Работа с негативными отзывами: от и до

Логотип компании
Работа с негативными отзывами: от и до

Иллюстрация: Shutterstock.ai

Предпринимателя, который не следит за репутацией своей компании в Сети, в частности на ресурсах, где оставляют отзывы, можно сравнить с водителем, который не   контролирует расход топлива:  рано или поздно машина заглохнет и не поедет. Так и с бизнесом: не беря во внимание, что о вашей компании думают клиенты, вы рискуете оказаться в репутационной яме, выбираться из которой придется долго и дорого.

Как искать негативные отзывы?

С чего начать работу с негативной информации о вас или вашей компании? Конечно, с поиска такой информации. Он может быть:

  1. Автоматический, с применением специализированных программ: среди самых распространенных — YouScan, Brand Analytics, IQbuzz, «Медиалогия», Semantic Force, Scan Interfax, «Крибрум».
  2. Ручной — если вы планируете самостоятельно заниматься ручным поиском, не забудьте о самых главных его составляющих: чистом браузере и настроенном регионе поиска.
  3. Комбинированный — требуется при комплексном подходе к анализу ситуации (когда компания большая, информации много, источники разноплановые).

Что делать, если негатива много?

Результат мониторинга может не только порадовать, но и огорчить: в Cети может быть много нейтральной или даже негативной информации о компании. В этом случае организация должна разработать стратегические шаги/действия по исправлению ситуации (лучше, если эта работа будет проводиться совместно с профессионалами в сфере управления репутацией, тогда результат будет более предсказуем и оперативен).

В данном случае спектр работ довольно обширный:

  1. Сегментация негатива по основным критериям: от сотрудников, по услугам, товарам, конкретному специалисту, условиям, акциям.
  2. Проверка опубликованного текста на соответствие правилам публикации на площадке.
  3. Изучение текста отзыва на возможное нарушение законодательства РФ.
  4. Подготовка и размещение жалобы на негативные отзывы.
  5. Подготовка и размещение ответа от официального лица компании.
  6. Подача жалобы администрации порталов.
  7. Рассмотрим алгоритм работы с негативными отзывами на некоторых площадках.

Работа с негативными отзывами: от и до. Рис. 2

Если пользователь оставил негативный отзыв о вашей компании, вы можете попробовать его удалить: для этого нужно обосновать площадке, что он либо недостоверный, либо нарушает правила публикации отзывов на площадке (например, содержит ненормативную лексику). Недостоверность можно доказать, запросив у пользователя уточняющую информацию о покупке (например, номер договора, дату покупки, чек, ФИО продавца и т. д.). Если покупатель не ответит на запрос, это будет означать, что, возможно, он предоставил недостоверную информацию о вас. В этом случае нужно обратиться в техническую поддержку площадки с подробным описанием ситуации и обоснованием, почему данный отзыв недостоверен и, следовательно, почему его следует удалить.

Здесь у площадок есть некоторые различия:

  1. На Google.Maps делаем запрос в техническую поддержку и ждем реакции.
  2. На «Яндекс.картах» у пользователя нет возможности ответить официальному представителю организации, однако он может отредактировать отзыв или связаться по указанным в ответе контактам. Через сутки-двое, если реакции не последует, нужно написать в чат поддержки и также описать всю ситуацию с просьбой прореагировать на нее. Есть лайфхак: в общении с «Яндексом» просите у поддержки создать тикет по вашему запросу и добавить вашу электронную почту в наблюдатели этого тикета. Это увеличит шансы на разрешение ситуации в вашу пользу.

Если же пользователь не ответил вам на «2ГИС», то жалобу можно подать только через четыре дня (если нет других нарушений публикации).

Если «Яндекс» может удалить, а может оставить негативный отзыв, то у «2ГИС» есть еще один вариант — добавление комментария в раздел «Неподтвержденные», что хуже, чем удаление, но лучше, чем оставление такого отзыва в топ-выдаче. На рейтинг неподтвержденный отзыв влиять не будет.

Irecommend

Площадка Irecommend легко пропускает нейтральные или негативные отзывы потребителей, а позитивные отзывы чаще отклоняются. Чтобы ответить на отзыв от имени организации, в адрес «Отзовика» нужно написать письмо на фирменном бланке с просьбой зарегистрировать компанию. Если у вас много негативных отзывов, вы можете попробовать написать в техническую поддержку о признании некоторых отзывов фейковыми. Однако стоит знать о том, что «Отзовик» может удалить (без вашего ведома) все отзывы о вашей компании, и тогда рейтинг практически обнулится.

«Отзовик»

«Отзовик» — сайт, который ежедневно посещает от полумиллиона пользователей, в работе с ним также есть тонкости. Зарегистрироваться от имени компании можно, однако подтвердить регистрацию придется через номер телефона или сообщение в «Телеграм», затем нужно будет направить официальное письмо с юридической информацией о компании.

Особенностью работы с негативом на данной площадке Антон Пустовалов называет необходимость вступить в диалог с потребителем, оставившим негативный отзыв. То есть с официального аккаунта компании необходимо запросить уточняющую информацию относительно факта покупки или услуги: номер договора, чек и т. д. То есть вы должны удостовериться, что описываемая в отзыве ситуация на самом деле имела место, а клиент должен это доказать. Если же он не предоставит подтверждения или вообще проигнорирует ваше сообщение, то через пять-семь дней вы можете написать на фирменном бланке организации официальную претензию в адрес технической поддержки, изложить в ней ситуацию и попросить удалить негативный отзыв как недостоверный.

Эксперт подчеркивает, что со стороны клиента работа с данной площадкой также непроста: многие отзывы отклоняются и не публикуются по целому ряду причин. «Отзовик» часто подозревает размещающих отзывы в заинтересованности, в проплаченности отзывов компанией-заказчиком. В этом случае «Отзовик» может запросить документы, подтверждающие покупку, фотографию автора на фоне товара (или с товаром в руках). Причиной для отклонения отзыва может даже стать отличие кода региона телефона при регистрации на сайте и региона совершения покупки и иные действия, например различия в моделях телефонов, на которые были сделаны первоначальные и повторные фотографии.

Yell и ZOON — не такие известные площадки, как предыдущие, однако они имеют большие возможности: здесь можно разместить не только перечень услуг и график работы, но и логотип, фотографии, сертификаты, то есть оформить полноценную витрину. К тому же техническая поддержка работает более оперативно и не так формализована: за сутки-двое ваш запрос обрабатывается и в случае подтверждения информации о негативном отзыве его удаляют с платформы.

Если убрать негатив не получается

Работа с негативными отзывами: от и до. Рис. 3

Не стоит считать каждый негативный отзыв фейком — часть из них действительно говорят о проблемах с товаром, сотрудниками, с доставкой и сервисом компании. Как не стоит рассчитывать и на то, что всю негативную информацию можно удалить — это не так. Нужно один раз научиться отвечать на негатив, и тогда эта работа не станет отнимать много времени и усилий.

Основные принципы ответа на негативные комментарии

  • Оперативность лучше, если вы ответите на негатив в течение двух-трех часов.
  • Нейтральная тональность — не как у робота: клиент должен понимать, что общается с человеком, но не стоит излишне эмоционировать. 
  • Отвечать по существу: человек должен понимать, что его мнение услышано и приняты соответствующие меры.
  • Отвечайте не обидчику, а всем, кто читает: помните, что нет задачи переспорить, — важно выяснить детали ситуации и продемонстрировать неравнодушие со стороны компании.
  • Покажите искреннее желание разобраться в проблеме, уточняйте детали: номер договора, время посещения, ФИО менеджера и т. д.
  • Предложите компенсацию за испорченное настроение: это могут быть скидка на следующий заказ, бонусы, сувенирная продукция и т. д.

Знайте: негатив пишут про всех, но не все умеют правильно с ним работать. Научитесь, и совсем скоро вы будете на шаг впереди конкурентов.

Читайте также
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Опубликовано 29.01.2024

Похожие статьи