Косметика CeBIT ‘2012

Логотип компании
Косметика CeBIT ‘2012
Очередной год – очередная выставка CeBIT в Ганновере, словно ежегодная встреча со старым знакомым.

Очередной год – очередная выставка CeBIT в Ганновере, словно ежегодная встреча со старым знакомым. Увы, но время молодости и зрелости, когда каждая такая встреча радовала новыми успехами и достижениями в области ИТ, прошло. Пора зрелости сменилась явственными следами увядания, пока еще умело скрываемыми с помощью косметических ухищрений…

Роль косметических средств превосходно выполняют обычные разделительные барьеры, надежно отгораживающие пространство для посетителей от громадных полупустых павильонов, построенных в начале 2000-х с расчетом на дальнейший рост числа посетителей и участников. Перегородки внутри выставочных зон также помогают надежно скрыть пустоты и создать полную иллюзию, что за прошедшие годы практически ничего не изменилось.

Калькуляция

Так ли это на самом деле? Посмотрим на статистику. Жаль, что она уже не столь легко доступна, как ранее, когда сразу по завершении выставки на сайте выкладывалась полная информация о событии. Сейчас процесс уточнения данных занимает куда более длительное время, и остается лишь строить догадки – по какой причине?

Итак, согласно предварительным данным, количество посетителей и участников CeBIT ‘ 2012 практически не изменилось по сравнению с 2011 годом. Далеко в прошедшем десятилетии остались рекордные 700 тыс. посетителей и мечты о миллионной отметке. Последующее плавное снижение числа участников, перешедшее в штопор кризисного 2009 года, стабилизировалось с 2010 года на отметке приблизительно в 4 тыс. компаний-экспонентов и 300 тыс. посетителей. Предварительные результаты 2012 года не стали сюрпризом: 4200 участников и около 300 тыс. посетителей.

Карта выставки на информационных стендах привлекает внимание новой структурой оформления залов. Различными вариантами цвета выделены основные направления экспозиций, разделенные по целевой аудитории: CeBIT pro – для специалистов, принимающих решения в сфере промышленности, коммерции, высоких технологий, специалистов по закупкам; CeBIT lab – для менеджеров старшего звена и высококвалифицированных специалистов; CeBIT life – для широкого круга посетителей (в этом разделе были представлены в основном IT-решения, которые оказывают влияние на нашу повседневную жизнь); CeBIT gov представлял интерес прежде всего для государственных служащих, сотрудников общественных организаций и системы здравоохранения.

Бразилия

Косметика CeBIT ‘2012. Рис. 1
Практически в каждом из залов привлекали внимание громадные пространства, отмеченные логотипами “Brasil IT+”. Занимали их частные и государственные компании из Бразилии, которая участвовала в CeBIT ‘2012 в качестве «Страны-партнера». На фоне экономической стагнации большинства развитых мировых экономик это южноамериканское государство демонстрирует неплохие темпы прироста ВВП. Особенно интенсивно растут доходы местных компаний в области разработки ПО и IT-услуг. Это делает страну крайне интересным рынком для IT-компаний из Западной Европы, поэтому поддержка бразильской экспозиции была оказана на самом высоком государственном уровне. Президент Бразилии Дилма Роуссеф (Dilma Rousseff) вместе в канцлером Германии Ангелой Меркель (Angela Merkel) сразу после церемонии торжественного открытия выставки посетили несколько стендов немецких и бразильских компаний. Ангела Меркель надолго задержалась на стенде компании Padtec, самого крупного производителя изделий для оптической передачи данных в Латинской Америке. Интерес германского лидера к детальным данным по продукции Padtec был настолько велик, что журналистам предложили отключить микрофоны. Однако рядовые посетители, видимо, не оценили заинтересованность фрау Меркель, и на протяжении всей выставки сине-зеленые стенды бразильских компаний оставались островками спокойствия в потоке посетителей.

Китай

Китайские производители планомерно и усердно наращивают присутствие на CeBIT. С каждым годом они показывают здесь все более и более технологически сложную продукцию, да и качество изготовления меняется далеко не в худшую сторону. В этом году Поднебесная оккупировала несколько основных павильонов в отдельных зонах “Golden Mall”, объединив их единым цветовым оформлением. Компании из КНР очень чутко реагируют на малейшие изменения в структуре спроса на рынке ИТ, поэтому количество китайских производителей компонентов для ПК на CeBIT 2012 ощутимо уменьшилось. Освободившиеся места заняли китайские же производители сетевого и коммуникационного оборудования, всевозможных аксессуаров для нетбуков и планшетов на различных платформах.

Изменение структуры парка вычислительных устройств у обычного потребителя (от ПК – к нетбукам и планшетам) не слишком сказалось на рынке сетевого и коммуникационного оборудования. Как ПК, так и планшеты продолжают генерировать все возрастающий объем интернет-трафика, поэтому в павильонах CeBIT, посвященных сетевому и коммуникационному оборудованию, было весьма многолюдно. Большая часть стендов одного из залов выставки была посвящена исключительно решениям для широкополосного доступа в Интернет. Многие вендоры представляли недорогие домашние маршрутизаторы с входами для оптоволоконных линий, позволяющие значительно поднять максимальную скорость подключения к Сети.

Основная официальная тема CeBIT ‘2012 – «создание доверия». Несмотря на развитие облачных технологий хранения данных, обычные и корпоративные пользователи пока еще не готовы доверить хранение своих данных интернет-ресурсам. Для того чтобы завоевать их доверие, необходимо проделать громадную работу. Громкие скандалы с информационными утечками в прошедшем году (вспомним хотя бы историю WikiLeaks) также не способствовали росту доверия к хранению персональных данных и файлов в Интернете.

Косметика CeBIT ‘2012. Рис. 2
Экономические проблемы современной Европы не обошли стороной и CeBIT. Самым запоминающимся днем выставки для многих ее участников и посетителей стала забастовка работников транспорта 8 марта. В этот день работа городского рельсового и автобусного транспорта полностью остановилась. Подготовка к акции обсуждалась во многих немецких СМИ, но для большинства посетителей CeBIT само событие стало полной неожиданностью. Они в недоумении рассматривали табло с расписанием движения трамваев, поверх которого висело сообщение о приостановке движения. А службы вызова такси – те просто не отвечали.

Администрация выставки, узнав о забастовке заранее, попыталась насколько возможно смягчить транспортный шок. На улицах Ганновера и на выставке раздавались листовки с изображением красной кнопки и надписью «CeBIT 2012». Любой автовладелец мог поместить такой листок под ветровое стекло, показывая желание подвезти гостей выставки. Те же, в свою очередь, держали в руках такие же листки, стоя на обочинах улиц и показывая необходимость в помощи. Более 60 специальных автобусов пытались доставить желающих посетить выставку из центра города и железнодорожного вокзала до пункта назначения. Некоторые гостиницы в Ганновере организовали аналогичные автобусные маршруты для своих клиентов.

Тем не менее удар забастовки удалось лишь смягчить. Масса деловых встреч, назначенных на утро 8 марта, была сорвана. Некоторые из посетителей так и не попали на выставку в этот день, и павильоны CeBIT почти до середины дня пугали непривычной малолюдностью.

Комплектующие уходят на третий план

Число производителей комплектующих для ПК на CeBIT уменьшается с каждым годом, а их стенды приобретают совершенно новый вид. Оставшиеся на рынке производители комплектующих изо всех сил стараются творчески переосмыслить свой бизнес. Вслед за незаметно почившим в бозе законом Мура, который считали своим долгом цитировать везде и по любому поводу производители процессоров и ПК, пришла очередь производителей видеокарт и материнских плат. Размеры табличек на стендах с их техническими параметрами становятся все меньше и меньше, зато внешний вид притягивает все больше и больше внимания. Буйство форм и расцветок радиаторов, слотов расширения, печатные платы, покрытые лаками немыслимых оттенков, – за всем этим стоит исключительно желание придать импульс мозгу потребителя для очередной покупки.

Планета

Большая часть одного из павильонов была отдана в распоряжение Planet Reseller. Так называется зона с ограниченным доступом, предназначенная только для производителей, дистрибьюторов, ритейлеров и прессы. В этом году «планета» отпраздновала десятилетний юбилей. За эти годы сама идея ее создания получила убедительное подтверждение. Многие крупные вендоры представлены на CeBIT только на территории Planet Reseller – это один из немногих разделов выставки, демонстрирующий стабильный рост числа участников и посетителей.

Казалось бы, на выставке, претендующей на звание ведущего события года в области ИКТ, уровень охвата посетителей широкополосным доступом в Интернет должен стремиться к абсолютному максимуму. Увы, но столь очевидное предположение будет настолько же неверным. Возможность беспроводного доступа по Wi-Fi на выставке существует: в каждом из павильонов обеспечено отличное покрытие беспроводной сетью, однако ее услуги далеко не бесплатны – для получения доступа необходимо приобрести на информационной стойке специальный ваучер и ввести его код. Интернет на CeBIT оказался недешев: от 10 евро за час и до 60 евро за день. Расчет организаторов подтвердился: очередей за ваучерами к информационным стойкам увидеть не довелось.

Уникальное в масштабах выставки зрелище представлял собой павильон номер 23. Он был полностью занят лишь одной компанией – Intel. Уверен, если бы я не знал уже добрую пару десятков лет, что основное направление бизнеса IT-гиганта связано с производством микропроцессоров, вряд ли догадался бы об этом после посещения его стенда – в данном случае целого павильона, обширное пространство которого было практически полностью отдано в распоряжение геймеров. Любой из посетителей мог отвести душу в сражениях на компьютерах с процессором Core i7 второго поколения и наблюдать на громадных экранах за ходом чемпионата Intel Extreme Masters World Championship, финал которого как раз проходил на CeBIT.

Почти яблоки

Небольшая часть павильона была все же отведена для демонстрации ультрабуков от различных производителей на базе платформы Intel. Увы, шедевров там обнаружить не удалось, скорее наглядно демонстрировалось, как мог бы выглядеть MacBook Air, если бы Apple решила сэкономить на дизайнерах. При этом каждый без исключения производитель беззастенчиво пытался откусить свой кусочек от яблочного пирога. Закономерно, что чем больше в модели было заимствований “а-ля Apple”, тем более органично она начинала выглядеть. Не обошлось и без курьезов. Металлические клавиши последней модели ультрабука от Asus – Zenbook UX31 – с первого же взгляда навевали стойкую ассоциацию с клавишами банкомата.

Была на стенде и любопытная пилотная модель ультрабука от Samsung с емкостным тачскрином и поддержкой тач-интерфейса Windows 8. Обильно заляпанный жирными отпечатками пальцев, глянцевый дисплей макета не внушал уверенности в безоблачном будущем решения, а дискомфорт в кисти после нескольких минут использования тачскрина заставлял вспомнить слова Стива Джобса о том, что ноутбуки с тачскрином «эргономически ужасны».

Если уж речь зашла об Apple, стоит упомянуть еще одну причину, по которой CeBIT ‘2012 произвел несколько странное впечатление. Нет, речь не об отсутствии стенда Apple – ведь компания из Купертино перестала принимать участие в этой выставке еще несколько лет назад. Если суммировать количество планшетов и телефонов от Apple, которые можно было увидеть у посетителей и участников выставки, то окажется, что их было куда больше, чем любых других вычислительных устройств. Значительное количество программных приложений и аксессуаров для мобильных гаджетов было ориентировано в первую очередь на продукцию «яблочной» компании – от простейших чехлов и гарнитур до сложных и продвинутых устройств, например проектора Digitus для iPhone 4.

Косметика CeBIT ‘2012. Рис. 3
При столь высокой популярности мобильных устройств от Apple, представление в США 7 марта очередной модели iPad, устанавливающей совершенно новый уровень отображения графики для мобильных, да, пожалуй, и стационарных устройств благодаря дисплею 9,7" с разрешением 2048×1536 пикселей, прошло абсолютно незамеченным для посетителей CeBIT, поскольку не было даже ни одного официального упоминания об этом важном событии. Влияние Apple на потребительский сегмент IT-рынка уже слишком велико, для того чтобы выставка претендующая на номинацию «главное событие года в области ИКТ» могла полностью игнорировать подобные события.

С каждым годом все очевиднее становится завершение победоносного шествия ПК на потребительском рынке. Полностью меняется структура этого рынка: классические настольные ПК исчезают из наших домов, на смену им приходят устройства потребления цифрового контента следующего поколения, обладающие совершенно новыми качествами.

Цикл развития персональных компьютеров замкнулся, и они возвращаются туда, откуда пришли на потребительский рынок и где их возможности еще долго нельзя будет заменить домашними планшетами и нетбуками: это промышленность и торговля, мощные системы обработки и хранения данных, системы государственного управления, общественные службы и здравоохранение. Время, когда ПК был единственным и универсальным инструментом на все случаи жизни и для любых применений, завершается, и традиционный потребительский рынок ПК вновь становится ареной готовых решений, подобно рынку обычной потребительской электроники.

Справедливости ради, надо сказать, что не только CeBIT потерял свои прежние позиции. Эта участь постигла и другие крупные, чисто компьютерные выставки, объединяющие различные области ИТ. Очевидно, что предпочтения участников и посетителей все больше сдвигаются в сторону консьюмерских, региональных, либо более специализированных выставок.

Автор: Андрей Петров

Источник: IT News №5 (март 2012)

Опубликовано 02.04.2012