Графика, ты куда?
Монитор в унисон с видеокартой
В том, что касается графики, настольные компьютеры почти всегда выигрывали у игровых приставок. Пожалуй, главный вопрос сегодня: изменилась ли ситуация с выходом восьмого поколения консолей – PlayStation 4 и Xbox One? Да, изменилась, и достаточно сильно. Новички сумели сократить разрыв, а местами свести его на нет. Однако ситуация с эксклюзивами остается сложной. Например, за целый год с выхода PlayStation 4 для нее вышел лишь один зрелищный в визуальном плане проект, на полную использующий возможности новых технологий – “Infamous: Second Son”. И это печально.
Монитор в унисон с видеокартой
Графические технологии не топчутся на месте. Когда-то основным параметром для их сравнения считалась производительность видеокарты, но сегодня она отходит на второй план – современным ускорителям мощности хватает с лихвой. Тем не менее есть над чем работать. AMD и NVIDIA продолжают оптимизировать энергопотребление и заигрывать с новыми архитектурами и технологиями. Относительно недавно обе представили технологии адаптивной синхронизации для игровых мониторов: NVIDIA – G-Sync, а AMD – FreeSync.
В случае с G-Sync речь идет об отдельной плате (подключается к монитору или встраивается в него на заводе), позволяющей устранить дрожание картинки и задержку изображения. Модуль синхронизирует частоту обновления монитора с частотой обработки кадров графическим процессором (а не наоборот), что обеспечивает более плавное изображение. Интересный момент: NVIDIA предпочла сделать G-Sync закрытой технологией, а AMD свою FreeSync – открытой. Более того, FreeSync является частью стандарта DisplayPort 1.2a.
Обязательно возьмите на заметку новинки NVIDIA на чипе GM204 – GeForce GTX 970 и GeForce GTX 980. Последняя – флагман вендора и, по сути, самый продвинутый графический ускоритель для пользователей ПК. Положенная в основу видеокарт архитектура Maxwell второго поколения улучшила их потребительские свойства и энергоэффективность (потребляют не более 165 Вт). Впервые реализованы три новые технологии. Dynamic Super Resolution (DSR) позволяет вывести картинку 4K на монитор меньшего разрешения. Multi-Frame Sampled Anti-Aliasing (MFAA) обеспечивает многокадровое сглаживание, реализуемое без снижения производительности. А Realtime Voxel Global Illumination (VXGI) – новый подход к моделированию световых эффектов в режиме реального времени, делающий картинку более фотореалистичной. Видеокарты научили работать с форматом сжатия H.265 (HEVC) на аппаратном уровне, а объем видеопамяти нарастили до 4 Гбайт.
Стоит остановить взгляд и на анонсированной недавно карточке AMD Radeon R9 285. Она хоть и относится к более низкому классу, но получилась весьма достойной. Главная особенность – улучшенные показатели производительности и энергоэффективности. Положенный в основу чип Tonga декодирует 4K-видео (H.264), разгружая процессор. При частичной загрузке частота ядра остается на уровне 300 МГц, а без нагрузки в режиме отключения монитора вентиляторы на видеокарте останавливаются. Шина видеопамяти сузилась (до 256 бит), а значит, ждите падения FPS на высоких разрешениях. Максимальное энергопотребление в то же время не превысило 190 Вт.
Выводы
Разработчики ускорителей продолжают гонку, снабжая свои новинки интересными решениями. В фокусе внимания – энергопотребление и тепловыделение. Большая работа ведется в направлении улучшения методов моделирования игровых миров. Идет поиск новых подходов к работе со светом, тенями и эффектами, дабы приблизить картинку к реальности. Очевидно, что игры будут красивей и реалистичней. Что же касается пресловутого противостояния ПК и приставок, то я лично продолжаю болеть за первых. А вы?