Системы мониторинга автопарков: как предотвратить «цифровую слепоту»?
Современные системы мониторинга корпоративного автопарка становятся неотъемлемой частью управления транспортом. В 2024 году около 35% автомобильного парка России уже было оснащено системами передачи данных, включая весь общественный и грузовой автотранспорт. Особенно активно внедряется телематика среди отечественных автопроизводителей — более 70% грузового транспорта в стране оснащено различными датчиками, которые фиксируют деятельность водителей и состояние автомобиля. Такие технологии позволяют не только отслеживать местоположение машин, но и контролировать расход топлива, технические показатели мотора, стиль вождения и другие параметры. Однако обилие данных вместо практической пользы нередко приводит к «цифровой слепоте» сотрудников — когда избыток информации мешает принятию эффективных решений. Как избежать этого и правильно настроить информационные потоки — рассказывает IT-World.
Причины и последствия «цифровой слепоты»
Типичный пример возникновения «цифровой слепоты» — когда менеджеры сталкиваются с большим количеством данных, из-за чего теряют способность выделять ключевые аспекты, требующие немедленного реагирования. Информационная перегрузка — распространенное явление, которое негативно влияет на эффективность сотрудников. За последние три года объем рабочих коммуникаций существенно возрос, что привело к снижению качества взаимодействия внутри организаций. В среднем половина сотрудников тратит до двух часов в день на лишние согласования, а 25% — до пяти часов. Руководители заявляют, что на ненужные коммуникации с подчиненными уходит до 50 часов рабочего времени в месяц. Такой избыток информации снижает концентрацию. Перегрузка данными может привести к неправильному принятию решений и ошибкам. Таким образом, информационное перенасыщение не только снижает эффективность сотрудников, но и увеличивает риск ошибок, что негативно сказывается на общей производительности компании. Следовательно, задерживается принятие ключевых решений, на треть падает производительность труда менеджеров и всего автопарка.
При этом системы автоматизации могут выдавать множество сигналов тревоги, по факту оказывающихся ложными, то есть не имеющих реального критического значения, но отвлекающих менеджера. Все это возникает из-за отсутствия ранжирования уведомлений по степени важности. Анализ сведений «вручную», силами управляющих, в свою очередь ведет к ошибочным выводам и потере оперативного реагирования.
Иными словами, без грамотной настройки системы автоматизации информация становится бесполезным источником потока данных.
Настройка приоритетов
Для того чтобы справиться с проблемой «цифровой слепоты», необходимо установить приоритеты для критических сведений в управлении автопарком. Для этого следует определить критерии для наиболее важных событий, как, например, резкое снижение уровня топлива. В таком случае руководство автопарка получит сигнал о сливе ГСМ из бака.
Данный сигнал требуют незамедлительной реакции, и система автоматизации должна безотлагательно информировать пользователей о возникновении подобных инцидентов. Вместе с тем мониторинговые датчики передают и массу других сведений: детальную информацию о техническом состоянии и скорости авто. Очевидно, такая информация может быть полезна при глубоком специальном анализе, но в конкретный момент она представляется избыточной и отвлекающей. Значит, необходимо разобраться с приоритетными показателями.
Действенный способ — деление данных на три «цветовых» категории: красные, желтые и зеленые флаги. В красные следует отнести пять наиболее важных параметров, на которые нужно реагировать молниеносно. Среди них могут быть, к примеру, невыход машины на линию, долгий простой или сигнал телеметрии об агрессивном характере вождения.
В желтую категорию стоит добавить около десятка параметров — важных для мониторинга и анализа работы автопарка, но не требующих мгновенной реакции. Зеленые флаги включают данные, которые имеют долгосрочную ценность. К ним относятся, например, средний расход топлива за месяц, общий пробег автомобиля за год, запланированные ТО и их периодичность, динамика изменения стиля вождения за длительный период, а также статистика по использованию маршрутов и зон активности. Эти показатели не требуют немедленного вмешательства, но позволяют анализировать тенденции и оптимизировать работу автопарка в перспективе.
Такое разделение помогает менеджменту автопарков четко различать, какие данные требуют особого внимания, а какие можно оставить на втором плане и вернуться к ним при подготовке отчетов или решении стратегических задач. В результате специалисты не будут отвлекаться на незначительные уведомления и сосредоточатся на мониторинге по-настоящему актуальных аспектов.
Интеграция с другими системами
Важным аспектом эффективной работы программы автоматизации автопарков является интеграция с другими системами, в том числе CRM и ERP. Автоматизация сбора и анализа данных, а также формирование отчетности значительно повышают производительность и точность процессов. При этом уже более 77% российских компаний используют отечественные системы работы с данными, включая CRM, ECM и ERP. Рынок ERP-систем в России продолжает расти с прогнозируемым увеличением на 20% в 2025 году, что свидетельствует о повышении интереса к автоматизации. Внедрение таких систем автоматизации автопарка позволяет значительно улучшить управляемость сотрудников и ускорить принятие решений менеджеров.
При этом оптимальным решением проблемы «цифровой слепоты» становится интеграция средств мониторинга с программой управления автопарком. Общая база данных систем дает полную картину о водителях, графике их работы, завершенных и предстоящих задачах, техническом состоянии транспорта, местоположении машин и многом другом. Внедрение способствует росту производительности труда автопарка на 30–40%. Это подчеркивает важность интеграции для повышения общей эффективности и управления процессами автомобильного парка.
Благодаря автоматизации руководители получают актуальную информацию о работе автопарка и, соответственно, владеют инструментом оптимального планирования рейсов, распределения задач между сотрудниками, расчета расходов на топливо и техническое обслуживание.
Обучение персонала
Эффективность работы автопарка существенно повышается, если водители и менеджеры прошли обучение, как использовать цифровые решения, и понимают, как их правильно применять. Профессиональная подготовка помогает персоналу интерпретировать данные, поступающие от систем мониторинга, и своевременно реагировать на важные уведомления. Внедрение программ по тренингу водителей может привести к снижению количества аварий на 30% в течение первых шести месяцев после приобретения новой квалификации. Предоставление возможностей для получения новых навыков значительно улучшает мотивацию сотрудников, что, в свою очередь, повышает производительность бизнеса, качество работы сотрудников и снижает риски совершения ошибок при выполнении важных задач.
Упрощение обучения и последующей работы достигается благодаря возможности установки соответствующих приложений на мобильные устройства и интеграции систем управления с другими популярными программами. Такой подход не только повышает удобство использования, но и ускоряет цифровизацию отрасли, создавая стабильный спрос на современные программные решения. Рынок программного обеспечения для управления автопарками также демонстрирует значительный рост: его мировой объем в 2023 году составил $28,6 млрд, и ожидается, что к 2030 году он достигнет $55,6 млрд с ежегодным темпом роста 14,2%. В России рынок услуг на основе телематических транспортных и информационных систем уже превысил 140 млрд рублей, а сфера интеллектуальной мобильности составляет более 850 млрд рублей. Интеграция подобных решений способствует повышению эффективности работы и упрощению процессов обучения и эксплуатации. Например, бот в мессенджере Telegram позволяет водителям отправлять перевозочные документы (электронные путевые листы, накладные) и получать уведомления из системы управления.
Современные системы автоматизации автопарков обладают огромным потенциалом для повышения эффективности управления корпоративным транспортом. При этом, помимо внедрения таких технических решений, не менее важной задачей остается правильная настройка. Она позволит избежать переизбытка данных и «цифровой слепоты» менеджмента транспортного парка, обеспечивая оперативное реагирование на важные события.
Опубликовано 24.02.2025