ПрактикаМир технологий

Почему ECM-системы отправляют в отставку и почему они туда не уходят?

Михаил Егоров | 02.07.2019

Почему ECM-системы отправляют в отставку и почему они туда не уходят?

Пару лет назад аналитики Gartner сделали громкое заявление: ECM-системы исчерпали свой потенциал и начался процесс их постепенного ухода с рынка.

Пару лет назад аналитики Gartner сделали громкое заявление: ECM-системы исчерпали свой потенциал, и начался процесс их постепенного ухода с рынка. По их мнению, уже к 2020 году приложения для управления документами и контентом должны вытеснить традиционные ECM как минимум в 25% крупных предприятий. Оправдывается ли прогноз и как обстоят дела в России?

С развитием мобильных технологий, повышением количества форматов документации и контента, которыми оперируют компании и пользователи, перед ECM-платформами встает задача обеспечить интеграцию этого многообразия на новом уровне.

И именно этот момент и стал, на мой взгляд, основанием для экспертов Gartner предположить скорый «закат ECM»: слишком велико отличие между различными документами, мультимедиа-форматами, современными веб-страницами и другими видами корпоративного контента, который используется в практике компаний, чтобы все это можно было свести в единой платформе.

Также, необходимо учитывать и большое количество различных операций, которые выполняются сегодня в рамках обработки контента – Office 365, G Suite, Dropbox и др. могут работать с одним форматом контента, но выполнять различные операции.

Отсюда и выводится прогноз: потребности компаний и организаций в управлении документами новых форматов и контентом лучше реализуют специально разрабатываемые для таких задач приложения. Да, ECM-решения успешно справляются со стандартными задачами, но новые – с их помощью уже не решить. Именно это в Gartner имели в виду, констатируя «смерть» ECM.

С точки зрения Gartner, ответ на эти вызовы дают многочисленные современные сервисы для управления контентом, SaaS-решения, которые адаптируются под каждую новую задачу и новые виды документов, процессов и т.д. Централизацией управления предполагается либо пожертвовать полностью, либо решать вопросы интеграции новых инструментов с помощью общих API.

В теории, такой подход позволил бы сочетать принятые стандарты и протоколы для интеграции через API в единый программно-управляемый пакет, что позволило бы решать задачи документооборота и управления корпоративным контентом через создание кастомизированных приложений, панелей управления и отчетов, оперирующих на основе данных из множества источников.

Но данный сценарий развития рынка не учитывает несколько важных факторов, самым главным из которых можно назвать инертность больших компаний и приверженность к традиционно используемым ИТ-инструментам.

Россия как ECM-рай

Например, в России большинство ECM-решений были внедрены в крупных компаниях довольно давно, многим подобным проектам уже 10 лет. Как правило, они реализованы на базе платформ крупных западных вендоров, в том числе в формате заказных, кастомизированных под задачи заказчика решений.

Сейчас наступил тот момент, когда жизненный цикл таких ECM-систем исчерпывается из-за эволюции требований рынка и текущих технологических реалий. В случае РФ помимо данных факторов можно добавить курс государства на импортозамещения.

img

И в этом свете два-три года назад можно было говорить, что и в России рынок ECM «сдувался», поскольку всем казалось, что запроса на автоматизацию процессов документооборота и архивного хранения документов больше нет. Но сегодня становится очевидным, что главным трендом на российском рынке является курс на перевнедрение ECM-платформ всеми компаниями, которые пользовались ими ранее – заново, долго и дорого.

Причина?

Резко повысился спрос на качество пользовательского опыта и удобство интерфейса ECM-решений, хотя еще совсем недавно функциональность и отказоустойчивость полностью покрывали собой основные запросы заказчиков.

Учитывая масштабы компаний, использующих ECM в России, а также количество запросов от них на подобного рода задачи в 2019 году, могу сказать, что направление ECM в России скорее живо, чем мертво. Рынок ждет много больших и сложных проектов, которые зададут новый вектор развития ECM в сторону повышения комфорта пользователей, расширения функционала за счет поддержки мобильных платформ и др.

Поэтому, когда об ECM говорят как о динозаврах, отмирающих в экосистеме ИТ-решений для управления документами и другими видами корпоративного контента, это справедливо далеко не для всей планеты и всех ее рынков.

ИИ-перспектива ECM

Еще один вектор развития ECM-решений в будущем – развитие инструментов искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) в составе их функционала.

ECM-системы в этом свете станут обязательным инструментом сохранения и развития конкурентного преимущества для многих крупных компаний в разных областях экономики. Так, оптимизация процессов управления документами и контентом повышает скорость взаимодействия в рамках рабочих операций между сторонами, снижает издержки на них, повышает операционную гибкость.

Такая оптимизация возможна за счет способности ИИ- и МО-решений обнаруживать общие характеристики внешне не связанных между собой документов и файлов. Далее на основе этих находок можно создавать новые виды бизнес-ценности для компании. Поэтому те, кто уже начинает комбинировать стандартные возможности современных ECM-решений с аналитикой данных и машинным обучением, могут совершить рывок в плане операционной эффективности и качества документооборота в ближайшем будущем.

img

Первый возможный эффект их интеграции в ECM – создание нового контента на базе существующего, через обработку данных на новом уровне анализа появится возможность создавать новые продукты, а также улучшать характеристики уже существующих в соответствии с пожеланиями конечного пользователя.

Второе направление – оценка инвестиций в систему управления документацией и контентом за счет умного сбора и анализа обратной связи. Аналитика и МО здесь играют важнейшую роль и справляются с задачами такого рода крайне эффективно. Более того, аналитика данных способна предсказывать финансовый эффект апгрейда ECM-системы, планируемого или недавно осуществленного.

Третий момент - по мере своего развития ИИ и МО в ECM смогут упразднить необходимость в ручной обработке документации и создании контента. Чем больше данных у ИИ, и чем более продвинутыми инструментами они обрабатываются, тем быстрее происходит обучение и тем скорее произойдет переход к самостоятельному созданию новых видов контента и метаданных.

Аналитики прогнозируют, что в следующие 3-5 лет функционал по автоматизации создания и обработке контента в ECM станет обязательным элементом, и именно аналитика данных вкупе с ИИ станут главным фактором развития ECM.

Не спеши ты нас хоронить

Оценивая современную ситуацию на рынке с позиций собственного опыта, нельзя не согласиться с Gartner: в самом общем плане ECM-платформы действительно во многом отстают от уровня современных потребностей бизнеса в области управления документацией и корпоративным контентом.

Однако данное отставание трудно считать причиной, по которой целый рынок зарекомендовавших себя решений должен уступить место весьма размытой и хаотичной концепции «дробления».

Например, существуют огромный рынок EDI-решений, позволяющих осуществлять автоматизированный обмен электронными сообщениями в стандартизированных форматах между бизнес-партнерами.

EDI-системы позволяют конвертировать привычные документы в стандартные цифровые форматы, гарантируя как корректность конвертации, так и качество доставки (конфиденциальность информации подразумевается по умолчанию). То есть, они обеспечивают полную автоматизацию взаимодействия информационных систем компаний без участия человека.

Так, EDI-решения наиболее распространены в сегменте ритейла, особенно в США, местный EDI-рынок составляет 58,9% мирового, тогда как на Европу и Китай приходится 23,8% и 3,2% соответственно.

Несмотря на узкий сегмент применений и географический ареал распространения, никто не «хоронит» этот рынок только потому, что потребности компаний в управлении документами, данными и новыми видами контента расширяются.

В этом свете логичнее говорить о грядущей и неизбежной эволюции сложившегося рынка ECM, а не о вытеснении целого класса решений набором разрозненных и, по большому счету, пользовательских нишевых сервисов.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 06/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00