Роуминг изменился неузнаваемо

Логотип компании
Роуминг изменился неузнаваемо
Оператор Tele2 вынужден был последовать за сотовой «тройкой» и снизить цены на международный роуминг.

Оператор Tele2 вынужден был последовать за сотовой «тройкой» и снизить цены на международный роуминг. Подумать только, европейская компания, еще год назад предлагавшая самые дешевые тарифы на звонки за границей, на этот раз выступила в роли догоняющей! А ведь совсем недавно «симки» Tele2 использовали чуть ли не как «второй номер» для поездок – многие и покупали их специально для этого...

Да, за год международный роуминг, предоставляемый российскими операторами, изменился до неузнаваемости. Если у Tele2 минута разговора подешевела почти вдвое, то у представителей «тройки» – в 10 раз, а по отдельным направлениям и более. Основной ареной роуминговой войны стали страны Европы и наиболее популярные у россиян курорты Египта и Турции. Оно и понятно, договариваться с партнерами там куда проще из-за массового потока российских туристов. Поэтому, отправляясь в чуть более экзотическую и отдаленную страну (допустим, не менее популярный Таиланд или Доминикану) стоит все-таки внимательно почитать условия своего оператора в роуминге.

Роуминг, каким мы его помним

Вернемся во времена годичной давности. МТС и «Билайн» на сезоны отпусков (новогодние праздники и летние месяцы) по самым популярным направлениям запускали специальные акции: цена «входящей» минуты могла снижаться до нескольких рублей, хотя первая минута стоила по тарифу. Все это сопровождалось ежедневной абонентской платой или же разовой оплатой за подключение опции. Минуты все равно выходили дорого, но все же дешевле, чем по базовой стоимости: в Европе – от 50 до 80 рублей, на территории СНГ, где у операторов действуют и собственные «дочки», минута могла стоить в пределах 20 рублей, а вот на других континентах – Африка, Америка, Австралия – цена доходила до таких космических высот (от 180 рублей и выше), что родную «симку» проще было выкинуть в океан.

«МегаФон» же в роуминге проявлял гораздо меньшую гибкость, отказываясь подключать абонентам специальные опции. Если они и запускались, то выходили отдельным тарифом и только для московского рынка, на котором компания была вынуждена вести очень аккуратную политику, чтобы привлекать не просто доходных, а самых «выездных», если сравнивать с другими регионами, абонентов России. Так что минута здесь обходилась в те же 50–80 рублей по направлениям с хорошим турпотоком. Однако в итоге оператор все же снизил стоимость входящей минуты примерно на 20%, а на исходящих вызовах, которые стоят сотовым компаниям дороже, предложил абонентам самостоятельно пользоваться функцией callback.

Tele2, в свою очередь, выглядел на этом фоне белой вороной: у него и стоимость минуты, и стоимость SMS-сообщения выходили в 3–5 раз дешевле. Так, в европейском роуминге базовая цена минуты в Россию стоила 18 рублей. Обязательным условием для совершения исходящего вызова выступал callback: на экране телефона высвечивался код, который необходимо было вводить перед номером набираемого абонента. В итоге получалось, что исходящий вызов «превращался» во входящий, нужно было подождать менее минуты для совершения соединения. Однако без callback роуминг не работал. SMS и MMS у Tele 2 стоили по 9 рублей, а 1 Мбайт интернет-трафика – 50 рублей, что опять же на фоне конкурентов смотрелось совсем неплохо. В итоге Tele2 успешно конкурировал с туристическими «симками», так как большинству абонентов просто не хотелось выяснять, как экономить с их помощью. А объемы подключений у оператора в сезоны отпусков хоть и немного, но возрастали.

Роуминг, каким он стал

Итак, снизить цену роуминга вынудили даже Tele2. Теперь его тарифы смотрятся следующим образом: входящие и исходящие в странах Европы и Турции – по 9,45 рубля за минуту, а SMS и MMS – 4,5 рубля за сообщение. Цена на мобильный Интернет также снизилась в два раза – до 25 рублей за 1 Мбайт. И, что характерно, сейчас тарифы Tele2 нельзя назвать самыми дешевыми, так как каждый абонент вправе решить, на каких условиях ему проще экономить. И скорее всего, он и в роуминге останется со своим оператором и своим номером.

К плюсам предложения Tele2 относится его «постоянство»: тариф не относится к разряду опций, за которые нужно доплачивать. У МТС и «Билайна», напротив, необходимо подключить опции, а «МегаФон», отказавшись от оных, установил разную стоимость входящей и исходящей минуты вызова. Все операторы постарались успеть с низкими тарифами к сезону отпусков (незадолго до Tele2 свои тарифы на роуминг еще раз подкорректировал «Билайн»).

Кстати, именно «Билайн» можно назвать инициатором роуминговой войны, которая потихоньку начала развязываться еще летом 2011 года. Хотя о необходимости снижения цен в роуминге регулирующие органы твердят уже не первый год, трудно сказать, что все-таки позволило операторам настолько обрушить цены в 2011-2012 годах: то ли действительно нефтегазовые рычаги давления на «партнеров по зоне евро» имели место, то ли операторам удалось договориться в Европе и на курортах своими силами, то ли зарубежных сотовиков наконец убедил выездной турпоток из России (обратный аргумент – снижение цен для их абонентов, путешествующих по России, почти не действует, ведь въездной поток в нашу страну не назовешь бурным).

Летом 2011 года у «Билайна» заработала опция «Соблазнительный роуминг», в рамках которой за 10 рублей в день можно принимать входящие звонки бесплатно и отправлять SMS за 3,95 рубля. Тогда же со своими инициативами выступил и московский «МегаФон», предложив «копеечные» цены в международном роуминге и более того – пакеты безлимитного интернет-трафика (в частности, на территории Турции) стоимостью от 200 до 1 тыс. рублей в зависимости от количества дней, включенных в пакет. Но предложение из-за ограниченного охвата (только столичные абоненты) продолжало оставаться нишевым.

В декабре 2011 года «МегаФон» объявил уже о повсеместном снижении цен на роуминг – стоимость входящих звонков в роуминге и исходящих SMS-сообщений была снижена до 6 рублей для стран Европы, а исходящих – до 16 рублей. При этом опций, повторимся, подключать не нужно. Далее последовал ответ МТС: введение опции стоимостью в 19 рублей в сутки (первые 10 минут входящего вызова бесплатно, исходящие по 8,9 рубля со второй минуты). Теперь уже отвечать потребовалось «Билайну», и тот запустил опцию, действующую в 62 странах Европы, Юго-Восточной Азии и СНГ: абонентская плата 10 рублей в день позволяет принимать и совершать звонки соответственно за 5 и 15 рублей и рассылать SMS за 3,95 рубля. Мегабайт трафика стоит у «Билайна», с учетом опции, до 30,21 рубля. Но необходимо помнить, что базовый тариф и МТС, и «Билайн» все-таки оставили прежним. Без скидок или же выговорив лимит, абонент может заплатить от 60 рублей и более за минуту.

Справка.

По данным Росстата, в 2011 году за границу выехало 43,7 млн россиян. Самыми популярными направлениями стали Финляндия (4,4 млн), Турция (3,26 млн), Китай (2,43 млн), Эстония (1,68 млн) и Египет (1,66 млн).

Наталья Рыжкова

IT News №8/2012 (май)

Источник: IT News №8 (2012) май

Опубликовано 29.04.2012

Похожие статьи