пребывания за бортом. К идее шланга («пуповины») пришли позже, а в «Беркуте» использовали страховочный фал.

Неменьшую проблему представляла шлюзовая камера: внутри корабля тесно, разместить стационарный отсек с двойными дверями невозможно. К слову, американцы так и не решили эту задачу и при каждом выходе в космос разгерметизировали корабль. Наши же ученые предложили гибкую конструкцию, которая занимала мало места, но позволяла сохранить драгоценный кислород.

Полвека за бортом. Рис. 1

Схема «Восхода-2» с гибким шлюзом

Дальше оттягивать момент старта не рискнули: поступали сведения, что американцы готовят аналогичную программу, а в тогдашних условиях их требовалось опередить любой ценой.

Операция

И вот 18 марта 1965 года «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым вышел на орбиту. Прогулку в открытый космос совершил Леонов: пройдя через шлюз, оттолкнулся от корпуса аппарата и завис в околоземном пространстве. По словам космонавта, больше всего его поразила абсолютная тишина. «Я настолько четко слышал, как у меня бьется сердце! И дыхание свое слышал. Оно даже мешало думать», – вспоминал он впоследствии. Пробыв вне корабля положенное время и выполнив все задачи, Алексей намотал на руку страховочный трос и приблизился к шлюзовому рукаву. И тут начались неприятности: поместиться в него не удалось — сказалось неучтенное при испытаниях раздувание скафандра из-за перепада давления.

Полвека за бортом. Рис. 2
Алексей Леонов
Полвека за бортом. Рис. 3
Павел Беляев

В итоге все кончилось относительно благополучно: стравливая воздух, Алексей сдул объем костюма до приемлемого и вернулся на корабль, пробыв за бортом около 12 минут. Это был огромный успех, а недочеты и проблемы «Беркута» отправились вместе с хозяином в Музей космонавтики: больше в этой модели костюма не летали – на смену пришла следующая разработка, «Ястреб».

Полвека за бортом. Рис. 4

Тот самый шлюз и скафандр

Выводы

Попытка победить в гонке освоения космоса могла провалиться, ведь с самого начала проект преследовали неудачи и просчеты. Началось с того, что корабль забросили на 200 км выше расчетной точки. Затем была история с раздутием скафандра. В довершение всего отказ автоматики «Восхода-2» при посадке, из-за чего пришлось перейти на ручной режим. Но экипаж с честью вышел из трудного положения и весь мир узнал о героизме наших космонавтов. Правда, как обычно, о проблемах не было сказано ни слова, чтобы не портить впечатление.

Увы, на Луне никто из наших соотечественников так и не побывал, но «Беркут» и «Ястреб» проложили дорогу новым видам космических скафандров, которые принесли много пользы науке.