Будущее в облаках
Индустрия корпоративного программного обеспечения уверенно взяла курс на облака. Существенное влияние на этот тренд оказывает популяризация мобильных устройств и удаленной работы с корпоративными системами. Российский рынок облачных приложений все еще находится на стадии формирования, но по отдельным направлениям уже наметился стабильный ежегодный рост.
Вектор развития корпоративного ПО в сторону облачной архитектуры способствует постепенному включению таких решений в ландшафт приложений предприятия. Однако скорость перехода от локально установленных к облачным приложениям зависит от многих факторов, в том числе от класса программного обеспечения, специфики и масштабов бизнеса отдельно взятой компании. По оценке Павла Потеева, руководителя департамента по трансформации компании ERG BTS, приложения CRM и электронная почта доступны в виде облачных сервисов уже несколько лет, тогда как перевод корпоративных информационных систем с более сложной архитектурой требует от их разработчиков больше времени. К основным причинам, сдерживающим переход на облачные решения, руководитель центра компетенций страхования и розничной торговли Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет» Мария Ушанова относит неуверенность компаний в уровне защищенности подобных решений.
------------------------------------------------
Павел Потеев, руководитель департамента по трансформации компании ERG BTS:
«Небольшая компания с простой организационной структурой и простым набором приложений может перевести в облако практически всю ИТ-инфраструктуру».
------------------------------------------------
Исторически основными потребителями облачных услуг в России выступают малые и средние предприятия. Среди наиболее востребованных ими сервисов — услуги корпоративных коммуникаций и дистанционного обучения сотрудников. «Это вполне объяснимо, ведь без электронной почты немыслима работа любой, даже самой маленькой организации. И такие компании первыми оценили преимущества облачных сервисов перед организацией и обслуживанием собственных инфраструктур», — рассказывает Татьяна Орлова, директор по маркетингу компании TEGRUS. Для малого бизнеса так дешевле и проще, чем нанимать команду ИТ-специалистов и инвестировать в покупку оборудования и лицензий.
------------------------------------------------
------------------------------------------------
По словам Павла Гельвана, руководителя отдела технических экспертов по программному обеспечению компании IBM в России и СНГ, несколько лет назад облачные технологии воспринимались в корпоративном сегменте только как продолжение концепции виртуализации ресурсов и связанной с ней экономии, затем появилась идея использования тестовых сред в облаке разработчиками. «IBM видит свою задачу в обеспечении разработчиков возможностью оперативно реализовывать свои самые смелые замыслы, без необходимости существенных инвестиций в инфраструктуру и инструменты», — считает Павел Гельван.
------------------------------------------------
Павел Гельван, руководитель отдела технических экспертов по программному обеспечению компании IBM в России и СНГ:
------------------------------------------------
Сервис вместо лицензий
Нельзя сказать однозначно, что заказчики массово переходят на применение облачных решений, Считает Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix Systems в России и странах СНГ. Во многом это зависит от типа бизнеса, уровня пользователей, а также затрат, которые несет компания на сопровождение и поддержку имеющейся инфраструктуры. «Разработчики корпоративных приложений стараются следовать трендам, основываясь на собственной оценке перспектив: кто-то выводит свои продукты в облако, кто-то занимает выжидательную позицию, а кто-то, имея достаточно ресурсов, предлагает оба решения — и облачное, и традиционное, что является вполне разумной стратегией в условиях неопределенности», — констатирует Юрия Булуй, менеджер продуктов компании «МобилитиЛаб» (ГК «АйТи»).
------------------------------------------------
Юрий Булуй, менеджер продуктов компании «МобилитиЛаб» (ГК «АйТи»):«Рост платежеспособного интереса к мобильности и безопасному доступу к корпоративным данным с мобильных устройств оказывает влияние на разработчиков, так как у многих из них уже появились программные клиенты для мобильных устройств».
------------------------------------------------
Большинство ИТ-специалистов сходится во мнении, что главное преимущество облачного подхода к корпоративным решениям заключается в сервисной составляющей. По словам Антона Думина, директора по ИТ ОАО «АЭМ-технологии», рынок настолько масштабен, что уже давно недостаточно просто делать хорошие программы и уметь их продавать: важно предоставлять комплексные сервисы на основе своего ПО, удовлетворяющие все более взыскательных клиентов. «Покупая сервис, мы избавляемся от серверов и необходимости их обслуживания, получаем гарантированно качественную техническую и методологическую поддержку. Не следует забывать и о том, что решения SaaS отвязаны от местоположения — как бонус мы сразу получаем мобильность», — комментирует Денис Коротких, советник генерального директора по ИТ ООО «Балтийский завод — Судостроение».
------------------------------------------------
Денис Коротких, советник генерального директора по ИТ ООО «Балтийский завод — Судостроение»:
«Покупая сервис, мы избавляемся от серверов и необходимости их обслуживания, получаем гарантированно качественную техническую и методологическую поддержку».
------------------------------------------------
Оправданное упрощение
Еще один тренд, способствующий развитию модели SaaS в сегменте корпоративного ПО, — поголовная мобилизация сотрудников. «Большинству пользователей хочется иметь все сервисы на своем мобильном телефоне. Телефон всегда со мной. Я могу забыть дома ноутбук, ключи от машины, паспорт, но не телефон. Его я проверяю в первую очередь! В командировке сотрудник хочет видеть в телефоне свою почту, чтобы оперативно отвечать на письма. Руководитель вне офиса должен иметь возможность просмотреть свои задачи в документообороте, чтобы успеть выполнить их в срок и уточнить свой график на следующий день. Перед деловой встречей менеджер по продажам должен пролистать в телефоне историю взаимоотношений с данным клиентом. И все это — на ходу», — поясняет Денис Коротких.
По оценке Алексея Птерушова, вице-президента корпорации «Галактика», мобильных сотрудников действительно становится все больше, а вместе с тем растет их потребность в информации через облачные технологии, которые предоставляют компании конкурентные свойства. Интенсивное развитие бизнеса, например в ретейле, заставляет их искать новые способы хранения информации, позволяющие подключать к центральной базе данных не только бэк-, но и фронт-офис.
------------------------------------------------
Алексей Птерушов, вице-президент корпорации «Галактика»:«Ни одна компания не доверит ключевые для своего бизнеса процессы внешним провайдерам, какими бы привлекательными ни были их сервисы, если они не смогут гарантировать надежную сохранность данных».
------------------------------------------------
Тотальная мобилизация компаний вынуждает разработчиков корпоративных приложений работать над упрощением интерфейсов, а также разделять целостную структуру корпоративных систем на автономные подсистемы и блоки, актуальные для конкретных групп пользователей. По словам Ильи Борисова (IT Security/Risk Manager компании ThyssenKrupp Industrial Solutions), широкий ассортимент мобильных устройств на различных платформах требует иного подхода к разработке интерфейсов, зачастую в сторону упрощения, и это вполне оправданно. Так, на экране планшета или мобильного телефона практически невозможно без помощи мыши и клавиатуры создавать сложные параметрические 3D-модели предприятий или промышленного оборудования, со всеми необходимыми спецификациями. Однако функция просмотра 3D-модели на строительной площадке, с возможностью внесения комментариев и пометок прямо на ходу, безусловно, весьма удобна. «Мы все активно используем VPN и другие варианты защищенных подключений к нашей корпоративной сети для доступа к файловым ресурсам и корпоративным системам. Для частных облачных сервисов потребность сотрудников работать удаленно является одним из драйверов развития SaaS», — делится опытом Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам службы ИТ компании «Лента».
------------------------------------------------
Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам службы ИТ компании «Лента»:«Рынок SaaS в корпоративной среде России только зарождается».
------------------------------------------------
Параллельно с корпоративными SaaS-приложениями интенсивно развивается сегмент решений класса Mobile Device Management. По словам Марии Ушановой, руководителя центра компетенций страхования и розничной торговли центра программных решений компании «Инфосистемы Джет», это ответ на обоснованное беспокойство со стороны бизнес-заказчиков в отношении безопасности применения мобильных устройств в корпоративной среде. «Такие решения обеспечивают уровень защиты, достаточный, чтобы компании могли не волноваться за сохранность корпоративной информации, и позволяющий сотрудникам быть более мобильными», — поясняет Мария Ушанова.
------------------------------------------------
Мария Ушанова, руководитель центра компетенций страхования и розничной торговли Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет»:
«Появление веб-клиентов не заменяет, а дополняет софт, устанавливаемый на местах: это просто еще одна новая возможность, а не угроза для разработчиков традиционного ПО».
------------------------------------------------
Брюки превращаются...
Как правило, в крупном корпоративном сегменте информационные системы несут в себе какие-либо ноу-хау, которые обеспечивают конкурентное преимущество компании на рынке. Причем внедрение каждой подобной системы подразумевает достаточно серьезную адаптацию продуктов под нужды и специфику бизнес-процессов предприятия. «Именно поэтому в крупном корпоративном сегменте не наблюдается быстро растущего спроса на внешний SaaS, о котором любят рассказывать маркетологи», — поясняет Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам службы ИТ компании «Лента». По его словам, SaaS-решения внешних провайдеров существенно ограничивают возможности кастомизации и увеличивают сроки ее реализации.
«Основные программные продукты в нашей компании сильно кастомизированы, и зачастую даже в рамках технической поддержки традиционных систем вендор не в состоянии обеспечить приемлемого уровня реакции на запросы, так как ни создать аналогичную тестовую среду, ни инкорпорировать наши внутренние разработки и настройки со стандартным ПО он не может», — сетует Илья Борисов (ThyssenKrupp Industrial Solutions).
Илья Борисов, IT Security/Risk Manager компании ThyssenKrupp Industrial Solutions:
«Все компании, владеющие локально установленным ПО, испытывают маркетинговое давление со стороны рынка SaaS-решений, но у клиента пока еще остается выбор между классическим и облачным подходом к использованию программного обеспечения».
Антон Думин, директор по ИТ ОАО «АЭМ-технологии»:
«Корпоративное ПО становится более сложным по сути и более простым по интерфейсам из-за изменившихся способов взаимодействия с ним».
Конкуренция или взаимодополнение?
Популяризация облачных вычислений в целом и SaaS в частности привели тому, что и поставщики сервисов и услуг, и их клиенты в значительной степени пересмотрели модели ведения бизнеса. Раньше для заказчика новое ИТ-решение представляло собой закупку оборудования и лицензий, а также набор услуг по их внедрению и сопровождению. Поставщики зарабатывали на продаже, интеграторы — на установке и настройке, консультанты — на внедрении, а все вместе — на поддержке. Теперь же, чтобы приступить к использованию новой ИТ-системы, заказчику достаточно получить готовое решение из облака — и не тратить время на что-либо еще. «Такое решение, как правило, не требует начальных денежных взносов, а оплачивается по мере использования, включая поддержку и сопровождение. Выгода для клиента очевидна: не надо делать существенных инвестиций на старте, а эксплуатационные затраты предсказуемы», — комментирует Павел Гельван, руководитель отдела технических экспертов по программному обеспечению IBM в России и СНГ.
По словам Артура Гиоева, технического директора HP Software в России и СНГ, с одной стороны, лицензия позволяет заказчику владеть конкретным экземпляром ПО безраздельно, но с другой — предусматривает накладные расходы на его установку, настройку, поддержку и обновления. Тогда как в случае с облаками клиент приобретает услугу, а ПО предоставляется ему лишь во временное пользование. При этом не нужно беспокоиться об аппаратной платформе, думать о возможных проблемах с производительностью, обеспечивать резервирование данных и многое другое. В ряде случаев подобная модель выгоднее и поставщикам решений, и клиентам, вот почему наряду с классической продажей лицензий ИТ-компании все чаще предлагают облачные услуги.
Артур Гиоев, технический директор компании HP Software в России и СНГ:
«Общее недоверие рынка, связанное с безопасностью, качеством и доступностью облачной модели распространения ПО, пока не позволяют ей показать тот рост, на который она способна».
Горизонт монетизации
Сергей Халяпин отмечает, что в модели SaaS оплата происходит по факту использования ИТ-решения, и для клиента это бывает выгоднее, если количество сотрудников, которым необходимо подобное решение, постоянно меняется, причем неважно, в какую сторону. Казалось бы, поставщику такая схема грозит сокращением расходов, однако он получает выгоду от привлечения компаний и заказчиков, прежде не рассматривавших использование того или иного ПО ввиду краткосрочности проектов и необходимости существенных инвестиций в инфраструктуру.
Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix Systems в России и странах СНГ:
«В отдаленной перспективе развитие облачных сервисов приведет к сокращению традиционных схем использования ПО, с установкой на локальных компьютерах».
Опубликовано 25.12.2014