Как разрабатываются компьютерные игры

Логотип компании
Как разрабатываются компьютерные игры
Сюжет, как нить игры, «Метро» на планшете, motion capture в аренду и другие особенности разработки увлекательного шутера в интервью 4A Games.
Многих геймеров удивляет, что шутеры с мировым именем «Метро: 2033» и «Метро: Луч надежды» созданы в СНГ. Их можно понять: зарубежные проекты “Crysis”, “Call of Duty”, “Halo”, “Battlefield” и им подобные имеют многомиллионные бюджеты, привлекают самые современные технические средства, а доморощенным идеям постсоветских разработчиков, обретшим жизнь едва ли не в гараже, до таких высот, уверены они, как до Луны. Так ли это? За ответом я отправился в Киев, в студию 4A Games. Моими собеседниками стали гейм-дизайнеры Евгений “LIN” Федорец, Александр “ALGAR” Костюк и Руслан “RUSIK” Владимиренко.

Часто можно слышать, что разработка игр, а именно больших проектов, в СНГ умерла и многие местные студии подались в браузерные «социалки». Вы с этим согласны?
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 1
Е. Ф.: Не соглашусь – мы-то живы! Да и коллеги из Беларуси и России опровергают это мнение. А если серьезно, то разработка у нас скорее не умерла, а отступила. Многие студии, на мой взгляд, стали разрабатывать маленькие игры потому, что это проще на старте. Меньше все: срок разработки, затраты, риск. Легче и быстрее собрать команду. Да и рецепт прост: взять за основу уже популярную игру, слегка видоизменить и продавать по полдоллара. Причем брать количеством – больше попыток сделать что-то продаваемое. Ведь в игровой индустрии, как и в любой другой, хотят получать доходы как можно быстрее и с минимумом капиталовложений. Правда, и результат большинства таких стартапов предсказуем – каждый месяц их гибнут десятки, если не сотни. Хлеб разработчика игр горек и тяжел, работать надо без выходных и отпусков, конкурировать-то приходится с очень серьезными и состоявшимися игроками. 
 
Мысли о разработке в гараже испаряются уже при входе в офис 4A Games: кустарщиной здесь и не пахнет. У каждого подразделения – программистов, дизайнеров, художников, звукооператоров – свое помещение, с серьезным оборудованием, отличными условиями. Есть у компании и собственная студия звукозаписи, пусть небольшая, зато прилично оснащенная. 

Стало быть, здесь и записываются саундтреки и прочая озвучка?
Е. Ф.: Большинство из того, что вы слышите в игре, записывалось именно здесь. Впрочем, многое создавалось и на стороне: наши композиторы нередко предпочитают творить в собственных студиях, предоставляя уже готовый результат. И мы этому не противимся. В конце концов, нам важно качество, а любые рамки и ограничения могут губительно сказаться на продукте. 
 
Помимо программистов, художников и сценаристов, кто еще трудится над созданием игры? 
 
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 2
Е. Ф.: Много аутсорсинговых исполнителей, в основном работающих над звуком и анимацией. Ну и, разумеется, большая группа тестировщиков – как наша, внутренняя, так и иностранная. По сути, это огромный отдел качества, который занимается проверкой игры на предмет багов. 
 
Конечно же, я не успокоился – интересно, что же еще используют разработчики? Оказалось, технический парк огромен: студия сотрудничает и с производителями видеокарт, и с изготовителями приставок – и все они попадают в офис 4A Games задолго до официального релиза. 
 
Р. В.: Каждый сотрудник обеспечен всем необходимым оборудованием, которое своевременно апгрейдится. Технологии ведь постоянно совершенствуются, и мы обязаны идти в ногу с прогрессом. Выпущенные нами игры соответствуют современным требованиям качества – а добиться этого невозможно на устаревшем оборудовании. Не чуждаемся мы и новых технологий, например активно используем так называемый motion capture – он просто необходим для проектов масштаба «Метро: Луч надежды». Наша компания арендовала это оборудование, и с его помощью делалось большинство сцен в игре. Остальная же часть анимаций создавалась с привлечением аутсорсеров и силами собственных аниматоров. 
 
Практически все нюансы проекта отрабатываются параллельно на нескольких платформах, и любой участник может в два счета запустить игру одновременно и на PC, и на консоли. Высока ли портируемость кода?

Е. Ф.: Игру можно элементарно портировать под любую платформу, включая Linux и Android. Последнее звучит невероятно, но подобный эксперимент провел один из
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 3
 наших программистов – ради чистого любопытства продемонстрировал возможность переноса игры на планшет. 
 
Судя по тому, что я вижу, здесь работают только заинтересованные люди. Никто из команды не трудится ради «барашка в бумажке»? 

Е. Ф.: Попасть к нам удается единицам, и то по личному приглашению. Просто так, людей с улицы, мы не набираем – важен не только профессионализм, но и личные качества. Мы дорожим каждым членом команды и очень неохотно расстаемся. Каждый из участников проекта вправе высказать свое мнение, внести предложение, и его обязательно обсудят. 
 
Именно благодаря такому подходу в игре появилось огромное количество привлекательных элементов. Основная работа по реализации проекта ложится на плечи именно гейм-дизайнеров: с них все начинается, ими же и заканчивается. Каждый отрабатывает свой блок (как правило, это целый уровень), моделируя деталь или событие в главном инструменте – игровом редакторе, где любой, даже мельчайший элемент обстановки может быть наделен собственным характером, описан 
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 4
скриптами и представлен уникальным поведением. К слову, многочисленные споры о физике игрового мира лишены смысла: ее в игре нет, а правдоподобного поведения объектов добиваются кропотливой работой аниматоры и художники. 
 
Наряду с увлекательным сюжетом игры от 4A Games известны прекрасной графикой. Как вы опишете возможности вашего графического движка? 

Е. Ф.
: Ресурсы нашего 4A Engine, так и хочется сказать, безграничны. Во многом это правда, поверьте! Наша технология позволяет создавать мир, проработанный до самых мелких деталей, что в комплексе позволяет геймеру поверить: этот мир настоящий, он пропитан жизнью. Кстати, мы совсем не против, чтобы на нашем движке выпускались другие игры. Все возможно. Но для начала необходимо сделать так, чтобы технология была максимально простой для разработчика. 
 
А. К.: Главная особенность создания игр на собственном движке – очень тесное сотрудничество дизайнеров и программистов. Программисты подключаются уже на этапе первых проб применения механик и геймплейных элементов, нуждающихся в усовершенствовании технологий. Хотя вообще-то программисты никогда и не «отключаются», сопровождая весь процесс создания игры. Технология и время идут плечом к плечу, так что всегда есть куда развиваться. Программисты максимально открыты для улучшения игрового движка. 
 
На вопрос, какая составляющая игры важнее – техническая или художественная, мне ответили: «Обе. И никак иначе!»  
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 5


Приставки все сильнее захватывают рынок. Многие пророчат конец PC как игровой платформе, особенно после выхода PlayStation 4 и Xbox One. Что вы думаете по этому поводу? 
 
Р. В.: Выход новых платформ развязывает нам руки. При разработке игр мы постоянно упирались в разного рода ограничения консолей нынешнего поколения – ничего не поделаешь, они на последнем цикле своей жизни. Новые же, судя по их характеристикам, позволят создавать еще более красивые, атмосферные и более реалистичные игры. И вы в этом обязательно убедитесь. 
 
Е. Ф.: Лично я больше люблю PC и не слишком верю, что приставки смогут обогнать их по характеристикам. Но нельзя не признать, они действительно становятся лучше и мощнее. Сами понимаете: разработчикам выгодно заложить в приставку хороший резерв хотя бы на три-пять лет, чтобы не вынуждать покупателя обновлять «железо» через полгода. Так что потенциал их огромен, а наш движок без проблем позволит портировать игру на любую из них – мы не разочаруем своих поклонников. 
 
Техника техникой, а мне все же интересно, с чего начинается разработка игры: с идеи, сценария или чего-то еще? 
 
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 6
Е. Ф.: В нашем случае – с истории. С невероятно яркой и незабываемой истории «Метро: 2033», скрупулезно изложенной Дмитрием Глуховским. С мира, где человечество повисло на волоске над пропастью и живет в постоянном страхе окончательного вымирания. А по большому счету, конечно же, все начинается с идеи. Она возникает глубоко внутри каждого из нас, а затем, обсуждая ее с другими членами команды, мы вместе рождаем то самое коллективное дитя, которое и становится игрой. 
 
Р. В.: Книги Дмитрия Глуховского – огромный плацдарм для создания истории и атмосферы в игре. Возьмите «Вселенную Метро 2033» – она повествует о судьбе других людей в условиях постапокалипсиса, и не только в Москве. Или рассказы о жизни персонажей, окружающих Артема как во «Вселенной Метро 2033», так и в фанфиках. Мы имеем дело с огромной библиотекой, созданной как профессионалами, так и любителями. Между прочим, это избавляет нас от необходимости иметь в штате специального сотрудника (как, например, в Bioware), весь круг обязанностей которого – отслеживание «забытых» сюжетных линий и судеб персонажей. 
 
Авторы игры не считают, что шутер – это просто «беги и стреляй», по их мнению, такой подход на корню убивает идею. Хороший экшен, основанный на глубокой истории, должен быть уникальным, ведь именно история придает игровому миру то неповторимое обаяние, которое и позволяет ему завоевать аудиторию. 

Е. Ф
.: Игры серии «Метро» выделяются в первую очередь неповторимой атмосферой, интересным и разнообразным геймплеем, а также вниманием к деталям и оригинальной сюжетной линией с возможностью выбора действий. Все это для того, чтобы прийти к соответствующей концовке. Для таких проектов, как «Метро», сюжет выступает одним из главных факторов, так как это самый настоящий story based shooter – игра, основанная на большой истории. И сюжет – та самая нить, которая прошивает всю ткань игры, делая из нее роскошный наряд. Конечно, любой шутер можно наделить сюжетом и объявить его story based, но это совершенно неинтересно ни нам, ни, как я полагаю, нашим поклонникам. 
 
После знакомства с процессом работы над обновлениями – а он идет непрерывно – у меня создалось впечатление, что, несмотря на выпуск дополнения и летний,
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 7
 неигровой сезон, сотрудники не отдыхают. Евгений  подтвердил мою догадку: для студии нет понятия «коллективный отдых» или «мертвый сезон» – работа не прекращается ни на минуту. И даже смена издателя не повлияла – напротив, банкротство THQ привело к тому, что игра вышла более качественно протестированной. 
 
А. К.: «Метро» была уже завершена и находилась в стадии тестирования, так что сомнений в том, что будет новый издатель и проект выйдет своевременно, ни у кого не было. С одной стороны, банкротство THQ задержало релиз – игра стартовала на несколько месяцев позже запланированного срока, а с другой – мы получили дополнительное время на тестирование и устранение мелких недочетов. 
 
Конечно же, я не устоял против искушения поинтересоваться планами – не готовится ли следующая часть «Метро»? Тем более что в недавнем интервью новый 
Как разрабатываются компьютерные игры. Рис. 8
издатель 4A Games Клеменс Кандратитс недвусмысленно говорил о своих ожиданиях в этом плане. Увы, разработчики не спешат делиться прогнозами. 

А. К.: Варианты рассматриваются. Но никаких официальных заявлений мы пока предпочитаем не делать. 
 
Впрочем, я их понимаю: должна же быть какая-то интрига! А поклонников вселенной «Метро», пребывающих в томительном ожидании, думаю, согреет осознание того, что у команды 4A Games есть для этого все возможности: и техника, и связи, и замечательная команда.

Опубликовано 12.09.2013

Похожие статьи