Прощальный шелест бумаги

Логотип компании
Прощальный шелест бумаги
Все чаще звучит утверждение, что печатные издания на грани вымирания. С Интернетом конкурировать почти бесполезно, да и надо ли - вот в чем вопрос.
Стали ли мы читать меньше 
Как гаджеты и Интернет повлияли на печатные издания

Стали ли мы читать меньше
Наше метро – самое читающее в мире! Родившийся еще во времена СССР лозунг по-прежнему актуален, даже несмотря на то, что уровень грамотности населения 
Прощальный шелест бумаги. Рис. 1
снижается, подрастающее поколение предпочитает чтению прослушивание музыки, игры на смартфонах и планшетах, тусовки и дискотеки, да и человека среднего возраста все реже видишь с газетой или журналом в руках. 
Но означает ли это, что мы стали читать меньше? Разумеется, нет! Поток данных, воспринимаемых жителем мегаполиса, неуклонно возрастает: информационные панели, бигборды, звуковые и видеотрансляции – одного этого достаточно, чтобы заменить столь популярные ранее газеты и журналы. Про Интернет можно и не вспоминать: с утра любая социальная сеть «начирикает» столько новостей, что на весь день хватит.
Вот только чтению полезного предпочитают развлекуху. Потребность в серьезных произведениях, от классики до научно-популярных изданий, почти исчезла, зато книжные прилавки завалены детективами, мистикой, фантастикой и другим одноразовым чтивом. Рост безграмотности делает актуальной эзотерику, астрологию и прочие френологии – их тоже и читают, и выпускают. Модные журнальчики, опять же, популярны: всякие часики, высокая мода – такая яркая и захватывающая жизнь звезд и модельных див привлекает многих. В общем, читать меньше не стали – просто тип востребованного контента стал другим. А потому рынок печатной продукции претерпевает кардинальные изменения, точнее – гибнет на глазах. И это не только у нас – за рубежом уже несколько лет наблюдается подобная тенденция. 
 
Как гаджеты и Интернет повлияли на печатные издания
По скорости доставки новостей с места событий до конечного пользователя Интернет вне конкуренции: даже телевидение не в состоянии оперировать десятками секунд и единицами минут, что уж говорить о газетах и журналах! Информация устаревает очень быстро, а будучи выпущенной в конце недели, оказывается безнадежно неактуальной.
То же самое происходит с аудиовизуальным материалом: любительский видеоролик информативнее двух-трех профессиональных фотоснимков на развороте журнала (места в последних немного, с иллюстрациями не размахнешься). То ли дело в Интернете – хоть сотни выкладывай плюс ссылки на дополнительную информацию – печатному журналу, похоже, это не светит.
Кто же будет приобретать такой журнал? Только тот, кто бесконечно далек от современных технологий. Это подтверждает и взрывной рост спроса на бумажные СМИ в развивающихся странах.
Интересные данные приводят исследовательские организации (Pew Research Center, World Press Trends и другие источники).
Прощальный шелест бумаги. Рис. 2

 Например, в Индии, где Интернетом пользуется около 10% жителей, а грамотностью лишь недавно овладели 75% населения, газеты стали признаком высокого социального статуса: их приобретают даже до покупки телефона. Разумеется, такая ситуация лишь стимулирует рынок печатной продукции. Аналогичное положение и в Китае. А вот в США и Европе все с точностью до наоборот: крупнейшие газеты и журналы (Newsweek, The Guardian, Observer, Frankfurter Rundscha, Financial Times Deutschland и другие) активно перешли в онлайн, закрыв типографии, сократив штаты и прекратив издаваться на бумаге.
Бесспорно, букридеры и планшеты послужили немалым стимулом к ликвидации печатной прессы: среди владельцев подобных девайсов минимум 53% стали
Прощальный шелест бумаги. Рис. 3
 подписчиками платных электронных версий журналов, изменив бумаге, а среди молодежи лишь 1% голосует за печатные СМИ. Правда, юное поколение отдает предпочтение бесплатным ресурсам, но уже наблюдается изменение тенденции, и в ближайшем будущем аналитики предполагают расширение молодой аудитории (с нынешних 7% до 23–27% в 2017 году). 
То же самое происходит и с книгами: владельца портативного компьютера теперь не застанешь с бумажной версией в руках, да и представителей остальных слоев населения – от школьников до пенсионеров – все чаще можно увидеть с электронной «читалкой». Разумеется, это выгодно и удобно: освоить устройство элементарно, места занимает мало и весит немного, а на флеш-карте можно разместить такую библиотеку, которой позавидует любой книжный магазин. И заряжать приходится раз в месяц.
Конкурировать с электронными гаджетами печатные издания не могут физически и экономически: если подсчитать, во сколько обойдется подписка на пару-тройку журналов в год, да добавить к этому расходы на книги, становится понятно – дешевле купить планшет или букридер и не связываться с «печаткой». 
 
Выводы
Прощальный шелест бумаги. Рис. 4
Как ни крути, но есть что-то особенное в том, чтобы взять с полки обласканный томик любимой книги с ветхим переплетом, уютно устроиться в кресле и погрузиться в магию перелистываемых страниц. Воображение сразу же рисует камин, торшер, медвежью шкуру и стеклянный столик с бокалом хорошего коньяка... Это наводит на мысль, что отрасль вряд ли умрет – скорее перейдет в разряд элитных вещей. Гаджеты будут общедоступным источником информации, а печатные книги, газеты, журналы, альманахи и каталоги превратятся в удовольствие для избранных. Возможно, станут уделом эстетов-коллекционеров.
Если говорить обо мне, то и я не без греха: большинство книг читаю на гаджетах. Но и библиотека в привычном понимании этого слова тоже есть. Иногда мне просто хочется почитать с бумажного листа, и я не могу противиться такому удовольствию.
Книги книгами, а суммарно я стал читать намного больше – и не только новостные ленты, почту и статьи, но и справочную информацию, добываемую в Интернете, – полностью изменив журналам. Но могу сказать откровенно: при наличии возможности непременно оформил бы платную подписку на интересное издание, да вот только их почти нет.
Что делать, мы живем в переломное время, когда массы еще не готовы полностью и безоговорочно перейти на «цифру», а издательства не сподобились заранее подготовиться к предоставлению таких услуг. Отсюда и кризис отрасли. Но это не означает окончательной гибели бумажных изданий: они найдут свою нишу в нашем сумасшедшем цифровом мире

Опубликовано 12.09.2013