Такая разная акустика

Логотип компании
Такая разная акустика
В бизнесе высокотехнологичных продуктов много путей к успеху. На примере акустических систем я рассмотрю два из них.

Мне давно хотелось поговорить о подходах к созданию продуктов. Ведь одни и те же вещи можно делать по-разному – это касается и производства, и позиционирования, и общего образа. Для примера возьмем трех хорошо известных «акустиков»: Sven, Miсrolab и Edifier.

Sven

Торговой марке Sven уже более 20 лет, она широко распространена на российском рынке, однако мало кто ответит на вопрос о ее происхождении и владельцах. Сама же компания не афиширует свою историю. Это и породило кривотолки: Sven считают то скандинавским, то китайским, а то и украинским производителем. На главной же странице сайта красуется: “Registered Trademark of Oy SVEN Scandinvia Ltd. Finland”.

На самом деле Sven – чисто отечественный бренд, и даже его название имеет российские корни. Помнится, я поднимал тему брендов-оборотней (см. IT-Expert № 11 ‘2011), так вот Sven – их яркий представитель.

Товары под маркой Sven, в частности сетевые фильтры, появились в 1991 году – их сборка в рамках конверсии была организована на Брянском оборонном заводе. Одна из достопримечательностей этого города — река Свень и стоящий на ней Свято-Успенский мужской монастырь, построенный в XIII веке.

Такая разная акустика. Рис. 1

Сам Брянск, расположенный на пересечении многих торговых путей между городами России, Украины и Белоруссии, в свое время славился ежегодными ярмарками, по популярности не уступавшими нижегородским. И компания, разместившая заказ на сборку сетевых фильтров, так и называлась – «Свенская ярмарка».

Такая разная акустика. Рис. 2

Помимо производства сетевых фильтров, в начале 1990-х здесь занимались дистрибуцией товаров из Китая, в частности компьютерной мебели (в России ее еще не выпускали, а привозимая из Европы стоила дорого). Дешевые китайские столы стали пользоваться спросом, что и помогло компании приобрести стартовый капитал и направить часть средств на реализацию других проектов. Из той же Поднебесной наладили поставки пластмассовых компьютерных колонок – звуковые платы, устанавливаемые тогда в ПК, были примитивны, и дорогая акустика под них попросту не требовалась.

Такая разная акустика. Рис. 3

Но со временем запросы по части качества акустических систем значительно возросли, так как даже самая простая системная плата обладала неплохим аудиокодеком. Руководство Sven, вовремя почувствовав тенденцию, наладило поставки акустических систем в корпусах из MDF, и в течение двух лет компания практически не ощущала конкуренции в этом сегменте, что позволило существенно нарастить бизнес. На сегодняшний день под брендом Sven производится более 150 наименований продуктов, но главным остается акустика (до 70%).

Такая разная акустика. Рис. 4

Представители Sven говорят, что в разработке участвуют их собственные инженеры, однако я ни разу не встречал специально созданный под конкретную модель динамик – это всегда китайский громкоговоритель, который легко найти в соответствующем каталоге. Думаю, не стоит объяснять, почему в акустической системе все компоненты должны быть согласованы друг с другом, даже расположение фазоинвертора, – ведь от этого зависит качество звучания.

Любопытный факт: продукция Sven распространена только на территории бывшего СССР. В Западной Европе, Азии, Северной и Южной Америке она не продается. По данным Google Patents, международные патенты на разработки в области акустики у Sven отсутствуют.

Microlab

В свое время компания совершила качественный прорыв в области акустических систем и сегодня пользуется заслуженным авторитетом. Имея китайскую базу (там расположены производство и центр разработок), бренд позиционируется как международный: представлен в странах Восточной и Западной Европы, Азии, Северной и Южной Америке, Австралии.

Microlab Electronics увидела свет в 1998 году в результате слияния американской International Microlab и китайской Shenzhen Microlab Technology. Основатели – Эдгар Жанг (Edgar Jeang) и Джек Ванг (Jack Wang) – создали лабораторию, в которой разрабатывались мультимедийные акустические системы. Первая ласточка – M-200 – запущена на рынок в 1999-м. А уже через год пришло международное признание, подтвержденное сертификатом ISO 9001:2000. Главный секрет успеха – удачное соотношение «цена/качество». Скромная лаборатория выросла в масштабную производственную площадку – 4500 м², а количество сотрудников достигло 400 человек. К акустическим системам добавились компьютерные корпуса и блоки питания.

Такая разная акустика. Рис. 5

В 2003-м Microlab пригласила известного «акустика» Питера Ларсена (Peter Larsen), что не замедлило сказаться на ее разработках, позволив выйти в сегмент Hi-Fi. Линейка мультимедийных АС Solo родилась в 2007 году и вскоре стала ориентиром для конкурентов. Линейка Pro популярна у любителей тяжелого рока. Помню, в начале 2000-х годов на форумах шли баталии о том, какие колонки брать, и выбор, как правило, сводился к дуэли Solo и Pro, а другие производители упоминались вскользь.  

Такая разная акустика. Рис. 6

В 2010-м Microlab вышла в Западную Европу, а также обрела нового генерального директора – им стал Ирвинг Ванг (Irving Wang).

Сегодня Microlab Electronics располагает собственными специалистами в области дизайна и акустики. Продукция компании представлена более чем в 40 странах (сама марка зарегистрирована в 56) и отмечена 19 международными наградами и сертификатами качества. Основное направление бизнеса, помимо производства, – исследования: Microlab Electronics имеет 21 патент на свои разработки.

Edifier

Основана в 1996 году и на данный момент входит в пул крупнейших производителей мультимедийных АС под собственным брендом. Продукция Edifier представлена более чем в 80 странах. Департамент R&D расположен в Канаде, а оперативное руководство осуществляется из головного офиса в Пекине. По данным Google Patents, Edifier принадлежит 45 патентов.

От остальных игроков рынка аудиосистем Edifier отличается подходом к разработке и созданию продуктов: процесс производства структурирован и практически замкнут. Это позволяет строго контролировать качество деталей, утверждают в компании (по данным аналитиков, объем брака не превышает 0,4%.) У партнеров закупается около 5% расходных материалов – все остальное (от проводов до корпусов) изготавливается на собственных заводах. Edifier самостоятельно занимается дизайном печатных плат и их монтажом, проектированием, созданием оснастки и оборудования, литьем пластмасс под давлением.

В 2004 году компания открыла центр исследований и разработок в Ванкувере (Британская Колумбия). Возглавил его Питер Дамини (Peter Duminy), который до этого много лет проработал в Bowers & Wilkins.

Такая разная акустика. Рис. 7

Область его ответственности – проектирование и конструирование громкоговорителей, сабвуферов и кроссоверов. В акустике Edifier были применены технологии, ранее использовавшиеся только в значительно более дорогом сегменте, такие как триампинг, пассивные радиаторы сабвуфера и т. д.

Такая разная акустика. Рис. 8

Значительный вклад в разработку продуктов Edifier внес Фил Джонс (Phil Jones) – руководитель компании Pure Sound и старый друг основателя бренда. Он помогает внедрять аудиофильские решения – усилители и кроссоверы. Например, результатом его трудов стали модели S2000 и R1900TIII.

Такая разная акустика. Рис. 9

В 2010 году производственных площадок стало четыре, а занимаемая ими территория превысила 200 тыс. м?, позволяя выпускать более 8 млн аудиосистем ежегодно.

Такая разная акустика. Рис. 10

Edifier подвергает акустические системы тестированиям, не свойственным этому классу устройств. Например, выдерживает их в камере с высокой температурой, под вибрацией и т. п.

Выводы

Популярность акустических систем Edifier и Microlab, разрабатываемых собственными силами вендоров, во многом символична. Требования к качеству звука со временем растут. Если раньше хватало пластиковых пищалок, то сегодня от них морщатся. В результате даже самые простые АС в корпусах из MDF оказались прорывом, пионерами которого стали Sven и подобные ей торговые марки. Потом появилась Microlab, доказав, что мультимедийная акустика может быть по-настоящему качественной. Ну а Edifier вывела мультимедийные АС на уровень, сопоставимый с Hi-Fi. Любопытно, что при таких разных подходах производителей цены на их акустические системы одинаковы. Стоит сравнить звучание оригинальной АС и китайского конструктора, как становится очевидно: ставка на качество при разработке и производстве хай-тек-товара важнее всего остального.

Опубликовано 02.09.2014

Похожие статьи