Российский рынок планшетов

Логотип компании
Российский рынок планшетов
Все бы хорошо, но те самые глобальные «монстры» одумались только к началу 2013 года, когда недорогие модели показали Acer и ASUS (Iconia B1 и семейство MeMo Pad соответственно)...

Российский рынок планшетных компьютеров переживает стадию бурного роста: устройства этого класса с удовольствием предлагают и мировые гранды, и локальные отечественные бренды, которые, как показывает практика, очень неплохо понимают наши реалии и в ряде ситуаций способны на равных конкурировать с глобальными «монстрами». Причины такого положения вещей очень просты.

Взрыв в сегменте планшетов произошел еще в 2010 году, когда Apple показала публике свой первый iPad. В течение года модели такого типа (правда, на базе платформы Android) выпустили практически все уважающие себя производители первого эшелона. Забыли они лишь об одном – цене: некоторые модели стоили чуть дешевле iPad’а, а некоторые и чуть дороже. Для Европы и США такая ценовая политика вполне адекватна, а вот для России – ни в коей мере: у нас наибольшей популярностью пользуются сравнительно недорогие гаджеты (вне зависимости от их типа) – до 10 тыс. рублей.

            Все бы хорошо, но те самые глобальные «монстры» одумались только к началу 2013 года, когда недорогие модели показали Acer и ASUS (Iconia B1 и семейство MeMo Pad соответственно). До этого и они, и другие представители первого эшелона продолжали выпускать лишь дорогостоящие планшеты с близким к максимальному набором опций. Между тем в 2012 году на планшетном направлении активизировались российские марки, которые предложили покупателям десятки моделей «таблеток» стоимостью от 10 тыс. рублей и ниже с более чем вменяемыми характеристиками. В итоге ощутимую долю отечественного рынка захватили именно они.

            Приведем немного цифр. По данным целого ряда аналитических компаний, в 2012 году в России было продано около 3,6 млн планшетных компьютеров. Для сравнения: в 2011 году россияне купили не более 1,1 млн таких устройств, то есть рынок вырос более чем в три раза. Что касается прогнозов на ушедший год, то они примерно следующие. По итогам года в России может быть продано до 7 млн устройств указанного типа. Да, рост уже не трехкратный: замедление связно с целым рядом факторов, главный из них можно описать примерно так. Большинство тех, кто купил себе планшеты в 2012 году, едва ли станут менять его в ближайшие год-полтора – такое устройство, как правило, берется «всерьез и надолго». И потом, за три года планшетного бума многие успели примерить эти гаджеты на себя и понять, что это скорее игрушка, чем реально необходимый инструмент.

            В 2012 году пятерка лидеров российского рынка планшетов выглядела следующим образом: Apple, Samsung, ASUS, Prestigio и Acer. В первой половине 2013 года расклад немного поменялся: Samsung переместилась на первое место с долей около 25%, тогда как Apple «скатилась» на второе с показателем на уровне 21%. На третьем оказалась Prestigio с долей в 9%, на четвертом – ASUS с 7%, а на пятом – Explay с 6%. Бренд Acer выбыл из Топ-5 во многом из-за невнятной продуктовой политики – сегодня в линейке компании практически нет сильных решений.

            Схожая ситуация и у ASUS – с той лишь разницей, что этой компании удалось не вылететь из топа, а сместиться на одну строчку ниже. У ASUS довольно много любопытных планшетов топ-класса, а вот бюджетных моделей явно не хватает. Остается надеяться на хорошие продажи семейства MeMo Pad.

            Что касается Explay, новичка топа образца середины 2013 года, то в его линейке также есть ряд любопытных моделей. Самые дешевые – в районе 3,5 тыс. рублей. При этом в Explay делают упор не только на устройства начального уровня, но и на топовые решения, которые, несмотря на высокоуровневые характеристики, стоят до 10 тыс. Так, в модели Explay sQuad 9.71 предусмотрены четырехъядерный процессор и 9,7-дюймовый IPS-экран с разрешением 2048×1536 точек (как у третьего и четвертого iPad’а). Выпуск Android-планшетов с таким дисплеем – один из самых любопытных рыночных трендов в текущем году, и Explay удалось стать здесь одной из первых.

            Кстати, о трендах. Крупнейшие мировые производители планшетов в 2013 году предложили целый ряд устройств под управлением Windows 8/8.1, которой к середине года удалось занять порядка 7,5% рынка. Но это – в мире, а вот в России доля «таблеток с окошками» не так уж высока: не более 4% по сравнению с 0,5% в 2012-м, когда все они шли с Windows 7. Причина непопулярности Windows-планшетов в России проста: цена, цена и еще раз цена. Эти устройства стоят в среднем от 20 тыс. рублей и выше, тогда как модели на Android стартуют с 3 тыс. При этом последние, как правило, тоньше, легче и ощутимо дольше работают на одном заряде батареи. Ну и для понимания ситуации скажем, что iOS занимает в России 21% рынка, а Android – более 70%.

            Что касается технологических трендов, то чего-либо экстраординарного за последнее время на рынке не появилось – можно говорить об эволюции, но никак не о революции. Да, увеличилось количество ядер в процессорах и возросло разрешение экрана. Практически все современные планшеты идут с ОС Android 4.1/4.2 Jelly Bean и комплектуются парой встроенных камер. Между тем время автономной работы среднестатистического планшета за 7–10 тыс. рублей достигло 10 часов – как и у iPad. Из необычного, но пока очень редкого и не всегда оправданного можно отметить появление Android-планшетов с процессорами Intel Atom на архитектуре x86 – вроде ASUS Fonepad.

            Думается, нечто «крышесрывающее» нам могут показать уже в январе-феврале 2014 года: на выставках CES и MWC покажут планшетники следующего поколения, в которых, будем надеяться, разработчики реализуют набор радикально новых опций.

Опубликовано 08.01.2014

Похожие статьи