Лунная загадка

Лунная загадка
Действительно ли грунт, исследованный учеными, является лунным? Или он был собран где-то на Гавайских островах? Все упирается в вопрос, летали ли американцы на Луну на самом деле?..

На Луне, единственном естественном спутнике Земли, действующих вулканов нет. И хотя о внутреннем ядре ведутся дискуссии (группа ученых из Китая, Японии и США пришла к выводу, что ядро Луны пребывает в расплавленном состоянии),                                                                                                                                           внешние слои Луны давно являются твердыми и замерзшими. Атмосферное давление на поверхности спутника нашей планеты составляет 100 нанопаскалей днем, и 100 пикопаскалей ночью, в то время как на поверхности Земли оно составляет 101 325 Па: т.е. примерно в 10 триллионов раз меньше.

Итак, лунная поверхность суха и стабильна. Но в далеком прошлом на Луне происходили извержения, напоминающие вулканические, имели место «огненные фонтаны» (fire fountains). Об этом явлении на Луне не было известно до полетов астронавтов на Луну – миссий «Апполон 15» и «Апполон 16», которые привезли образцы грунта с вкраплениями в них мелких шариков стекла. Исходя из этого и появилось предположение о существовании в древности на Луне «огненных фонтанов», но что это было за явление, как оно протекало, и какими механизмами было обусловлено, оставалось полной загадкой. Какая же сила выталкивала крошечные кусочки лавы на поверхность Луны?

Впрочем, нельзя сказать, что такое явление, как «огненные фонтаны» совсем незнакомо Земле — подобные извержения бывают на Гавайских островах, а также в Исландии.

Специалисты из Брауновского университета и университета Карнеги (США) предположили, что «переносчиком-толкателем» крошечных стеклянных шариков на Луне являлся некий газ, который выталкивал лаву на поверхность подобно тому, как пузырьки поднимаются вверх в газировке. Но какой именно это мог быть газ, оставалось загадкой. Газ-то за многие миллионы лет улетучился. Ранее выдвигались предположения, что газом, ответственным за выталкивание, был водород. Позднее гипотеза была отклонена, так как стало ясно, что Луна водородом крайне бедна.

Однако относительно недавно команда из этого университета провела эксперимент по анализу этих предельно малых магматических вкраплений лунного грунта. Исследования показали, что внутри вкраплений содержатся малые доли углерода.

Ученые смогли составить модель, которая показала, что на раннем этапе развития Луны лаву из глубин спутника нашей планеты выталкивал угарный газ (CO). Для сравнения, на Земле при извержении вулканов выделяются пар, углекислый газ, окись водорода, сернистый ангидрид, водород, азот, аргон, метан, сероводород, фтористый водород, а также соляная и плавиковая кислоты. Львиная доля при этом приходится именно на водяной пар и углекислый газ CO2.

Полностью исследование ученых опубликовано в статье «Carbon content and degassing history of the lunar volcanic glasses» журнала Nature Geoscience.

Отметим, что возникает вопрос — действительно ли грунт, исследованный учеными, является лунным? Или он был собран где-то на Гавайских островах? Все упирается в вопрос, летали ли американцы на Луну на самом деле. Множество аргументов «за» и «против» собраны в статье Википедии «Лунный заговор». Впрочем, этот вопрос можно считать решенным: многие орбитальные лунные спутники уже сфотографировали на поверхности спутника нашей планеты следы пребывания американских астронавтов, включая цепочки их следов.

Опубликовано 07.09.2015