Роботы и люди: как оптимизировать работу HR-отдела за три шага

Логотип компании
Роботы и люди: как оптимизировать работу HR-отдела за три шага

Изображение создано нейросетью Pikaso, www.freepik.com

Работа HR-отдела неразрывно связана с людьми: собеседования, обсуждения условий и карьерных планов и пр. Вместе с такими задачами могут возникать и человеческие ошибки — забытые задачи, просроченные дедлайны, плохая коммуникация. IT-World знает, как это можно поправить с помощью технических инструментов. Причем так, чтобы сбалансировать заботу о людях и техничность работы отдела.

Чем занимается отдел HR?

Если кратко, то всем жизненным циклом работника в компании. Начиная с той стадии, когда сотрудник откликается на вакансию, до увольнения:

  1. Подбор персонала: сотрудники получают информацию о необходимой вакансии, оформляют ее и размещают на специальных платформах. После этого собирают отклики и проводят первичные собеседования.
  2. Адаптация принятых сотрудников: новых коллег важно плавно включать в рабочий процесс, чтобы они сразу не сбежали от обилия задач или не заскучали. От этого может зависеть весь будущий успех сотрудника и темп работы всего отдела.
  3. Performance Review: после адаптации HR-отдел в целом следит за результатами как новичка, так и всех остальных сотрудников. По критериям эффективности работы можно построить дальнейшие планы компании или скорректировать размер заработной платы. Не менее важен процесс оценки компетенций: HR-сотрудники с помощью разных методов оценивают как успехи на рабочем месте, так и другие компетенции. Например, софт-скилс.
  4. Увольнение: здесь ситуация схожа с адаптацией. Сотрудника необходимо вывести из процесса максимально плавно и безболезненно для всех. А также подобрать нового человека на замену. 5. Кадровый документооборот: в HR также входит отдел кадров. Его сотрудники занимаются всеми документами: трудовыми договорами, необходимыми справками, заявлениями на отпуск. Нередко HR включает в себя и службу АХО, чтобы у сотрудников всегда было комфортное рабочее место.

Какие сложности могут возникать

HR-отдел ежедневно сталкивается с разными и часто нестандартными задачами. Проблемы могут возникнуть везде — например, при подборе персонала.

  • HR-директор видит, что отдел работает плохо

Бывает, что вакансии закрываются медленно или новые сотрудники жалуются, что они не получили онбординг. У этого всегда есть причина, и иногда из-за отсутствия четкой аналитики увидеть ее сложно.

  • Вакансии закрываются очень медленно

Если до финального собеседования доходит два человека из ста, значит, что-то точно идет не так. В этой ситуации начальство может ставить под сомнение работу сотрудника, а тот в свою очередь – потерять всю мотивацию закрыть позицию. При этом причина не всегда кроется в недостаточной работе рекрутера, но доказать это затруднительно.

Затраты на рекрутинг слишком высокие

Рекрутинг — это всегда дорого. Если вакансия долго не закрывается, компания теряет деньги. Ускорить этот нелегкий процесс можно благодаря автоматизации. Например, оптимизировать рутинные процессы — скачивание резюме и его перенос во внутреннюю систему, выдачу доступов и базы знаний, согласование и подписи документов. Всё это позволит HR глубже занимались тем, в чем они хороши, — работой с людьми.

Роботы и люди: как оптимизировать работу HR-отдела за три шага. Рис. 1

Что с этим делать?

Многие проблемы решают систематическая аналитика и отчетность отдела, а также те инструменты, позволяющие экономить время на рутинных задачах. Например, можно определить, на какой из стадий чаще всего выбывают кандидаты на вакансию. А затем пойти дальше — посмотреть, как этот этап организован, кто за него отвечает и кто раньше был за него ответствен. Эта информация поможет разобраться, что идет не так, если позиция закрывается медленно.

Особенно важно это становится для руководителей HR-отдела. Когда команда сталкивается с рабочей проблемой, все подозрения руководителей чаще всего падают именно на сотрудников. Однако проблема может заключаться совсем не в плохой работе.

А еще аналитические данные можно предоставить вышестоящему начальству, чтобы согласовать дальнейшие меры: дополнительное обучение, расширение штата или изменение системы премий.

Однако просто так внедрить эти инструменты нельзя. Что следует сделать в начале:


Роботы и люди: как оптимизировать работу HR-отдела за три шага. Рис. 2

  1. Первый шаг — определить, в каком состоянии находится HR-отдел: какие основные проблемы, на что жалуются сами сотрудники отдела, что говорят другие коллеги. Важно понять, на каком этапе вы находитесь: всё нормально и вы просто медленно работаете, или в отделе хаос. После этого нужно начать вручную или с помощью системы накапливать данные, с которыми уже потом можно будет работать.

  2. Когда подтверждения вашей теории скопились, можно приступать к оптимизации. Оптимизация процессов — это не когда система что-то делает за сотрудников, а когда руководителю необходимо сесть и подумать, какие шаги, может быть, надо исключить, изменить или добавить. Например, почему в цепочке согласований десять человек, когда необходимо всего три?

  3. После первичной оптимизации можно принимать более кардинальные решения, в том числе встраивать автоматизацию процессов. Для того чтобы эти инструменты работали, необходимо к ним подготовиться и «сделать уборку» в отделе, насколько это возможно. Решения могут быть разными, но важно, чтобы ими было удобно пользоваться. Сейчас можно наблюдать тренд на платформенность программного обеспечения: когда в одном месте собраны все необходимые инструменты. Например, в одной системе можно организовать ведение проектов, работу с заявками во всех подразделениях (ИТ, HR, АХО, бухгалтерии) и автоматизацию других внутренних процессов, например подбора и адаптации для HR-департамента.

Хорошо. А как теперь донести до всех, что оптимизация действительно нужна?

Кажется, что достоинства организации и внедрения инструментов очевидны. Но при этом такой процесс может быть встречен с недоверием как со стороны высшего начальства, так и со стороны самих сотрудников HR-отдела. Что с этим можно сделать?

  1. Что изменится: если внедрить единую систему автоматизации, все отклики будут собраны в одном месте и ничего не потеряется. А еще автоматизация снижает количество ошибок, сокращает общение через звонки и помогает лучше планировать рабочий день. Руководителям проще контролировать и оценивать работу подчиненных.
  2. Объяснить, что делать: расскажите, что автоматизация –– это несложный инструмент из ИТ-отдела. Для HR процесс упрощен, и больших сложностей с освоением возникнуть не должно. Делать что-то специфичное не нужно – сотрудникам необходимо просто запомнить базовые действия с заявками.
  3. Предложить план действий: четкая последовательность задач и сроков поможет коллегам понять, когда и что нужно сделать. Если разбить весь процесс на небольшие этапы, то будет яснее видна цель всей работы.

* * *

Оптимизация работы HR отдела — продолжительный процесс. Если вы понимаете, что что-то идет не так, важно действовать последовательно. Наведение порядка в процессах отдела не только станет прочной основой для дальнейших изменений, но и поможет быстро восстановить эффективность работы.

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

Опубликовано 15.08.2024

Похожие статьи