Красный сосед
Как планету изучали в наше время
Сможем ли мы когда-нибудь побывать на Красной планете
Загадочная планета, названная в честь древнеримского бога войны, с давних времен приковывает внимание не только астрономов, но и людей, далеких от науки, в том числе астрологов и жрецов, не говоря уже о писателях-фантастах. Теме Марса посвящено множество научных трудов. Пожалуй, более популярной планеты в Солнечной системе не сыскать.
Первые свидетельства об исследованиях Красной планеты оставили нам древнеегипетские манускрипты, написанные более трех с половиной тысяч лет назад. Позднее вавилоняне вывели ряд правил, позволивших вычислить точное положение нашего соседа на небосклоне. В последующие столетия Марс изучали индусы и арабы. А интерес европейцев особенно заметен в XVI веке, когда польский астроном Николай Коперник (Mikolaj Kopernik) создал гелиоцентрическую модель Солнечной системы, а немец Иоганн Кеплер (Johannes Kepler) рассчитал орбиту Марса. В 1610 году итальянский ученый Галилео Галилей (Galileo Galilei) описал фазы движения планеты, базируясь на собственных наблюдениях, сделанных при помощи телескопа, а через полвека появились первые карандашные наброски Марса с черным пятном и полярными шапками, выполненные его соотечественниками – Франческо Фонтана (Francesco Fontana) и Жаном Домиником Кассини (Jean-Dominique Cassini). Вернулись к теме Марса спустя полтора века: установили угол наклона оси и период обращения вокруг Солнца. В XVIII веке Фридрих Гершель (Friedrich Wilhelm Herschel, английский астроном немецкого происхождения), наблюдая за странными яркими объектами на поверхности Марса, предположил, что там есть облака, а значит, и атмосфера.
Картографирование поверхности Марса началось в 1840 году, и через 37 лет американец Асаф Холл (Asaph Hall) обнаружил у планеты два небольших спутника – Фобос и Деймос. В том же году произошло великое противостояние: Марс приблизился к Земле на максимально близкое расстояние, что позволило итальянскому ученому Джованни Скиапарелли (Giovanni Virginio Schiaparelli) ввести в обиход термин «каналы» (так он назвал сетку из прямых линий) и дать названия крупным пятнам, которые он посчитал водными просторами: моря Афродиты, Эритрейское, Адриатическое и Киммерийское, озера Солнца, Лунное и Феникс.
И только в первой половине XX столетия выяснилось, что информация Скиапарелли неточна и поверхность Марса представляет собой пустыню. Географию «каналов» пересмотрели, а попутно подтвердили наличие тонкой атмосферы, доказав присутствие в ней огромного количества двуокиси углерода.
Как планету изучали в наше время
Первая фаза исследований Марса закончилась в 1960 году заседанием Международного астрономического союза, на котором была принята первая номенклатурная классификация оптических объектов и явлений Красной планеты. Началась новая эра – исследования небесного тела посредством космических аппаратов. Первыми в космос отправились американские Viking и Mariner, вслед за ними советские «Марсы». Впрочем, большинство из них не смогло покинуть пределы земной орбиты, другие теряли управление на финишной прямой, третьи пропадали в непосредственной близости от планеты. И никакой мистики здесь нет — сказывалось несовершенство материально-технической базы и огромное расстояние, на котором управлять сложными приборами было невероятно трудно. Но, как известно, опыт ? «сын ошибок трудных», и в 1964-м Mariner-4 сумел-таки пройти от Марса на расстоянии около 10 тыс. км и передать на Землю ценные данные и фотоснимки.
Следующим шагом стала доставка и высадка на поверхность планеты советского спускаемого аппарата Марс-3: переданная им телеметрическая и научная информация позволила уточнить состав атмосферы и грунта, измерить температуру в разных местах поверхности и провести исследования магнитного поля. На борту находился ПрОП-М (прибор оценки проходимости) размером с крупную книгу, которому предстояло перемещаться на расстояние до 20 м (ограничение длины кабеля). Но проблемы при посадке не позволили аппарату выполнить намеченную программу в полном объеме. Зато это удалось американскому Viking-1 в 1976 году, приславшему первые снимки с поверхности Марса.
Продолжая разработку марсоходов, советские специалисты развернули проект «Фобос» с целью изучения спутника планеты. Однако высадка модуля ПрОП-Ф не удалась, и в 1989-м проект закрыли, как и все отечественные работы по данной теме.
Американцам же сопутствовала удача, и в 1997 году на поверхности Марса заработал ровер Sojourner, прослуживший вдесятеро дольше запланированного, а в 2003-м ? колесные марсоходы Spirit и Opportunity. Миссия последних рассчитывалась на 90 дней, но первый лишь через шесть лет завяз в песчаных дюнах, а второй трудится по сей день. В 2012 году на вахту отправился ровер Curiosity, самый крупный из всех: длина более 3 м, основное бортовое оборудование — химическая лаборатория. Цель ? поиск следов жизни.
Сможем ли мы когда-нибудь побывать на Красной планете
Об этом пока говорить рано, несмотря на то что проекты колонизации Марса усиленно разрабатываются научно-исследовательскими центрами во всем мире. Немалый вклад вносят и группы энтузиастов. Самая амбициозная из них, Mars One, ориентируется на использование внутренних, марсианских ресурсов для выживания (добычи воды, кислорода, выращивания растений и пр.). Задумка хорошая, да ее реализация вряд ли возможна ? земные технологии недостаточно проработаны для применения в космосе.
Другая миссия, Inspiration Mars, предполагает добраться до планеты, облететь ее и вернуться обратно. Пожалуй, это более реальная задача, если оставить за скобками огромную стоимость проекта. Конечно, в итоге Марс покорится разуму человека, но сколько пройдет времени, сказать трудно.
Выводы
Как бы ни хотелось романтикам и энтузиастам колонизировать Марс, ни технических, ни материальных средств, оправдывающих такую миссию, ни у одного из государств на сегодня нет. А вот исследовать окрестности Красной планеты мировому сообществу вполне по силам. Пока же нам с вами не остается ничего другого, как внимательно следить за результатами этой работы.
Опубликовано 12.01.2015