Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ

Логотип компании
Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ
В своих прежних публикациях я уделял немало внимания рынку МФУ. Эта категория периферийных устройств всегда стояла особняком от обычных, монофункциональных принтеров и, на первый взгляд, кажется прямо-таки воплощением достоинств: в одном компактном кор-пусе умещаются принтер, сканер, копировальный аппарат, а иногда и факс с возможностью рассылки электронной почты. Чем не панацея для современных скученных офисов с их извечным дефицитом свободного места?

В своих прежних публикациях я уделял немало внимания рынку МФУ. Эта категория периферийных устройств всегда стояла особняком от обычных, монофункциональных принтеров и, на первый взгляд, кажется прямо-таки воплощением достоинств: в одном компактном корпусе умещаются принтер, сканер, копировальный аппарат, а иногда и факс с возможностью рассылки электронной почты. Чем не панацея для современных скученных офисов с их извечным дефицитом свободного места? Да и розетка для МФУ требуется всего одна, а не три. Но ведь и недостатки, наверное, есть, иначе почему потребители до сих пор не отказались от обычных принтеров?

В поисках правды я обратился к моим добрым друзьям – представителям вендоров, заодно поздравив их с наступлением года «многофункциональной» Лошади.

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 1

Рис. Динамика российского рынка МФУ и принтеров по годам* (тыс. шт.)

*2013 г. – оценка на основе данных первых трех кварталов.

Источник: IDC, 2014.

По данным IDC, МФУ в России действительно имеют все шансы вытеснить обычные принтеры, оставив место для монофункциональной техники только в тех ситуациях, где присутствие сканера и копира неудобно или неприемлемо из-за технологических ограничений или по соображениям безопасности. По итогам первых трех кварталов 2013 года объем российского рынка МФУ несколько сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: в категории струйных устройств – на 5,6%, лазерных – на 0,2%.

Необходимо помнить, что рынок периферии проходит очередную фазу стагнации, и сокращение поставок – явление абсолютно нормальное. Любопытно, что темпы снижения поставок в сегменте струйных принтеров почти вдвое превышают аналогичные показатели для струйных МФУ (соответственно 10 и 5,6%). В категории лазерной техники динамика различна в зависимости от цветности устройств. Так, продажи черно-белых принтеров упали на 13%, а монохромных МФУ – лишь на 1%.

А вот цветная лазерная техника одна из немногих категорий показала уверенный рост на фоне общей стагнации: если продажи принтеров здесь выросли на 9%, то МФУ прыгнули вверх на целых 26%. Положительно МФУ выигрывают битву.


ВОПРОС.

В чем преимущества и недостатки МФУ? Каковы особенности их использования в корпоративном сегменте и у домашних пользователей?

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 2

Константин Макаренков,

руководитель направления исследования рынка периферийного оборудования, IDC:

Главное преимущество МФУ – обеспечение нескольких функций: печать, копирование, сканирование, рассылка. Очевидный недостаток – все функции (или большая их часть) «теряются», когда перестает работать один из элементов МФУ. Основные же преимущества перехода на МФУ класса workgroup в бизнесе – экономия офисного пространства; более низкая стоимость страницы по сравнению с персональными устройствами; унификация запчастей и сменных модулей; снижение расходов на ремонт и обслуживание; сравнительная простота обеспечения информационной безопасности и контроля расходов. Немаловажен и тот фактор, что при использовании крупных МФУ систему аутсорсинга печати на предприятии внедрить гораздо проще. Рост популярности МФУ у частных пользователей связан со снижением цен и улучшением качества работы этих устройств, позиционируемых для домашнего использования и микроофисов. Все ведущие производители печатной техники могут предложить покупателям широкий выбор МФУ, способных печатать, сканировать и копировать не только с высокой скоростью, но и с высоким качеством, что дает возможность использовать их как в работе или учебе (печать документов, деловой графики), так и в быту (печать фотографий).

ВОПРОС.

Назовите основные тренды развития рынка МФУ в 2013 году?

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 3

Полина Игнатьева,

менеджер по маркетингу продукции Brother:

В ушедшем году наблюдалось падение рынка печатающих устройств по сравнению с 2012 годом, но при этом снижение рынка МФУ было выражено гораздо слабее, чем снижение рынка монофункциональных принтеров. На рынке преобладали следующие тенденции: развитие облачных сервисов и интеграции МФУ с мобильными устройствами; увеличение доли лазерных МФУ; рост поставок МФУ в сегмент SOHO и для персонального использования. Также наблюдается незначительный рост доли МФУ формата A3, хотя на рынке по-прежнему преобладают МФУ формата А4. В сегменте «персональных» МФУ отмечается рост доли полноцветных моделей по сравнению с монохромными.

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 4

Сергей Лебедев,

директор по маркетингу OKI Systems Russia:

Этот год, как и предыдущий, показал стремление пользователей всех типов очень бережно и взвешенно подходить к закупке печатающих устройств. И МФУ в этом плане намного привлекательнее обычных принтеров. Причем реальных потребностей в настоящий момент у пользователей может и не быть, но они обязательно появляются, как только на рабочем месте оказывается МФУ.

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 5

Андрей Герц,

эксперт компании APT Distribution:

Пользователи заметно стали тяготеть к «умным» и эффективным МФУ. Очень заметным оказался устойчивый рост продаж в младшем сегменте полноцветных МФУ формата А3. Полноцветные аппараты, в том числе принтеры, становятся все более востребованными. Явный интерес проявляется к МФУ, в которых пользователь может самостоятельно заменять основные узлы аппарата

ВОПРОС.

В чем различия использования МФУ в секторе В2В и у частных пользователей?

Полина Игнатьева (Brother):

В корпоративном секторе одно МФУ одновременно используется рабочей группой из нескольких человек, поэтому здесь преобладают модели с более высокой скоростью, поддержкой двусторонней печати и подключения к Ethernet. Набирают популярность функции сканирования в электронную почту, сетевую папку, на FTP-сервер. Функция Wi-Fi в данном сегменте не считается популярной. При выборе МФУ для персонального использования прежде всего важны цена и надежность устройства. В данном секторе преобладают аппапраты со скоростью печати до 20 страниц в минуту, а такие функции, как дуплекс и Ethernet, не слишком востребованы.

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 6

Надежда Попова,

руководитель отдела продуктового маркетинга департамента дистрибуции малой офисной техники «Xerox Россия»:

Различия весьма существенны. Если домашние пользователи предпочитают бюджетные модели формата A4, то компании чаще делают выбор в пользу более производительных аппаратов, поддерживающих расширенный спектр материалов и лотки повышенной емкости. Кроме того, для корпоративных заказчиков большее значение имеет качество сервисного обслуживания, скорость печати, стоимость отпечатка, расход бумаги и других материалов.

ВОПРОС.

Правильно ли используются МФУ в современных офисах и на производстве?

Сергей Лебедев (OKI):

Основные задачи, которые возлагаются на МФУ, это печать и копирование. Однако современные модификации обладают большими возможностями, позволяя перераспределять задания между устройствами, авторизовывать пользователей для выполнения тех или иных функций и даже напрямую взаимодействовать с системами документооборота предприятий. Эти особенности значительно разнятся от устройства к устройству и потому еще не до конца оценены пользователями, не стали привычными и востребованными.

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 7

Олег Панкин,

руководитель подразделения продуктового маркетинга компании Ricoh Rus:

Заказчики с каждым годом становятся все более подкованными в вопросах эффективного использования парка печатной техники, тем не менее есть несколько типичных ошибок, которые совершает большинство корпоративных клиентов. Например, использование индивидуальных устройств вместо одного централизованного. Еще одна распространенная ошибка – отсутствие контроля, когда работники печатают документы, не нужные ни им, ни компании. Третья распространенная ошибка – эксплуатация МФУ с нагрузками, превышающими расчетные.

ВОПРОС.

Каковы особенности применения МФУ в среде корпоративных пользователей?

Надежда Попова (Xerox):

Для большинства корпоративных пользователей МФУ имеют неоспоримые преимущества в сравнении с принтерами. Обычно офисному сотруднику необходимо печатать, копировать и сканировать документы, а использование для этих целей отдельных аппаратов не всегда оправданно. Кроме того, экономически более выгодно купить не принтер, копир и сканер, а одно устройство, объединяющее в себе их функционал.

ВОПРОС.

В чем преимущества МФУ для пользователей категории SOHO (SME, SMB)?

Олег Панкин (Ricoh):

Для небольших компаний МФУ – полноценный помощник в оптимизации бизнес-процессов. К примеру, пользователи домашних и малых офисов осуществляют большое количество онлайн-операций: отправляют отсканированные платежки, копии документов и прочие документы с помощью банковских интернет-приложений. Оснащать же несколькими устройствами – принтером, сканером и копиром – ограниченные пространства малых офисов нецелесообразно.

ВОПРОС.

Каково место МФУ в проектах по предоставлению управляемых услуг печати (MPS)? Участвуют ли МФУ в MPS- контрактах?

Функционала много не бывает. Несколько слов о рынке МФУ. Рис. 8

Эдуард Солодов,

директор по работе с партнерами Nicotech:

МФУ уже давно обещают «догнать и перегнать» по распространенности монофункциональные принтеры благодаря большей универсальности и пригодности к использованию в СЭД в качестве устройств ввода и вывода документов. Кроме того, они, как правило, обладают сенсорными дисплеями и возможностью установки в них embedded-клиентов для удобной работы с «продвинутыми» решениями для сканирования и печати. Спрос на решения по управлению печатью по-прежнему растет, причем не только как неотъемлемая часть MPS, но и как внутренний инструмент обеспечения экономии и информационной безопасности в компаниях, которые самостоятельно поддерживают свою инфраструктуру печати.

Андрей Герц (APT Distribution):

Наш опыт показывает, что МФУ начинают играть в таких контрактах основную роль. Собственно говоря, сами вендоры считают, что МФУ в MPS-бизнесе должны играть первую скрипку. На рынке также растет понимание того, что при использовании МФУ в MPS-системе заказчик выходит на качественно новый уровень контроля и управления парком своих устройств.

Опубликовано 29.01.2014

Похожие статьи