Вячеслав Бабурин, СИГМА: «Энергосбыт становится цифровым»
Работа современной энергосбытовой компании невозможна без биллинговой системы, способной быстро, корректно и в автоматизированном режиме обрабатывать огромные объемы информации об абонентах и объектах учета. Именно такие системы разрабатывает и внедряет компания СИГМА, а рассказывает об этом директор департамента биллинговых решений Вячеслав Бабурин.
Расскажите о том, как заканчивается год для вашей компании? Какие интересные проекты удалось реализовать?
СИГМА — один из лидеров в области разработки и внедрения ИТ-решений для энергетики и ЖКХ, мы работаем с лидерами отрасли. Процессы цифровой трансформации и импортозамещения в энергетике развиваются очень динамично, и мы как разработчики стремимся к тому, чтобы в отрасли было больше современных и надежных российских ИТ-решений. В настоящий момент свыше половины продуктов из нашей линейки (их более 20) включены в Реестр российского программного обеспечения.
Анализируя наши проекты, одним из основных итогов года я считаю значительный рост интереса к российским импортозамещающим решениям. Этот рост подкрепляется примерами успешных внедрений отечественных ИТ-продуктов, и я очень рад, что наши проекты в области биллинга тоже становятся такими аргументами в пользу перехода на российское ПО.
Что было самым сложным?
Масштаб проектов и уровень ответственности. Мы обрабатываем самые большие клиентские базы на российском рынке — аналогов нашей системы нет. Кроме того, наше решение комплексное, в него входят системы биллинга и CRM, приложения для пользователей — личные кабинеты абонентов (все это — наши собственные разработки) и система отчетности. Такой подход выгоден и удобен заказчикам: практически все задачи в области энергосбыта они решают с помощью нашего продукта. Мы выполняем задачи по автоматизации холдингов с большим количеством дочерних обществ и партнеров. Здесь очень важно умение работать при большой нагрузке. На данный момент в РФ нет решений других вендоров, которые обрабатывали бы в таком централизованном режиме огромные массивы энергосбытовых данных.
В 2020 году в интервью Вашему изданию уже отмечал, как изменилось взаимоотношение с клиентами в период ограничений пандемии, когда взаимодействие с клиентом перешло из очного в он-лайн. Сервис онлайн обслуживания в последнее время стал развиваться и поставил перед нами новые цели и задачи.
Мы также сталкиваемся с общей для всего ИТ-рынка сложностью — дефицитом ИТ-специалистов. Решаем эту задачу, развивая работу с вузами и привлекая к сотрудничеству профессионалов со всей России. В этом смысле СИГМА, возможно, оказалась чуть лучше других компаний готова к массовому переходу на удаленную работу в связи с пандемией. У нас офисы в разных регионах, поэтому ВКС и онлайн-базы знаний уже давно стали привычным инструментом. И нам проще выстраивать рабочие коммуникации, вовлекать в проекты сотрудников из разных регионов – даже там, где у нас нет офисов и представительств.
Над какими задачами и проектами сейчас работаете?
С точки зрения создания ПО, перед нами стоит несколько задач. Первая —совершенствование биллинга, как единого решения для обслуживания B2B и В2С . Вторая — максимальная автоматизация операций с минимальным участием в процессе человека. Эту задачу решаем с использлванием в биллинге BPM системы, которую называем «НЕВА» . А третья — внедряем биллинговые системы в предприятиях ЖКХ, это относительно новое для нас направление, которое сейчас активно осваиваем.
Также перед СИГМОЙ стоит важная задача — создание интеллектуальной системы учета. Мы, в свою очередь, работаем над тем, чтобы у коллег было качественное программное обеспечение, на основе которого будет производиться расчет потребления электроэнергии.
Энергетика всегда была одной из самых консервативных отраслей. Как вы считаете, почему она сейчас выходит в лидеры цифровизации?
Это вполне закономерный и очень важный шаг: энергетика — основа экономики, и от уровня ее технологического развития и надежности зависит, насколько смогут наращивать мощности предприятия других отраслей. Среди ключевых задач цифровизации энергетики отмечу надежность работы оборудования и инфраструктуры, а также снижение объемов дебиторской задолженности и повышение точности планирования производства и закупок электроэнергии. Решения СИГМЫ помогают в реализации этих задач.
Проект «Нева. Цифровой сбыт» недавно получил премию ComNews Awards. Что он собой представляет и для кого предназначен?
«Нева» позволяет обеспечить централизованный контроль работы Единого информационно-расчетного центра и систем энергосбытовой деятельности (биллинг, CRM, ЛКК — личный кабинет клиента). Объединение нескольких автономных систем на общей платформе предоставляет возможность сотрудникам, занятым в разных бизнес-процессах, быстрее обмениваться информацией. Проект является знаковым для нас, над ним упорно работала вся наша команда.
Внедрение платформы «Нева. Цифровой сбыт» на объектах ПАО «Интер РАО» позволило свести к минимуму участие персонала в обслуживании клиентов: от оформления заявок на заключение договора энергоснабжения до обработки показаний и выставления счетов. В результате у заказчика в разы сократилось время реагирования на запросы абонентов и сторонних служб, снизилась трудоемкость подготовки документов для заключения договора энергоснабжения и управленческой отчетности.
Победа в юбилейном конкурсе ComNews Awards — первая награда «Невы», и я очень рад, что наш проект получил позитивные оценки и теплые отзывы не только от жюри, но и от других участников, а состав конкурсных проектов в этом году был весьма представительный.
В вашей линейке продуктов уже есть ряд решений для энергетики, в том числе «СИГМА.Энергосбыт». В чем новизна и отличия «Невы»?
Биллинговые системы для энергетики — ключевое направление бизнеса СИГМЫ: с него, собственно, начиналась деятельность компании. Ключевые компетенции департамента, который я возглавляю, — разработка и внедрение биллинговых систем для энергосбытовых компаний. Наши биллинговые решения внедрены почти во всех компаниях сбытового блока «Интер РАО». Кроме того, в 2019 году мы выиграли конкурс на создание CRM-системы, и сегодня она успешно внедрена во всех энергосбытовых компаниях «Интер РАО».
Сейчас мы ведем внедрение и развитие системы биллинга в одном из крупнейших региональных энергосбытов России. Проект масштабный и ответственный: наш заказчик обслуживает более 350 тысяч объектов предприятий и организаций и более 7,5 млн бытовых потребителей.
Недавно мы выиграли конкурс по созданию биллинговой системы для Екатеринбургэнергосбыта и сейчас ведем работы на этом проекте.
За 15 лет работы мы прошли ряд этапов эволюции биллинга, и «Нева» аккумулирует в себе весь наш опыт, современные технологические и сервисные тренды. «Нева. Цифровой сбыт» — это первое BPM-решение в российской энергетике для единого управления сбытом. В основе системы лежат интеллектуальные технологии, позволяющие исключить сотрудников сбытовых компаний из работы с рутинными операциями.
Насколько долгим и сложным будет внедрение такого инструмента?
Здесь сложно дать конкретную оценку, поскольку многое зависит от аппаратной части, а затраты на «железо» могут значительно отличаться как в связи с задачами заказчика, так и в связи с доступностью оборудования на рынке.
Как ваше решение поможет сэкономить деньги малому и среднему бизнесу?
Максимально упростив организационные вопросы по подключению к энергоснабжению. Процесс этот непростой, так как затрагивает сразу несколько ведомств и требует большого количества документов. Собирая их, взаимодействуя с разными организациями, бизнес теряет время, которое мог бы потратить на свои прямые задачи. Мы же предлагаем полностью изменить сложившиеся подходы и максимально уйти от бумажных документов, заменив работу с ними процессами автоматизированного обмена данными между разными подразделениями. По нашему опыту, это позволит сократить процесс с двух-трех месяцев до нескольких часов.
Для того чтобы оценить, насколько это важно, давайте вспомним пример из другой сферы — декларации 3НДФЛ. Еще пару лет назад для подачи такой декларации нужно было собрать все документы и справки в бумажном виде, привезти их в налоговую, заполнить от руки многостраничную форму, не сделав ошибок и помарок... и все взаимодействие, от первого до заключительного этапа, велось только при личной явке в ФНС. Потом процесс усовершенствовался: документы стало возможным загружать в личный кабинет налогоплательщика на сайте, а декларацию заполнять в электронном виде. Но необходимость собирать бумажные справки все равно осталась — их потом надо было сканировать. Теперь же процесс не только стал полностью электронным, но и с налогоплательщика снята задача сбора и предоставления большинства документов: например, справка 2НДФЛ сразу доступна в личном кабинете, ее уже не нужно сканировать и загружать. Отпала необходимость личных визитов в налоговую и отдел кадров, нет проблемы с тем, что документ потерялся или плохо читается скан-копия. В личном кабинете можно посмотреть статус декларации.
Наше решение построено по такому же принципу: заявитель загружает сканы документов, запускается полностью автоматизированный процесс их сверки и формирования заключения о возможности подключиться к сетям. Удобно, что этот процесс полностью прозрачен: если на каком-то этапе выявляется ошибка в данных или какого-то документа не хватает, система визуализирует и информирует об этом в реальном времени.
Какие интеллектуальные технологии позволяют исключить персонал из работы с рутинными операциями?
В первую очередь, это системы распознавания документов, ЭЦП, мобильные и онлайн-технологии. Решение «Цифровой сбыт» позволило свести к минимуму участие персонала в обслуживании абонентов: от оформления заявок на заключение договора энергоснабжения до обработки показаний и выставления счетов. Теперь клиенту достаточно подать заявку в личном кабинете, заполнить анкету и подписать ЭЦП, после чего система автоматически запустит процесс обработки документов для заключения договора, проверки их достоверности в смежных системах (Росреестр, ЕГРЮЛ), передачи информации в систему биллинга, формирования договора и автоматических расчетов.
Кроме того, решение эффективно контролирует деятельность нескольких сбытовых компаний в рамках единой системы. Это позволит отказаться от необходимости контроля соблюдения регламентов в рамках одного холдинга, поскольку управление и контроль за обслуживанием абонентом будет осуществляться централизованно.
Кто-нибудь уже используют «Неву»? Есть ли отзывы?
Система уже используется в двух крупных энергосбытовых компаниях». К моменту начала внедрения системы подключение новых абонентов и обслуживание текущих сопровождалось процессом заведения и согласования документов трудоемким процессом, ограниченным по времени Законодательством. Теперь этот процесс после автоматизации для сотрудников стал менее трудозатратным.
Мы создаем единое решение для энергосбытовых компаний — BPM-систему, которая будет поддерживать весь жизненный цикл клиента: от заключения договора до приема платежей за выставленные счета, и при этом быстро адаптироваться как к изменениям рынка, так и к обновлениям законодательства. Кроме того, важно подчеркнуть, что «Нева» — полностью российское решение, наша собственная разработка. Наша цель — к 2023 году создать полностью российское решение для управления всем циклом энергосбытовой деятельности.
Опубликовано 28.12.2021