Командная игра

Логотип компании
Командная игра
В последние годы в России один за другим стали появляться масштабные проекты по совместному строительству и использованию инфраструктуры связи.

В последние годы в России один за другим стали появляться масштабные проекты по совместному строительству и использованию инфраструктуры связи. По оценке их участников, это позволяет существенно экономить ресурсы и значительно ускорить процесс развертывания новых сетей.

Так, в конце 2011 года операторы «большой сотовой тройки» завершили совместное строительство сети для обеспечения полного покрытия сотовой связью автомагистрали М58 «Амур», соединяющей Читу и Хабаровск. Этот проект был инициирован с подачи Владимира Путина, после его знаменитого патриотического вояжа по регионам на автомобиле Lada Kalina Sport. Несмотря на то что операторы потратили на его реализацию около 2 млрд рублей, создалось впечатление, что сделано это из-под палки, под давлением государства, а сами строители никаких бенефитов от этого не получили.

Однако уже в мае 2012 года «ВымпелКом», «МегаФон», МТС и «Ростелеком» подписали новое соглашение – о намерениях совместно построить подводную ВОЛС Сахалин – Магадан – Камчатка. А дальше пошло-поехало. В том же мае правительство постановило обеспечить полное покрытие связью ключевых автодорог страны. Функции координатора этих работ возложили на Министерство связи и массовых коммуникаций, а исполнять их вызвалась «большая четверка» («большая сотовая тройка» плюс «Ростелеком»). В течение первых трех кварталов 2013 года она обязалась установить вдоль ключевых автомагистралей более 200 новых базовых станций в дополнение к существующей телекоммуникационной инфраструктуре, потратив на это более 3 млрд рублей. Кроме того, не стоит забывать и о том, что в 2013 году «МегаФон» и МТС в 2012 году построили и запустили LTE-сети во многих регионах совместно с компанией Yota, и продолжают эксплуатировать их коллективно.

Выходит, принудиловка тут ни при чем и операторы сами заинтересованы в кооперации?

Экономная экономика

По словам Олега Свирского, технического директора группы МТС, партнерство операторов на всех этапах сооружения и развития инфраструктуры позволяет не только ускорить модернизацию сетей и запуск инновационных услуг для абонентов, но и снизить капитальные и операционные затраты, а также сократить срок реализации и окупаемости таких проектов как минимум вдвое. «С учетом масштаба сетевой инфраструктуры, которую уже создали операторы, – подчеркивает он, – одним из важнейших направлений деятельности является также экономия операционных затрат на эксплуатацию мобильных и транспортных сетей. По нашим оценкам, совместные закупки сервисов по обслуживанию и ремонту сетей только в рамках сотрудничества с компанией «ВымпелКом» позволят МТС в ближайшие три года достигнуть 20%-ной экономии».

Командная игра. Рис. 1
Олег Свирский
Олег Свирский,

технический директор группы МТС:

«Совместное использование, например, антенно-мачтовых сооружений не гарантирует одинаковой пропускной способности базовых станций, качества покрытия и скоростей мобильного интернет-доступа, потому что операторы могут использовать активное оборудование разных поставщиков, кооперируясь при сооружении пассивной инфраструктуры».

По мнению Владимира Вальковича, руководителя департамента технического развития и эксплуатации компании Orange Business Services в России и СНГ, партнерские сценарии строительства и эксплуатации сетей связи оправданны прежде всего экономически. Особенно в такой стране, как Россия, c ее разными климатическими зонами и сложными географическими особенностями. «В таких условиях первичное создание инфраструктуры возможно либо при серьезной государственной поддержке, либо совместными усилиями нескольких крупных операторов», – убежден Владимир Валькович.

Системные интеграторы, активно участвующие в создании сетей связи, не отрицают экономической выгоды такого подхода. По оценке Александра Марьина, директора центра компетенций по телекому компании «Открытые Технологии», при любом варианте оптимизации инвестиций сокращается себестоимость предоставления услуг, что положительно сказывается на динамике развития рынка. Если операторам удается договориться друг с другом, то в выигрыше в конечном счете оказываются абоненты. «Особенно актуален этот подход в сфере совместного использования инфраструктуры на базе дефицитного ресурса, которым, к примеру, является частотный диапазон. Однако такой сценарий, увы, не всегда реален», – замечает Александр Марьин.

Командная игра. Рис. 2
Александр Марьин
Александр Марьин,

директор центра компетенций по телекому компании «Открытые Технологии»:

«Совместное использование инфраструктуры – мощнейший катализатор, заставляющий оператора заниматься развитием новых сервисов и повышением качества существующих».

Равнение на Запад

Подход, при котором операторы коллективно строят и эксплуатируют сети связи, пришел в Россию из-за рубежа, где получил маркетинговое название Network Sharing (дословно – «сетевое разделение»). Он весьма популярен в большинстве стран Европы, где операторы уже давно совместно используют сетевые объекты, например антенно-мачтовые сооружения, для установки оборудования базовых станций, а также волоконно-оптические линии связи, особенно в труднодоступных частях света – например, в акваториях мирового океана.

«Такой подход вполне оправдан и западные операторы уже давно его практикуют. Например, компании Orange и T-mobile совместно построили сеть 4G в Англии, а в Швеции такой же проект реализовали Tele2 и TeliaSonera», – рассказывает Сергей Жучков, директор по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК. По его словам, объемы инвестиций на телекоммуникационном рынке отходят на второй план, тогда как гораздо более важное значение приобретают новые конкурентные преимущества: качество услуг, наличие дополнительных сервисов, персонифицированный подход к клиентам и т. д.

Командная игра. Рис. 3
Сергей Жучков
Сергей Жучков,

директор по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК:

«Такая практика, безусловно, полезна для развития рынка: расходы операторов сокращаются, позволяя им удерживать свои финансовые показатели на должном уровне и перенаправлять ресурсы в другие области, например улучшение качества имеющихся сервисов или создание новых услуг».

Конечно, у подхода Network Sharing есть и минусы, главный из которых – то, что у разных операторов могут быть разные приоритеты в развитии, а значит, планирование сетей в ходе совместного проекта усложняется. «Это основной фактор, препятствующий распространению такого совместного создания сетей. Чтобы минимизировать риски, необходимы согласованные планы строительства у операторов, а также прозрачная схема участия партнеров в проекте», – убежден Сергей Жучков.

«Примеров успешной реализации совместного использования инфраструктуры довольно много. Один из наиболее известных – проект “Транс-Пасифик Экспресс”, в котором участвовало шесть операторов связи. В России хороший пример такого сотрудничества – совместное строительство и эксплуатация сетей МТС и “ВымпелКома”», – добавляет Алексей Пантелеев, руководитель направления телекоммуникаций департамента сетевой интеграции компании ЛАНИТ.

Пока же в России подобные проекты скорее исключение из правил, в то время как Старый Свет вовсю готовится к глобальному объединению. Так, в начале 2013 года европейские операторы провели переговоры о создании единой сети сотовой связи, которая бы помогла конкурировать с международными компаниями. Инициаторами проекта выступают Еврокомиссия по вопросам конкуренции и несколько крупнейших европейских операторов: Deutsche Telekom, France Telecom, Telecom Italia и Telefonica.

Нормативные препоны

По оценкам отечественных операторов связи, практика Network Sharing полезна и стимулирует развитие отечественного телекоммуникационного рынка, однако она должна базироваться на нормативных документах, регулирующих поведение игроков рынка. Пока же, по словам Олега Свирского (МТС), как правило, основополагающим документом остается меморандум о сотрудничестве, в рамках которого подробно описываются технические условия проекта, схема взаимодействия и сфера ответственности участников, ряд других параметров. При этом дополнительно может подписываться инвестиционное соглашение, определяющее порядок расчетов операторов с подрядчиками, размер инвестиций и сроки оплаты.

«Есть несколько схем реализации подобных проектов: долевое строительство, создание совместных предприятий, совместные инвестиции. Однако, на наш взгляд, требуется серьезно развивать прежде всего нормативную базу в этой области, ведь в настоящее время из-за отсутствия нормативной поддержки сложности возникают даже при необходимости совместно владеть частью волокон в одном оптическом кабеле», – отмечает Владимир Валькович (Orange Business Services).

Командная игра. Рис. 4
Владимир Валькович
Владимир Валькович,

руководитель департамента технического развития и эксплуатации компании Orange Business Services в России и СНГ:

«Слабые стороны Network Sharing заключаются в области координации усилий по эксплуатации совместных объектов, модернизации таких сооружений и решении подобных оперативных вопросов».

В России собственность на сети и средства связи регулируется статьями 5 и 8 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 года, тогда как совместное использование сетевой инфраструктуры законодательно ограничено Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ № 97 от 8 августа 2005 года «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования». Операторы связи сходятся во мнении, что положения этих документов уже устарели и не отвечают реалиям рынка.

Однако в последнее время в отечественной законодательной базе для совместного использования сетей связи наметился определенный прогресс. В частности, по словам Алексея Пантелеева (ЛАНИТ), с 1 июля 2012 года вступили в действие изменения к Приказу Минкомсвязи России №31 от 17 февраля 2010 года, содержащие требования к базовой станции в режиме совместного использования сети радиодоступа. В декабре 2012 года министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров утвердил новые правила строительства сетей, согласно которым операторы получили возможность совместно использовать узлы и линии связи, в том числе и оборудование радиодоступа, без подтверждения физического или программного разделения элементов сети. В декабре 2012 года министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров утвердил новые правила строительства сетей, согласно которым операторы получили возможность совместно использовать узлы и линии связи, в том числе и оборудование радиодоступа, без подтверждения физического или программного разделения элементов сети. Кроме того, с начала 2013 года Минкомсвязи РФ готовит новую концепцию закона «О связи», предусматривающую принципиально новые механизмы регулирования отрасли, включающие в себя проработанную модель совместного использования сетевой инфраструктуры. Власти планируют узаконить этот принцип, поскольку, по их оценкам, это единственный способ обеспечить эффективность сетей нового поколения, и в частности LTE.

Командная игра. Рис. 5
Алексей Пантелеев
Алексей Пантелеев,

руководитель направления телекоммуникаций департамента сетевой интеграции компании ЛАНИТ:

«К объективным недостаткам Network Sharing относятся проблемы синхронизации времени сдачи объектов связи, трудности планирования и развития сетей, а также возможное технологическое неравенство операторов».

Опубликовано 25.02.2013

Похожие статьи