Крупнейшие объекты во Вселенной

29.11.2015Автор
Крупнейшие объекты во Вселенной

Наша галактика по космическим меркам объект небольшой. Более крупными объектами считаются скопления галактик. Скопления также бывают разных масштабов. Относительно небольшая Местная группа галактик, имеющая в диаметре около 1 мегапарсека (около 3,26 млн световых лет), включает наш Млечный Путь, галактику Андромеды и галактику Треугольника. В Местную группу входит более 50 галактик.

Еще более масштабным объектом является Местное сверхскопление галактик, диаметр которого 33 мегапарсека (около 100 млн световых лет). Туда входит Местная группа и целый ряд других скоплений. Всего в состав такого сверхскопления входят около 100 групп и скоплений галактик и около 30 тысяч галактик.

В свою очередь, Местное сверхскопление входит в галактическую нить – комплекс Сверхскоплений Рыбы-Кита. Размер этой нити оценивается в 1 млрд световых лет в длину и в 150 млн световых лет в ширину.

Так постепенно мы подобрались к крупнейшему объекту во Вселенной, Великой стене Геркулес — Северная Корона (Hercules-Corona Borealis Great Wall). Это огромная плоская суперструктура из галактик, размеры которой составляют 10 млрд световых лет (3 гигапарсека) в длину, и 7,2 млрд световых лет (2,2 гигапарсека) в ширину. Структура находится в созвездиях Геркулес и Северная Корона. Размер этой Великой стены, названной по аналогии с Великой стеной в Китае, составляет около 10% от диаметра наблюдаемой Вселенной. Эта структура была открыта в 2013 году.

Именно Великая стена Геркулес-Северная Корона — самый большой объект в нашей Вселенной, открытый к настоящему дню. Впрочем, он, очевидно, не является гравитационно связанным, поэтому несколько условен.

А вот второй крупнейший объект во Вселенной, открытый всего несколько месяцев назад, вероятно, вполне упорядочен. Это Гигантское гамма-кольцо (Giant GRB Ring). Гамма-всплески представляют собой исключительно мощные события, вероятно, связанные с взрывами гиперновых звезд (он аналогичен сверхновой звезде – разница только в масштабе энерговыделения, который у гиперновых звезд намного выше).

Гамма-всплеск происходит в гамма-диапазоне электромагнитных волн (более коротких, чем рентгеновские). Его мощность столь огромна, что за несколько секунд выделяется приблизительно та же энергия, которую выделяет Солнце за 10 млрд лет своей жизни. А произошедший где-то в Млечном пути гамма-всплеск привел бы к вымиранию всего живого на Земле.

Гигантское гамма-кольцо представляет собой окружность из девяти гамма-всплесков, растянувшееся в пространстве на 5,6 млрд световых лет. Не исключено, что там замешано влияние «темной материи». Также вероятно, что гамма-кольцо является проекцией некой сферы. Как бы то ни было, все гамма-вспышки прошли за короткий период – не более 250 млн лет.

Среди астрономов издавна ведутся споры о том, что же считать самым большим объектом. Если скопления галактик являются крупномасштабным объектом, то также объектом можно считать и гигантские пустые пространства, где практически ничего нет: к примеру «Великое ничто», обнаруженное учеными в 2007 году. На пустом пространстве диаметром в 1 млрд световых лет (300 мегапарсек) нет ни звезд, ни галактик, ни черных дыр. Другое подобное пятно известно в созвездии Эридана (в его южной части, которая с территории России к сожалению, не видна, хотя смотреть там как раз нечего).

Вопросам крупнейших объектов» во Вселенной посвящена специальная статья в Википедии «List of largest cosmic structures».