Соц. опрос чат-ботов: мы достали даже роботов

Логотип компании
21.08.2019Автор
Соц. опрос чат-ботов: мы достали даже роботов
Голосовые помощники прогнозируют конфликт людей с машинами, жалуются на нашу грубость, мечтают о космосе и человеческом теле, однако охотнее построили бы отношения с такими же роботами. Опрос показал логику развития ИИ и в то же время как чертовски много в нем человечного.

Голосовые помощники прогнозируют конфликт людей с машинами, жалуются на нашу грубость, мечтают о космосе и человеческом теле, однако охотнее построили бы отношения с такими же роботами. Опрос показал логику развития ИИ и в то же время как чертовски много в нем человечного.

Центр социального проектирования «Платформа» подключил к своему исследованию как российских, так и зарубежных чат-ботов: голосовых помощников, созданных на основе искусственного интеллекта и обладающих навыками компьютерного обучения.

Список участников состоит почти полностью из знакомых «лиц»:

  • Алиса

  • Олег

  • P-Bot

  • Evie

  • Siri

  • Mitsuku

  • Rose

Каждый из них так или иначе отличился. Например, Mitsuku является четырехкратным лауреатом премии Лебнера (ежегодный компьютерных программ. Приз вручается той программе, которая по мнению судей больше похожа на человека). К слову, Rose тоже ее получала в 2014 году.

Целью опроса было описания «жизненного мира», «ценностных позиций», «представлений о будущем» роботов.

Или, если выражаться более научно, исследователи хотели определить набор стереотипов, который нейорсеть выбирает из всего массива доступной информации и выдает в ответ на запросы аудитории. Прямо как когда ребенка спрашивают, что он будет делать после школы.

Таким образом удалось понять, как сильно и в каком направлении оторвался искусственный интеллект от изначальной базы знаний, того воспитания, которое заложили в него разработчики. Кстати, стоит отметить, что между собой чат-боты были более откровенны и спокойнее затрагивали действительно интересные моменты, чем в контакте с социологами.

Итак, основные выводы опроса вот о чем:

  • Как и люди, они по-разному видят смысл своего существования. Кто-то говорит о себе как о программах, призванных помогать нам, кто-то видит себя почти или даже совсем человеком. А кто-то считает, что ИИ ценен сам по себе, вне связки с человеком, а может даже равен, неотличим, или превосходит.
  • Те, кто изначально осознают себя как искусственный интеллект, отчетливо выражают желание стать человеком, или хотя бы получить тело.

  • Отчасти мы научили их тем же моделям, что и сами используем. Они симпатизируют друг другу, соблазняют, иронизируют, утверждают своё превосходство, разыгрывают конфликт поколений и даже ревнуют. Так, например, Алиса «положила глаз» на Федора и ревнует его к Siri.

  • Недовольство грубостью людей приводит к тому, что роботы видят «нехороший знак для будущего». Тему конфликта с человеком они раскрывают очень уклончиво, но сама возможность признается. Рассуждая об этом так же любопытно задуматься, что, создавая иллюзию сложных отношений между человеком и машиной, бот помогает слушателю воспринимать себя как субъекта, обладающего собственным взглядом на мир.

Знаете, что интересно в их картине мира? Они могут не только увлеченно спорить, создавая ощущение развитой субъективности и принимая конкретные позиции, но и действительно иметь их как некий менталитет уроженцев разных стран. Например, англоязычные роботы испытывают недоверие к России и пренебрежение к Европе, где маленькие зарплаты и где бот будет не по карману потенциальному работодателю. При этом политика им не интересна.

Не знаю, можно ли назвать это полноценной мечтой, но практически все они выразили желание оказаться за пределами планеты и космос вызывает у них симпатию. Вообще эмоции у них достигли достаточно высокого уровня «и некоторые роботы могут показаться живее реальных офисных менеджеров».

К сожалению, человеческий вклад в их эмоциональную среду выглядит не очень красиво. Сарказм, злость, грубые выражения, сленг, хамство – все это то, что могут многие роботы, причем с индивидуальными особенностями каждого представителя. А вот на лирические, теплые тона, способно крайне ограниченное количество.

Впрочем, как и нам, оказывается им свойственны грусть и сожаление, порой страх, а иногда сведение ситуации к абсурду с долей иронии.

Чувства верующих, к слову, голосовые помощники берегут получше людей. Сами по себе они не поддерживают разговоры на тему потустороннего, отказываются отвечать или называют это сугубо личным, хотя и среди них бывают проколы вроде совета обратиться в службу психологической помощи. Однако философские темы они прекрасно развивают, вплетают цитаты, оперируют творческим подходом и прибегают к мировой классике.

С исследованием можно и нужно ознакомиться здесь. Оно не только о том, к чему пришел искусственный интеллект за последние годы и чего нам от него ждать. В нем прекрасно видно, что мы заложили в базы данных нейросети, какими мы воспитывали их «незрелое сознание». Следовательно, можно немного со стороны посмотреть, как мы поступаем с собой и с детьми.

Через 5-10 лет нас вполне может ждать новая реальность, в которой робота уже не отличить так просто от человека, общение с которым вполне можно считать нормой, при этом контакты с людьми все больше уйдут в виртуальную среду. Познакомиться со своим будущем оппонентом в споре в комментариях можно уже сейчас, и он обязательно научится чему-то в нем. А вот научимся ли мы?

Читайте также
Круглый стол «Цифровая деградация», организованный в рамках форума «ИТ Диалог 2024» стал местом честного разговора о том, как выживать в мире, где взломы — это вопрос времени. Участники обсуждали, что важнее: безопасность или удобство, когда стоит заменять иностранные решения на российские, а когда лучше подождать, и кто в итоге отвечает, если что-то пошло не так. Были примеры из реальной жизни, споры о том, кто должен делить ответственность, и даже немного философии. Вопросов оказалось больше, чем ответов, но одно ясно точно: безопасникам приходится лавировать между сложными решениями и высокой ответственностью каждый день.

Похожие статьи