Пять мифов об ИТ-консалтинге: почему «молодая» сфера занимает устойчивую позицию

Логотип компании
Пять мифов об ИТ-консалтинге: почему «молодая» сфера занимает устойчивую позицию
Суть работы консультанта — нарастить прибыль заказчика. Это конечная цель всех процессов.

Сфера ИТ-консалтинга в России достаточно молода (в сравнении с западными странами точно), но развивается очень интенсивно, особенно сейчас, в преддверии большой перестройки ИТ-систем, которая неизбежно коснется многих. Тем не менее эта деятельность уже успела обрасти клишированными представлениями, которые на самом деле далеки от действительности.

Миф 1. ИТ-консультанты делают что-то непонятное и не очень очевидное

Такая точка зрения распространена, как правило, среди рядовых сотрудников компаний, но иногда и среднего звена. В самом деле, для них ценность работы консультанта может быть совершенно неочевидна — на непосредственный рабочий процесс основной части персонала работа консультанта может почти никак не влиять.

Но в действительности суть работы консультанта — нарастить прибыль заказчика. Это конечная цель всех процессов, включая, например, аудит безопасности, который сразу прямых бонусов не принесет, зато поможет минимизировать риски внезапных финансовых и репутационных потерь из-за возможных утечек конфиденциальной информации или злонамеренного вмешательства третьих лиц в работу ИТ-систем, что может обернуться полной остановкой операций. А вот работа по оптимизации информационных процессов борется с издержками напрямую — позволяет избежать потерь времени, избыточных операций, затрат на поддержание работоспособности неоптимальных систем.

Так что если перемены, происходящие в алгоритмах работы ИТ-системы компании-клиента, не касаются всех ее сотрудников непосредственно и важность их не очень очевидна, это отнюдь не означает, что в работе предприятия ничего не изменилось.

Миф 2. ИТ-консалтинг не нужен: компания и сама в состоянии справиться с поддержанием своих ИТ-систем на адекватном уровне. Кроме того, есть ведь ИТ-директор...

Действительно, штат грамотных системных администраторов вполне справится с поддержанием работоспособности всех информационных систем предприятия, а какие-то простые сервисы сможет самостоятельно внедрить, если речь идет о небольшой компании.

Но если говорить о крупном внедрении, то можно воспользоваться помощью партнера-интегратора. В средних и крупных компаниях ИТ-инфраструктура может быть настолько разнообразной и разноуровневой, что ИТ-специалисты напрямую работают лишь с конкретными ее сегментами. Таким образом, даже ИТ-директор может быть погружен в свою инфраструктуру, рискуя пропустить то, что увидит хороший консультант.

Помимо этого, в компании могут быть разработаны сервисы, направленные на автоматизацию набора отдельных функций, но отсутствовать единое решение, которое бы полностью охватывало все необходимые процессы. Для его реализации необходима более широкая экспертиза, которую и могут предоставить компании-интеграторы.

Миф 3. ИТ-консалтинг не в состоянии предложить каких-то реальных новаций

В российских условиях ИТ-консалтинг вырастает, как правило, из компаний, занимающихся системной интеграцией (разумеется, не рядовых, а увеличивших объемы своей работы до существенных значений). Часто такие компании включают в себя девелоперские отделы и ведут кастомные разработки для нужд заказчиков — например, для стыковки различных систем между собой. И, соответственно, могут а) увидеть возможность для улучшения, так как обладают огромным опытом разворачивания самых разных систем в разных компаниях, и б) написать решение, подходящее для заказчика и закрывающее его потребности. Такое решение может в дальнейшем быть тиражируемо, если проблема, которую оно решает, встречается более или менее регулярно. Кстати, подобная практика в России есть, и достаточно масштабная. Мы сами так делаем.

Миф 4. Консультанты часто слишком молоды, не обладают достаточным кругозором, не понимают специфики бизнес-процессов и вряд ли предложат адекватные решения

Опять же, специфика российского ИТ-консалтинга в том, что он вырос из интеграторов с большим опытом. И далеко не всегда в этом секторе консультируют вчерашние выпускники вузов. И не будем забывать, что ИТ — это такая сфера, в которой уже к 20 годам можно стать настоящим профессионалом, начав свой путь еще, к примеру, в школе.

И среди ИТ-консультантов молодежь есть, но это, как правило, первая линия консультирования, за работой которых всегда наблюдают опытные старшие партнеры. Ведь провал проекта не нужен ни заказчику, ни консультанту – репутационные издержки в этом случае легко могут стоить места на рынке. Поэтому людей, не разбирающихся в том, что именно они делают, к работе никто не допустит.

Миф 5. Международные консалтинговые компании лучше — они всё делают по международным стандартам

На самом деле международные стандарты — одни и те же для всех, и, если ты знаешь об их существовании, никто не мешает тебе успешно применять их. Что касается опыта работы с ними — тут тоже есть нюансы. Дело в том, что команды международных операторов, классические консалтинговые компании, состоят, как правило, из молодых специалистов, за которыми присматривают «сеньоры». В российских реалиях ИТ-консалтеры развиваются на базе ИТ-компаний, чаще всего системных интеграторов, ставших большими и многопрофильными. И они имеют огромный опыт в реальных внедрениях.

Теперь о применимости международных стандартов. Специфика страны всегда накладывает свои отпечатки, а уж такой, как Россия, тем более. Здесь свои правила учета (что не мешает практике работы по МСФО/IFRS, конечно), свои особенности в части доступности тех или иных «коробок» или специфических интеграционных услуг. И этот сеттинг сформировался задолго до весеннего шквала санкций, которые затруднили доступность на отечественном рынке многих программных и аппаратных решений.

В сегодняшних условиях, наверное, лучше опираться на ИТ-консультанта, который хорошо себе представляет именно нашу, российскую реальность. Особенно в преддверии серьезных перемен в ИТ-ландшафте, которые ждут, наверное, нас всех. Масштабная миграция на Linux, к примеру, — практически неизбежная перспектива.

Читайте также
Что представляет собой Content Services Platform, каковы ее базовые возможности? Как используются CSP в российских компаниях? Зачем бизнесу переходить на CSP-платформы? Разбирался IT-World.

Опубликовано 13.10.2022

Похожие статьи