Ехала машина сама по себе

Логотип компании
Ехала машина сама по себе
Все узлы для роботизации автомобиля готовы, осталось обеспечить их безотказность и закрепить все это дело законодательными документами.

Зачем машинам ездить самостоятельно

Первые шаги к автономности

Водитель, отдохни


Зачем машинам ездить самостоятельно

Человеческий фактор – бич любой мало-мальски сложной системы, в том числе автомобиля: совокупность механических, гидравлических и электронных узлов, изобилие органов управления и контроля, требующих от водителя мастерства и умения принимать непростые решения в условиях постоянного риска, не позволяют говорить о безопасности. Прошли те времена, когда каждый автолюбитель считал делом чести не только доскональное знание начинки своего железного коня, но и умение виртуозно управлять им. Сегодня мало кто сумеет остановить машину, почувствовав под задним колесом спичечный коробок, или нежно коснуться бампером препятствия, сдавая назад. 

Даже нестандартное маневрирование на парковке нередко вызывает проблемы, что уж говорить о ситуациях на дороге. И нет ничего удивительного, что конструкторы работают над тем, как застраховать водителя (а значит, и пешеходов) от неумелых действий. В идеале человек должен стать лишь пассажиром, а его вмешательство в управление транспортным средством должно ограничиться разве что указанием маршрута, выбором режима климат-контроля, ну и, пожалуй, фильма (музыки, игры) – все остальное робот-водитель проделает самостоятельно. Да, пока что это всего лишь мечты, но отдельные узлы и элементы автомобиля постепенно переподчиняются электронному мозгу.

Первые шаги к автономности

Бортовой компьютер давно взял на себя управление многими системами автомобиля, оставив водителю только педали и руль. Не новинка и круиз-контроль, автоматически поддерживающий требуемую скорость на трассах, избавляя нас от утомительного удержания педали акселератора в одном положении (адаптивный круиз-контроль блюдет еще и расстояние до идущего впереди автомобиля).

Ехала машина сама по себе. Рис. 1

Ну а парковочный автопилот (Park Assist) – настоящая находка для чайников: поможет и место на парковке отыскать, и припарковаться без сюрпризов. Построен он на двух известных устройствах: парктронике (радаре) и электроусилителе руля, дополненных компьютерным управлением. Работает в двух режимах: полуавтоматическом (определение подходящего места и подача указаний водителю) и автоматическом (полностью самостоятельная парковка). Подобные решения есть у Audi, Lexus, Mercedes, Toyota, Volkswagen. А BMW готовит к производству систему Remote Controlled Parking, которая паркует машину вообще без участия водителя и управляется с брелка.

Ехала машина сама по себе. Рис. 2

Другая разработка (в Audi ее окрестили Traffic Jam Assistant, а в BMW зовут Stop&Go) призвана управлять автомобилем в городских пробках: автоматически регулирует скорость и держит положенную дистанцию между участниками движения. Как только скорость достигает 60 км/ч, включается предупреждающий сигнал и управление передается человеку. BMW же предлагает систему Emergency Stop Assistant, которая при помощи биометрического браслета следит за состоянием водителя в процессе движения: если тот потеряет сознание, тут же включится «аварийка», машина перестроится в крайний правый ряд, остановится и вызовет скорую помощь.

Ехала машина сама по себе. Рис. 3

Водитель, отдохни

В очень близком будущем нас ожидают автомобили-роботы, к производству которых все готово, дело лишь за нормативными документами. Впрочем, и здесь процесс идет: в американском штате Невада официально разрешили езду по дорогам общего пользования машинам с автопилотом и работают над сводом технических требований к ним (ожидаются к 2020 году). Технологически все узлы и модули отлажены: всевозможные датчики и камеры, лазеры и радары, спутниковые системы навигации опробованы в реальных условиях. Бортовые компьютеры, рассчитывающие траекторию движения и управляющие скоростью, направлением перемещения и торможением автомобиля, тоже вовсю испытываются. Volkswagen, например, готовит систему Highly Automated Vehicles for Intelligent Transport, Toyota – Automated Highway Driving Assist, а к 2017 году по Швеции будут разъезжать Volvo, оборудованные системой Drive Me (уже проходят комплексные испытания).

Ехала машина сама по себе. Рис. 4

Google тоже не дремлет: успешно проведен тест-драйв полностью автоматизированного управления (продолжительностью 225 тыс. км), смонтированного на автомобилях Audi TT и гибриде Toyota Prius. Автопилот использует данные GPS, а сведения об окружающем пространстве собирает радарами и лидаром (вращающийся лазерный дальномер на крыше). Дополняют картину видеокамера (распознает движущиеся предметы и сигналы светофора) и датчики положения и ускорения.

Ехала машина сама по себе. Рис. 5


Выводы

От первых сообщений о системах автономного управления автомобилем до первых попыток их внедрения прошло лишь несколько лет. Ничего удивительного – ведь многие компоненты уже вовсю используются, а автономные системы управления внедряются на водном и железнодорожном транспорте. Просто для нас, пользователей, все эти вехи прошли незаметными – мы видим только результат объединения модулей в единый комплекс. Почему же до сих пор автомобили-роботы не появились повсеместно, спросите вы? Да все просто: конструкторы думают над тем, как обеспечить 100%-ную безопасность и надежность систем, ибо к каким результатам приведет сбой в работе при скорости движения 120 км/ч, лучше даже не представлять.

Читайте также
За пять лет своей работы новый стартап «Октава ДМ» на базе легендарного завода в Туле стал лидером по выпуску высокотехнологичной электроакустической аппаратуры благодаря современным достижениям и инновациям. Пятьдесят наименований продукции под брендом «Октава» поставляется как на внутренний рынок, так и в страны СНГ и БРИКС. А сегодня это еще и ведущий производитель по импортозамещению микрофонной техники общепромышленного назначения в России.


Опубликовано 05.06.2014