Комплексная безопасность в Ярославской области

Логотип компании
Комплексная безопасность в Ярославской области
Безопасность — это задача, которая не может быть решена в рамках ответственности того или иного ведомства.

В настоящее время в российских регионах идет реализация проектов по созданию АПК «Безопасный город». О том, что уже выполнено и что еще предстоит сделать в этом направлении в Ярославской области, рассказывает Эдуард Лысенко, заместитель губернатора — директор департамента информации и связи.

Во многих регионах руководители комитетов по информатизации не отвечают за тематику, касающуюся таких проектов, как «Безопасный город». Ваш регион и, пожалуй, Санкт-Петербург стали исключением из этого правила.

Безопасность — это задача, которая не может быть решена в рамках ответственности того или иного ведомства. Вот почему в нашем регионе, уверен, как и во многих других, работой по внедрению АПК «БГ» управляет коллегиальный орган — межведомственная группа, куда входят представители органов власти всех уровней. Так, департамент информатизации и связи отвечает за техническую реализацию проекта, за госпрограмму безопасности — департамент региональной безопасности. Причем в нашей области направления региональной безопасности, информатизации и связи, а также деятельность ситуационного центра курирует один заместитель губернатора — на данном этапе я.

Что уже сделано и как развивался проект в Ярославской области?

Если говорить о технической реализации АПК «БГ», то, на мой взгляд, мы все еще находимся на ранней стадии его формирования, правда, очень важной. Я имею в виду этап консолидации имеющихся разрозненных ресурсов в единую систему. К примеру, у нас в Рыбинске ЕДДС оснащена программным обеспечением собственной разработки, где есть геоинформационная система, а также набор функций, указанный в типовом задании для комплекса «БГ»: камеры, паспорта объектов, поэтажные планы и подробные карты. Все данные поддерживаются в актуальном состоянии, и могу сказать, что в Рыбинске продвинулись дальше всех в Ярославской области. В целом же по региону у нас работает комплекс ПМБО (Подсистема мониторинга безопасности объектов). Это унаследованное ПО, которое когда-то находилось на «боевом дежурстве» в ГУ МЧС по Ярославской области и называлось «Информационно-аналитический комплекс по ликвидации чрезвычайных ситуаций». В 2010–2011 годах оно перешло на баланс Ситуационного центра губернатора. Сегодня уже новую версию системы мы используем в качестве единого интегрального хранилища для сведений, указанных в ТЗ к типовому АПК «БГ», а также как набор слоев и функций для поддержки и мониторинга оперативной обстановки, что необходимо не только для взаимодействия штабов соответствующих служб, но и для ведения аналитики.

Таким образом аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» мы рассматриваем как один из сегментов Ситуационного центра губернатора. В дальнейшем в СЦ будут поступать аналитические данные и информация с городских видеокамер, расположенных в местах массового скопления людей и на самых сложных участках транспортных магистралей. Таковы наши первостепенные задачи, и по этим направлениям сегодня ведется интенсивная работа. Затем на очереди торговые центры и другие объекты. В ПМБО будут направляться и сводки о ДТП, о текущей обстановке со всех ЕДДС, изменение информации из УФМС о зарегистрированных гражданах, а также сведения из органов ЖКХ о реально проживающих гражданах. Кроме того, из всех школ и детских садов планируется поступление сведений о количестве детей, находящихся там в ту или иную учебную смену. Думаю, через полгода нам удастся реализовать эту задачу в едином интегрированном решении.

Расскажите подробнее, какие механизмы мониторинга и прогнозирования заложены в ПМБО на территории Ярославской области? Каковы принципы функционирования системы?

Как я уже отметил, ПМБО позволяет вести реестр всех инцидентов и объектов, требующих повышенного внимания, к ним, в частности, относятся места массового пребывания людей, инфраструктурные и потенциально опасные объекты и многое другое.

В системе реализованы алгоритмы, позволяющие прогнозировать развитие кризисных ситуаций, оценивать возможный социальный и экономический ущерб, а также определять потребности в необходимых силах и средствах. Соответственно, система способна формировать проект Решения КЧС и срочные донесения.

В настоящее время мы занимаемся переносом всех данных ПМБО со старой архитектуры на новую — это более легкий вариант с точки зрения присоединения новых рабочих мест. Сейчас мы и постепенно вводим систему в режим повседневного функционирования со следующим контуром: территориальные подразделения МВД, МЧС, МО, ФСБ и ОМСУ.

Когда возникает кризисная ситуация, то в первую очередь должна реагировать местная администрация. Поэтому сейчас мы уделяем особое внимание совершенствованию ОМСУ. К примеру, расширяем количество источников первичной информации о возникновении экстраординарной ситуации, в частности, увеличивается набор датчиков: появились новые кнопки «гражданин-полиция», постепенно присоединяются системы пожарной сигнализации. А уже далее запускается соответствующий алгоритм анализа, прогнозирования, выработки управленческого решения. Например, в случае затопления территорий при разрушении плотины Угличской ГЭС, мы получаем сценарий, кого и какими средствами следует оповещать.

Вместе с тем, как показывает наш опыт создания системы комплексной безопасности региона, нельзя останавливаться только на задачах текущего управления инцидентами. В рамках второй очереди формирования системы большое внимание будет уделено реализации функций средне- и долгосрочного планирования в сфере комплексной безопасности: мониторингу показателей обеспечения национальной безопасности, анализу и прогнозированию измеримых показателей, решению задач сценарного моделирования, территориальному планированию безопасного развития региона и планированию профилактических мероприятий в сфере комплексной безопасности.

А что с внедрением систем «112» и оповещения?

Что касается системы «112», ее контур пока находится в пилотной стадии. Есть ЕДДС Ярославля и Рыбинска, которые уже давно используют развернутый каталог городских происшествий. Его мы планируем сделать типовым и распространять на другие города региона, в связи с чем в 2016 году поставлена задача завершить построение единого контура системы «112» и муниципального, и областного звена. В 2013-м в рамках исполнения Указа Президента была сформирована региональная комплексная система экстренного оповещения с единым типом рабочего места и набором сценариев. Но для создания единого интегрированного комплекса с рабочими местами на мобильных устройствах и в веб-интерфейсе понадобится еще года полтора.

Ваш Ситуационный центр считается одним из лучших в стране. Какие информационные системы в нем задействованы?

Не стал бы так оценивать. В каждом регионе ситуация своя. Скажу, что проект достойный, и мы готовы делиться опытом. Ключевая цель создания СЦ — организовать единое информационное пространство для всех уровней власти. Это необходимо для осуществления единой политики управления регионом и контроля деятельности органов власти субъекта. Соответственно, цель определяет и набор взаимосвязанных подсистем, составляющих СЦ. Назову лишь некоторые подсистемы отображения информации: озвучивания и аудиоконференции, документирования, видео-конференц-связи, безопасности, комплекс средств вычислительной техники.

Одним из основных инструментов СЦ является информационно-аналитическая система (ИАС). Она аккумулирует и обрабатывает данные, обеспечивая функционирование Ситуационного центра губернатора области по различным направлениям. Система дает возможность пользователям получать достоверную, своевременную и необходимую для принятия управленческих решений информацию, предоставляемую ОИВ и ОМСУ, территориальными органами ФОИВ, иными органами и организациями. ИАС позволяет не только проводить мониторинг процессов социально-экономического развития региона, но и визуализировать их графически, на картографической основе, а также по объектам, с предварительным проведением анализа. Отображение всех сведений осуществляется на стационарных и мобильных устройствах.

Читайте также
1 сентября 2024 года должно было стать знаковой датой для предприятий, относящихся к субъектам КИИ: с этого времени они должны были перестать приобретать и использовать так называемые «недоверенные» программно-аппаратные комплексы. Данное событие могло бы стать еще одним драйвером для развития отечественной ИТ-отрасли, однако пока множество сдерживающих факторов – от терминологических до организационных – мешают совершать этот переход.

Наш Ситуационный центр — это люди, софт, методики по работе с информацией, а самое главное, правильная визуализация в доступном виде, представленная в различных форматах и по различным каналам — веб-интерфейс, мобильное приложение, презентации. Уже действует социально-экономический блок информации, и осуществляется его мониторинг, а также апробирован модуль прогнозирования. В этом году мы хотим добавить к нему демографическую тематику.

Используются ли в операциях прогнозирования Большие данные?

Данные представлены в виде OLAP-хранилищ, к которым уже подключаются методики. Каких-то особых ноу-хау тут нет. Применяется имитационное моделирование и многофакторный анализ. Все это можно называть Большими данными, но я не хотел бы декларировать, что мы их используем. Правильнее будет сказать, что у нас есть большое перспективное OLAP-хранилище. На основе этих данных мы осуществляем математическое моделирование, формируется прогноз, с которым затем работают аналитики.

Являются ли информационные системы, которые используются в вашем Ситуационном центре, самописными или созданы сторонними разработчиками?

Есть и те и другие. К примеру, система прогнозирования разработана Информационно-аналитическим центром Санкт-Петербурга. Его сотрудники накопили огромный опыт, а их алгоритмы отточены за годы эксплуатации. Все это очень близко к жизни, и этим можно пользоваться в реальных условиях. Демографию мы тоже надеемся реализовать на алгоритмах ИАЦ. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций у нас базируется на ярославских разработках, стандартизированных в соответствии с требованиями МЧС.

Но может ли система, к примеру, сократить число жертв в пожарах и других чрезвычайных происшествиях?

Может. При реагировании на чрезвычайную ситуацию самая серьезная проблема заключается в том, чтобы прогнозировать число людей, находящихся на тех или иных объектах, и их состояние, сконцентрироваться на спасении живых. При этом пока очень редко можно оперативно найти актуальные данные даже месячной давности. Взаимодействие с УФМС и органами ЖКХ как раз и должно сократить время на принятие решений о направлении усилий для спасения человеческих жизней. Подобные аспекты касаются не только пожаров, но и паводков, химических загрязнений и других происшествий.

Какие проблемы приходится решать при реализации столь масштабного проекта?

Основная проблема — нехватка ресурсов, причем не финансовых, а человеческих. Ведь, по сути, задача по объединению всех ресурсов ставится с нуля: нам нужны люди для центра компетенции по АПК «БГ» — аналитики, архитекторы и разработчики. Эта проблема решаема, но не деньгами. Финансы нужны не для того, чтобы быстро программировать и интегрировать. Главное — добиться, чтобы все, что делается нами, было использовано в соответствующих ведомствах, на рабочих местах сотрудников.

Опубликовано 31.03.2016

Похожие статьи