Как оптимизировать процессы технического обслуживания с помощью APM-решений
Классические решения для управления основными фондами предприятия (EAM) постепенно перестают удовлетворять требованиям современного промышленного производства. И дело не в том, что сами решения устарели. Просто ускоренное развитие цифровых технологий открыло новые, ранее недоступные возможности для повышения эффективности процессов производства и технического обслуживания.
С точки зрения самих производственных предприятий процессы только за последние несколько десятилетий претерпели целый ряд трансформаций. Рос уровень автоматизации, а в последнее время к этому прибавилось использование машинного обучения и IoT. Все, что связано с техническим обслуживанием оборудования также претерпело сопоставимые изменения.
По мере формирования концепции и технологической основы «Технического обслуживания 4.0» происходила оцифровка «ручных» процессов. А появившиеся EAM-решения позволили использовать данные для прогнозирования отказов оборудования и автоматизации управления процессами устранения неисправностей. Многие компании за последние годы внедрили различные варианты EAM-решений, чтобы сократить время простоя и увеличить срок службы оборудования.
Однако мы вступаем в новую цифровую эру, позволяющую полностью оцифровать все процессы на предприятиях. Опять же, свои коррективы внесла пандемия COVID-19, увеличившая важность автоматизации. Поэтому теперь многие отраслевые эксперты задаются вопросом, как должна проходить дальнейшая эволюция EAM?
Неизбежная эволюция
Принципы, на которых строились классические EAM-решения, ничуть не потеряли свою актуальность. Однако стратегически они ограничивают техническое обслуживание рамками заводского цеха: их задача – контролировать и оптимизировать управление оборудованием, сокращать время простоя и максимизировать производительность. С развитием цифровизации и взаимосвязей в масштабах предприятия обеспечение высокой эффективности производственных активов вышло за рамки цехов и стало целью корпоративного уровня.
Появление инструментов для управления эффективностью производственных активов (APM, Asset Performance Management) стало естественной реакцией на произошедшие изменения. Это логичный шаг в развитии средств управления производством. На смену реактивному техническому обслуживанию приходит проактивная модель ТОиР.
Безусловно, некоторые компании долгое время выживали с помощью краткосрочных стратегий управления производственными активами. Стратегий, которые постоянно увеличивают стоимость труда и материалов для технического обслуживания, а также повышают риски выхода из строя критически важного оборудования в момент максимальной востребованности. За последние несколько лет ситуация стала меняться: предприятия стали отказываться от подобных «методик выживания» в пользу планомерного и осознанного управления производственными активами с помощью EAM-систем, которые обеспечивают прозрачность и высокое качество технического обслуживания.
Дальше – больше: одновременно с развитием и реализацией концепции «Индустрия 4.0» стала меняться и концепция технического обслуживания. «Техническое обслуживание 4.0» – это набор инструментов и стратегий, которые помогают компаниям оптимизировать операции, используя огромные массивы данных для поддержания оборудования и производственных линий в состоянии максимальной производительности.
Компании, которые в свое время развернули на своем производстве EAM-системы, давно оценили преимущества автоматизации технического обслуживания. С появлением платформы, способной корректно отслеживать состояние активов и поддерживать электронный учет данных, возврат к работе без автоматизации становится невозможным.
Следующий шаг – получить возможность использовать операционные данные из многочисленных источников на производстве и перейти к прогнозному и предупредительному обслуживанию. И APM – это именно тот инструмент, который позволяет производственным предприятиям эффективно использовать данные, отслеживать состояние оборудования, прогнозировать и предотвращать отказы, повышать качество бюджетирования и контроля затрат. И все это без необходимости устанавливать и поддерживать десятки программных приложений.
В APM выгружаются данные, которые традиционно хранятся в EAM-системах, а также генерируются приложениями, контролирующими состояние оборудования и производственных линий. После извлечения и обработки данных APM-решение применяет к ним алгоритмы искусственного интеллекта или модели машинного обучения. Таким образом реализуются поддержка принятия решений, прогнозная аналитика и анализ «что-если». В результате улучшается качество аналитики, и растет степень автоматизация производства. Все вместе это позволяет повысить эффективности и надежность производственных активов, продлевает срок их эксплуатации и снижает показатели совокупной стоимости владения.
Пять основных элементов APM
У APM-систем есть ряд важных отличительных признаков, на которых базируется их прогнозная эффективность и способность радикально сокращать затраты на содержание производственных активов.
Реестр активов. Обеспечивает прозрачность учета активов и управления рисками, позволяет отслеживать метаданные на каждом датчике и контролирует положение датчиков в рамках более крупных систем. Также ведет мониторинг текущего состояния элементов системы.
История работ. Отвечает за объединение данных о заказ-нарядах, кодах закрытия, кодах решений и других данных в общую картину жизненного цикла актива. Обеспечивает основу для прогнозирования возможных отказов.
Отслеживание состояния оборудования в реальном времени. Данные о текущем состоянии оборудования собираются разветвленной сети датчиков и устройств Интернета вещей (IoT) и промышленного Интернета вещей (IIoT). APM-система позволяет извлекать полезные данные из огромного непрерывного потока информации об отдельных устройствах, деталях и компонентах. В случае если те или иные параметры оборудования начинают превышать заданные значения, система автоматически формирует уведомления и соответствующие заказ-наряды.
Алгоритмы и модели. Необходимы для обработки данных, принятия решений и совершения определенных действий. Позволяют прогнозировать поведение оборудования в режиме реального времени и использовать ИИ или машинное обучение для проведения анализа «что-если».
Интеграция. Эффективность применения APM-решений значительно увеличивается, если система интегрирована с другими элементами корпоративной ERP. Таким образом можно вывести на новый уровень целую систему процессов, связанных с техническим обслуживанием и управлением основными фондами предприятия.
Проактивность вместо реактивности
Продуманная стратегия внедрения APM-функционала в масштабах всей компании помогает бизнесу в полной мере воспользоваться преимуществами цифровых технологий, «Индустрии 4.0», и «Техобслуживания 4.0» и снижать затраты на содержание и обслуживание производственных фондов. В первую очередь в таких решениях заинтересована фондоемкая промышленность. В России инструменты APM сегодня уже достаточно широко применяются в металлургической, нефтехимической и некоторых других капиталоемких отраслях. И в дальнейшем востребованность APM-функций будет только увеличиваться, поскольку затратность реактивного технического обслуживания будет расти опережающими темпами.
Текст: Сергей Гореленков, директор по работе с ключевыми заказчиками Infor Россия
Опубликовано 01.07.2021