Тенденции на рынке ЦОДов

Логотип компании
Тенденции на рынке ЦОДов
В последнее время активно развиваются небольшие ЦОДы, так называемые «ЦОДы в коридоре».
ЦОДы в коридорах и контейнерах
В последнее время активно развиваются небольшие ЦОДы, так называемые «ЦОДы в коридоре». Например, в декабре прошлого года в Якутии был создан первый такой ЦОД, основанный на базе российской разработки компании «Утилекс», он предназначен для обработки данных органов государственной власти в рамках программы «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутии) на 2012–2016 гг.». В ближайшем будущем планируется создание аналогичных районных ЦОДов в каждом районе республики.
Проект «ЦОД в коридоре» схож с проектом компании Cisco «ЦОД в контейнере» (Cisco Containerized Data Center): модульный центр обработки данных заключен в большой ящик, защищенный от неблагоприятных погодных условий. Это передвижное решение с открытой архитектурой позволяет устанавливать ЦОДы весьма экономичным образом, а также обеспечивает хранение и обработку данных в случае аварий или при работе в удаленных районах.

Персональный «ЦОД в ЦОДе» (VIP ЦОД)
Некоторые клиенты, например банки, при размещении оборудования в коммерческом ЦОДе требуют наличия в нем нескольких уровней физической безопасности. В связи с этим одним из условий договора с подобными структурами становится наличие выделенной комнаты (так называемого «ЦОДа в ЦОДе»), где и будет размещено техническое оснащение клиента.
С точки зрения собственника коммерческого ЦОДа, предоставление отдельного помещения влечет ограничения, связанные с сокращением полезной площади ЦОДа и удорожанием его строительства. Впрочем, банки и другие финансовые структуры часто согласны платить за то, что внутри ЦОДа у них будут отдельный вход, собственная пропускная система, а также контролируемая организацией система видеонаблюдения и пожаротушения. Аренда стоек в таком «ЦОДе в ЦОДе» дороже примерно на 30%. А иногда (по желанию клиента) здесь устанавливают даже специальный забор, полностью исключающий возможность физического доступа к серверным стойкам клиента.

Очень большой ЦОД
Кроме компактных ЦОДов, а также выделенных ЦОДов в составе крупных площадок, строятся и объекты-гиганты. Так, осенью 2012 года компания T-Systems (подразделение Deutsche Telekom) начала строительство крупнейшего в Европе и самого большого в Германии ЦОДа – его общая площадь составит 150 тыс. м² (примерно 30 футбольных полей!). Запуск запланирован на 2014 год. Цель – предоставление платформ для облачных услуг.
В России крупнейший ЦОД по заказу «Ростелекома» строится на площадке московского завода «Серп и Молот». Территория машинных залов составит 10 тыс. м² при общей площади здания 11,5 тыс. м². Проектная мощность гиганта – 40 МВт. Совсем немного отстает от него питерский Linxdatacenter, созданный на территории бизнес-центра «Скай Трейд»: он занимает 9 тыс. м².
Для сравнения: в августе 2012 года открылся самый большой ЦОД Украины – «Парковый», на 2715 м² которого расположились 14 машинных залов на 400 шкафов, а общая мощность составила 4 МВт. Сетевая и вычислительная инфраструктура ЦОДа построена на базе продуктов компании Cisco.

ЦОД и транзакции по банковским картам
В октябре 2012 года в Санкт-Петербурге открылся data-центр, сертифицированный по стандарту PCI DSS. Он принадлежит компании «Миран». Стандарт PCI DSS означает, что серверы, системы хранения данных и сетевое оборудование ЦОДа соответствуют требованиям платежных систем Visa и MasterCard, а значит, способны безопасно обрабатывать платежи, совершенные посредством этих карт. Появление такого ЦОДа – ответ на растущую активность рынка электронной коммерции в регионе.

Вопрос: как вы относитесь к утверждению, что на рынке ЦОДов наблюдается избыток предложения?

Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 1
Игорь Литвинов,
руководитель бизнес-направления «Аппаратно-программные комплексы» компании «Микротест»:
Безусловно, на рынке строительства ЦОДов сейчас игроки «толкаются локтями», что свидетельствует об избытке предложения. Ведется битва за потенциальных заказчиков, которые пока не в курсе, что за ними охотятся. Поэтому поставщики делают все возможное, чтобы донести до них преимущества услуг аренды ЦОДа. Пока на рынке наблюдается избыток предложения «простейших» услуг, таких как размещение оборудования заказчика в ЦОДе. Никакого бизнес-преимущества, помимо места в data-центре, клиент при этом не получает. И существует некоторый дефицит «продвинутых» услуг, когда за счет IT-сервисов, которые берет на себя поставщик услуг data-центра, становится возможным решение каких-либо бизнес-проблем заказчика. Такой подход особенно хорош для мелких компаний, поскольку снимает с бизнеса нагрузку по непрофильным задачам.
На рынке строительства коммерческих ЦОДов возрастает конкуренция. С одной стороны, наблюдается некоторое снижение цены, с другой – этот фактор начинает привлекать новых заказчиков. А в сегменте строительства собственных ЦОДов пока сохраняется ситуация, когда для среднего и крупного бизнеса построить свой ЦОД по-прежнему оказывается гораздо выгоднее, чем переложить заботу о своих ИТ на какого-то облачного оператора.
Еще один тренд: на российский рынок строительства ЦОД в последнее время выходит ряд иностранных инвесторов. Построенные их усилиями data-центры уже успешно работают в Москве и Питере.

Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 2
Андрей Павлов,
генеральный директор компания «ДатаДом» (DATADOME):
Избыток предложения на российском рынке компенсируется разношерстностью предлагаемых технических решений и отсутствием унификации data-центров.
Как показывает зарубежная практика, после становления рынка и его насыщения многие проекты создания новых площадок будут приостановлены, что через некоторое время повлечет за собой новый виток дефицита площадей и далее снова бурный рост строительства.

Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 3
Анатолий Ференцев («Утилекс»):
В целом ситуацию можно описать как избыток предложения на рынке ЦОДов невысокой готовности и с низким охлаждением при одновременном недостатке предложения data-центров, с большой мощность на стойку и более высокой отказоустойчивостью.




Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 4
Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»):
Если говорить о России в целом, то 60% коммерческих ЦОДов сосредоточено в Москве, 15% − в Санкт-Петербурге, 25% приходятся на регионы. В России сейчас проявляется тенденция: крупные операторы думают о выходе в регионы, так как там площади дешевле, есть возможность подключиться к прямым федеральным сетям, есть возможность построить ЦОД с нуля (Green Field) и пр. В мире давно создают ЦОД с нуля, выбирая площадку, места коммуникаций, линии связи и все остальное. В нашей стране подобный подход стал востребован только последние два года. За исключением единичных случаев, обычная практика подразумевает вписывание ЦОДа в уже готовое помещение с подведенным электричеством, каналы связи и людские ресурсы не рассчитываются и т. д. А ведь для нормального функционирования коммерческого ЦОДа нужно всего три вещи: наличие электричества, наличие каналов связи и наличие людских ресурсов, которые смогут это обслуживать.

Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 5
Вячеслав Тихонов (R-Style):
В Москве крупные ЦОДы после пуска «первой очереди» сразу заполняются на 50-60%. Затем в течение 1,5-2 лет начинают эксплуатироваться на полную мощность.




Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 6
Дмитрий Бызов («Манго Телеком»):
В свое время было построено много разных ЦОДов – на любой вкус, потребности и кошелек, а сегодня их строительство стало еще активнее. Такой избыток может привести только к улучшению качества ЦОДов, потому что клиенты склонны выбирать лучшие, вернее, оптимальные для себя предложения.

Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 7
Игорь Ситников («Миран»):
Площадок действительно много, однако переизбытка качественных предложений на рынке не наблюдается. Также отсутствует внятная классификация, аналогичная бизнес-центрам, например. Трудно вести бизнес в условиях, когда достаточно сильно отличающиеся друг от друга предложения называются одинаково.

Тенденции на рынке ЦОДов. Рис. 8
Дмитрий Хороших,
специалист Cisco, отвечающий за продвижение решений в области ЦОД
В России наблюдается довольно неравномерная ситуация с загрузкой существующих ЦОД-ов. В то время, когда одни data-центры стоят недозагруженными и их владельцы несут огромные убытки из-за потери инвестиций, другие компании имеют очередь из клиентов на полгода-год вперед. Такая же ситуация наблюдалась на рынках США в середине прошлого десятилетия. Секрет здесь в том, что рынок ЦОД – очень динамичный бизнес. К тому же, на рынке отсутствуют четкие правила игры, ни сами ЦОДы ни их клиенты не понимают до конца, по каким критериям сравнивать площадки, как оценивать услуги, на какой уровень SLA подписываться. Побеждают те, кто лучше умеет подстраиваться под клиента, понимать его потребности. В США это привело к тому, что менее гибкие игроки в итоге обанкротились и их площадки куплены более успешными коллегами. Это нормальный процесс для развивающегося рынка и развивающейся технологии.

Опубликовано 11.03.2013

Похожие статьи