Увы, отцвели на Марсе яблони…

11.03.2015Автор
Увы, отцвели на Марсе яблони…
Если всю гидросферу Марса 3,7 млрд лет назад распределить по всей площади планеты, глубина океана составила бы 137 метров, а испарившийся океан местами достигал глубины 1,6 км...

Ученые NASA выяснили, что когда-то на Марсе было больше воды, чем сейчас в Северном ледовитом океане. Но с тех пор Красная планета потеряла 87% всей своей воды, а в лучшие времена океан занимал 19% площади ее поверхности. В ходе исследований также выяснилось, что Марс оставался влажным и теплым дольше, чем предполагалось ранее. Результаты исследований были опубликованы в журнале Science.

Планетологам, изучающим планеты Солнечной системы, известно, что на Марсе когда-то было воды существенно больше, чем сейчас, о чем свидетельствуют довольно значительные объемы льда, запасенные в полярных шапках планеты. А также имеющиеся косвенные данные о том, что в прошлом на Марсе была более плотная, чем в настоящее время, атмосфера, и как следствие более заметный парниковый эффект и более теплый климат. Позднее Марс потерял большую часть воды, и лишь небольшая ее часть осталась в виде ледяных полярных шапок. Сейчас объем гидросферы Марса равен 77 млн куб. км (примерно 0,05% гидросферы Земли). При этом вся вода, как предполагается, полностью находится в виде льда.

Новейшие исследования подтвердили, что в Северном полушарии Марса существовал крупный океан, по размеру примерно соответствовавший земному Северному ледовитому. Данные были получены с помощью марсохода Curiosity; также и ряда телескопов. Так, анализировалось соотношение в атмосфере Марса «легкой» воды, где оба атома водорода являются протонами, и «полутяжелой», где один атом водорода, входящий в состав воды, был дейтерием (тяжелым водородом, содержащим нейтрон). При этом соотношение «легкой» и «полутяжелой» воды в атмосфере современного Марса ученые измеряли несколько раз на протяжении нескольких лет, чтобы отследить динамику процесса: «легкая» вода в атмосфере испаряется намного быстрее «полутяжелой», распадаясь под влиянием ультрафиолета. Позже полученные данные сравнивались с соотношением этих типов воды в древнем марсианском метеорите.

Ранее считалось, что вода на Марсе исчезла почти внезапно, а точная причина этого до сих пор неизвестна — хотя «подозрительные» факторы есть. Предполагалось, что уже 1,5 млрд лет назад вода существовала только в нынешнем виде. Однако исследования показали, что процесс осушения и похолодания на Марсе был более медленным.

Расчеты показали, в прошлом на Марсе атмосферное давление почти достигало земного уровня (и не исключено, что даже его превосходило), а температура могла достигать 50 ?С в районах экватора. Но и в тех районах, где океана не было, регулярно шли дожди, и было много озер и рек, а в полярных районах были обширные ледники. Вопрос о существовании жизни в прошлом на Марсе остается открытым, ведь нет общепринятой теории о происхождении жизни и на самой Земле. Однако условия на Марсе в прошлом были очень близки к условиям на Земле, если делать сравнение по температуре поверхности, наличию воды (хотя океан был намного более соленым), и атмосферному давлению. Подсчитано, что если всю гидросферу Марса 3,7 млрд лет назад распределить по всей площади планеты, глубина океана составила бы 137 метров, а испарившийся океан местами достигал глубины 1,6 км.

Более того, в определенный  геологический период Марс был теплее Земли: в то время, когда на Марсе температура достигала 50 ?С, Земля была полностью покрыта льдом и имела на экваторе приблизительно ту же температуру, которую в настоящее время имеет Антарктида.

Тектоническая активность Марса в прошлом также была высокой, о чем может свидетельствовать вулкан Олимп, самая высокая гора в Солнечной системе, высота которого над равниной составляет 21,2 км. Возможно, что именно в результате тектонических катастрофических изменений был запущен процесс, в результате которого Марс потерял большую часть атмосферы и воды.