В помощь автолюбителю – от штурмана до водителя

Логотип компании
В помощь автолюбителю – от штурмана до водителя
Что такое автомобильная информационная платформа? Что она умеет?

«Вези меня, карета, карета золотая, по дороге судьбы, вези меня, карета вези, вези!» – поется в известной песне группы «Кабриолет». И правда, какой водитель не мечтает, устало плюхнувшись на удобное сиденье в теплом салоне, произнести: «Домой! Хочу домой!» – и задремать под звуки любимой музыки? Пока что подобную роскошь могут позволить себе лишь весьма обеспеченные люди, в распоряжении которых личный шофер. Однако специалисты утверждают: недалек день, когда аналогичную возможность получит владелец любого транспортного средства.

«Яндекс.Авто» предлагает 

Разумеется, речь идет о роботизированных автомобилях, оснащенных системами искусственного интеллекта, которые возьмут на себя не только процесс управления, но и заботу о состоянии машины – от заправки до текущего ремонта. Сказки, скажете? Нет, беспилотные легковые модели, автобусы и грузовики уже демонстрировались многими компаниями, среди которых, кстати, и российская Cognitive Technologies. В частности, доступны некоторые части интеллектуального транспорта, а точнее, некоего интерфейса между авто и водителем, построенного на основе голосового общения.

В помощь автолюбителю – от штурмана до водителя. Рис. 1

Так, российская разработка «Яндекс.Авто» перестала быть только картографическим приложением с функциями навигации и регистрации состояния трафика: компания объявила, что отныне речь идет о специальной  автомобильной платформе для головных устройств. И уже известно, что в рамках соответствующих соглашений ее внедряют Toyota (Camry и RAV4), Jaguar и Land Rover, а в ближайшем будущем к ним добавятся «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», ведутся также переговоры с концерном Renault-Nissan. Впрочем, не исключено, что при желании можно будет и самостоятельно установить этот программный продукт: достаточно, чтобы головное устройство вашего транспортного средства работало под управлением Android или Linux.

Может ли «Яндекс.Авто» работать без участия человека? Авторы проекта утверждают, что системе это вполне по силам, но пока такие проекты актуальны разве что для проектов будущего – в силу несовершенства правового и информационно-технического поля. И хотя возможности для создания полностью электронного водителя есть, нынешний продукт решает лишь небольшую часть задач, облегчающих вождение и повышающих его безопасность. В частности, водитель уже сейчас может управлять навигационной системой, мультимедийным комплексом и интернет-помощником посредством голоса, а за аутентичность действий отвечает «Яндекс SpeechKit».

Более того, создатели обещают, что искусственный интеллект будет подстраиваться под нужды водителя и корректировать свои рекомендации: например, проложит маршрут по максимально удобной (но не самой быстрой) дороге  или  напомнит о необходимости посетить отмеченное заведение, как только вы окажетесь в непосредственной близости от него. Не составит труда следить за навигацией, уточнять прогноз погоды, переключать музыку, отвечать на телефонные звонки, пользоваться другими сервисами «Яндекса». Примечательно, что платформа поддерживает работу в фоновом режиме и способна информировать о важных событиях.

И такие разработки уже представлены. Так, интеллектуального помощника намеревалась интегрировать в свои модели компания «АвтоВАЗ», но, по словам, Андрея Василевского, руководителя лаборатории автомобильных решений, собственную платформу Lada Connect планируют объединить с «Яндекс.Авто», существенно расширив возможности бортового интеллекта.

Разработки грандов

В помощь автолюбителю – от штурмана до водителя. Рис. 2

Когда и как это будет происходить, покажет  время, а пока готовые решения предлагают Google и Apple. Первая носит название Android Auto и может быть установлена любым водителем, обладающим совместимой головной консолью или смартфоном. Уже сейчас гарантируется поддержка 400 устройств, в том числе планшетов и прочих гаджетов: с ее помощью можно управлять навигацией, музыкой, общаться по телефону, причем все это в привычном режиме, поскольку платформа предполагает трансляцию приложений смартфона на головную консоль. Работая совместно, головное устройство автомобиля и мобильный гаджет полностью высвобождают руки водителя, не отвлекают его от процесса вождения, а попутно информируют о важнейших событиях на дороге. И все это совершенно бесплатно: достаточно обладать автомобилем, совместимым с платформой Android Auto, и смартфоном (планшетом) под управлением Android Lollipop. Сама платформа, как и сопутствующие приложения сторонних разработчиков (в большинстве они платные), доступна для загрузки из Google Play.

В помощь автолюбителю – от штурмана до водителя. Рис. 3

Приверженцам «яблочной» продукции предлагают нечто подобное.  Существенных отличий по функциональности в Apple CarPlay немного, да и дополнительных приложений для iPhone несколько меньше, чем у конкурентов, зато среди преимуществ пользователи отмечают отсутствие необходимости в установке дополнительных приложений. А вот как отрицательный момент – излишнюю требовательность бортпроводницы «Сири» к формату, точности и качеству подаваемых команд. Android-ассистент, по заверениям владельцев, не столь педантичен и более дружелюбен.

А что же платформы для автомобилей собственного бренда автокомпаний? Увы, как и в случае с «АвтоВАЗом», они откровенно признали, что им не достичь того же качества информационно-мультимедийно-навигационных платформ, как у Apple, Yandex и Google. Большинство объявили о намерении сотрудничать с грандами на разных уровнях – от полного использования до интеграции с собственными разработками. Так что, по всей вероятности, в обозримом будущем конкуренция на рынке инфоплатформ для автомобилей сойдет на нет. Если, конечно, не захотят сказать свое веское слово производители автоинформаторов, пока что пребывающие в тени…

 

Опубликовано 27.11.2017