Будущее в облаках

Логотип компании
Будущее в облаках
Индустрия корпоративного программного обеспечения уверенно взяла курс на облака.

Индустрия корпоративного программного обеспечения уверенно взяла курс на облака. Существенное влияние на этот тренд оказывает популяризация мобильных устройств и удаленной работы с корпоративными системами. Российский рынок облачных приложений все еще находится на стадии формирования, но по отдельным направлениям уже наметился стабильный ежегодный рост.

Вектор развития корпоративного ПО в сторону облачной архитектуры способствует постепенному включению таких решений в ландшафт приложений предприятия. Однако скорость перехода от локально установленных к облачным приложениям зависит от многих факторов, в том числе от класса программного обеспечения, специфики и масштабов бизнеса отдельно взятой компании. По оценке Павла Потеева, руководителя департамента по трансформации компании ERG BTS, приложения CRM и электронная почта доступны в виде облачных сервисов уже несколько лет, тогда как перевод корпоративных информационных систем с более сложной архитектурой требует от их разработчиков больше времени. К основным причинам, сдерживающим переход на облачные решения, руководитель центра компетенций страхования и розничной торговли Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет» Мария Ушанова относит неуверенность компаний в уровне защищенности подобных решений.

------------------------------------------------


Павел Потеев, руководитель департамента по трансформации компании ERG BTS:

«Небольшая компания с простой организационной структурой и простым набором приложений может перевести в облако практически всю ИТ-инфраструктуру».

------------------------------------------------
Исторически основными потребителями облачных услуг в России выступают малые и средние предприятия. Среди наиболее востребованных ими сервисов — услуги корпоративных коммуникаций и дистанционного обучения сотрудников. «Это вполне объяснимо, ведь без электронной почты немыслима работа любой, даже самой маленькой организации. И такие компании первыми оценили преимущества облачных сервисов перед организацией и обслуживанием собственных инфраструктур», — рассказывает Татьяна Орлова, директор по маркетингу компании TEGRUS. Для малого бизнеса так дешевле и проще, чем нанимать команду ИТ-специалистов и инвестировать в покупку оборудования и лицензий.

------------------------------------------------

 
Татьяна Орлова, директор по маркетингу компании TEGRUS:
«Несмотря на растущую популярность облачных сервисов, говорить об их угрозе разработчикам традиционного ПО очень преждевременно».

------------------------------------------------

Крупный же бизнес, по мнению Татьяны Орловой, пока только присматривается к опыту SMB, делая первые шаги по переводу базовых приложений в облачную среду. В частности, в этом сегменте рынка набирают популярность облачные услуги электронного документооборота и совместной работы над проектами. Не менее позитивную динамику демонстрируют облачные бухгалтерские сервисы и услуги управления задачами. «Несмотря на то, что большинство крупных корпораций достаточно осторожно относится к любым переменам, тем не менее, и они начинают медленное и неуклонное движение в облака и мобильность. Хотим мы или нет, но будущее мира ИТ живет именно в этих областях», — подчеркивает Артур Гиоев, технический директор HP Software в России и СНГ.

По словам Павла Гельвана, руководителя отдела технических экспертов по программному обеспечению компании IBM в России и СНГ, несколько лет назад облачные технологии воспринимались в корпоративном сегменте только как продолжение концепции виртуализации ресурсов и связанной с ней экономии, затем появилась идея использования тестовых сред в облаке разработчиками. «IBM видит свою задачу в обеспечении разработчиков возможностью оперативно реализовывать свои самые смелые замыслы, без необходимости существенных инвестиций в инфраструктуру и инструменты», — считает Павел Гельван.

------------------------------------------------

Будущее в облаках. Рис. 2

Павел Гельван, руководитель отдела технических экспертов по программному обеспечению компании IBM в России и СНГ:

«IBM видит свою задачу в том, чтобы обеспечить разработчикам возможность оперативно реализовывать свои самые смелые замыслы, без необходимости существенных инвестиций в инфраструктуру и инструменты».

------------------------------------------------

Сервис вместо лицензий

Нельзя сказать однозначно, что заказчики массово переходят на применение облачных решений, Считает Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix Systems в России и странах СНГ. Во многом это зависит от типа бизнеса, уровня пользователей, а также затрат, которые несет компания на сопровождение и поддержку имеющейся инфраструктуры. «Разработчики корпоративных приложений стараются следовать трендам, основываясь на собственной оценке перспектив: кто-то выводит свои продукты в облако, кто-то занимает выжидательную позицию, а кто-то, имея достаточно ресурсов, предлагает оба решения — и облачное, и традиционное, что является вполне разумной стратегией в условиях неопределенности», — констатирует Юрия Булуй, менеджер продуктов компании «МобилитиЛаб» (ГК «АйТи»).

------------------------------------------------

Будущее в облаках. Рис. 3

Юрий Булуй, менеджер продуктов компании «МобилитиЛаб» (ГК «АйТи»):

«Рост платежеспособного интереса к мобильности и безопасному доступу к корпоративным данным с мобильных устройств оказывает влияние на разработчиков, так как у многих из них уже появились программные клиенты для мобильных устройств».

------------------------------------------------
Большинство ИТ-специалистов сходится во мнении, что главное преимущество облачного подхода к корпоративным решениям заключается в сервисной составляющей. По словам Антона Думина, директора по ИТ ОАО «АЭМ-технологии», рынок настолько масштабен, что уже давно недостаточно просто делать хорошие программы и уметь их продавать: важно предоставлять комплексные сервисы на основе своего ПО, удовлетворяющие все более взыскательных клиентов. «Покупая сервис, мы избавляемся от серверов и необходимости их обслуживания, получаем гарантированно качественную техническую и методологическую поддержку. Не следует забывать и о том, что решения SaaS отвязаны от местоположения — как бонус мы сразу получаем мобильность», — комментирует Денис Коротких, советник генерального директора по ИТ ООО «Балтийский завод — Судостроение».

------------------------------------------------

Будущее в облаках. Рис. 4

Денис Коротких, советник генерального директора по ИТ ООО «Балтийский завод — Судостроение»:

«Покупая сервис, мы избавляемся от серверов и необходимости их обслуживания, получаем гарантированно качественную техническую и методологическую поддержку».

------------------------------------------------ 

Оправданное упрощение

Еще один тренд, способствующий развитию модели SaaS в сегменте корпоративного ПО, — поголовная мобилизация сотрудников. «Большинству пользователей хочется иметь все сервисы на своем мобильном телефоне. Телефон всегда со мной. Я могу забыть дома ноутбук, ключи от машины, паспорт, но не телефон. Его я проверяю в первую очередь! В командировке сотрудник хочет видеть в телефоне свою почту, чтобы оперативно отвечать на письма. Руководитель вне офиса должен иметь возможность просмотреть свои задачи в документообороте, чтобы успеть выполнить их в срок и уточнить свой график на следующий день. Перед деловой встречей менеджер по продажам должен пролистать в телефоне историю взаимоотношений с данным клиентом. И все это — на ходу», — поясняет Денис Коротких.

По оценке Алексея Птерушова, вице-президента корпорации «Галактика», мобильных сотрудников действительно становится все больше, а вместе с тем растет их потребность в информации через облачные технологии, которые предоставляют компании конкурентные свойства. Интенсивное развитие бизнеса, например в ретейле, заставляет их искать новые способы хранения информации, позволяющие подключать к центральной базе данных не только бэк-, но и фронт-офис.

------------------------------------------------

Будущее в облаках. Рис. 5

Алексей Птерушов, вице-президент корпорации «Галактика»:

«Ни одна компания не доверит ключевые для своего бизнеса процессы внешним провайдерам, какими бы привлекательными ни были их сервисы, если они не смогут гарантировать надежную сохранность данных».

------------------------------------------------

Тотальная мобилизация компаний вынуждает разработчиков корпоративных приложений работать над упрощением интерфейсов, а также разделять целостную структуру корпоративных систем на автономные подсистемы и блоки, актуальные для конкретных групп пользователей. По словам Ильи Борисова (IT Security/Risk Manager компании ThyssenKrupp Industrial Solutions), широкий ассортимент мобильных устройств на различных платформах требует иного подхода к разработке интерфейсов, зачастую в сторону упрощения, и это вполне оправданно. Так, на экране планшета или мобильного телефона практически невозможно без помощи мыши и клавиатуры создавать сложные параметрические 3D-модели предприятий или промышленного оборудования, со всеми необходимыми спецификациями. Однако функция просмотра 3D-модели на строительной площадке, с возможностью внесения комментариев и пометок прямо на ходу, безусловно, весьма удобна. «Мы все активно используем VPN и другие варианты защищенных подключений к нашей корпоративной сети для доступа к файловым ресурсам и корпоративным системам. Для частных облачных сервисов потребность сотрудников работать удаленно является одним из драйверов развития SaaS», — делится опытом Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам службы ИТ компании «Лента».

------------------------------------------------

Будущее в облаках. Рис. 6

Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам службы ИТ компании «Лента»:

«Рынок SaaS в корпоративной среде России только зарождается».

------------------------------------------------

Параллельно с корпоративными SaaS-приложениями интенсивно развивается сегмент решений класса Mobile Device Management. По словам Марии Ушановой, руководителя центра компетенций страхования и розничной торговли центра программных решений компании «Инфосистемы Джет», это ответ на обоснованное беспокойство со стороны бизнес-заказчиков в отношении безопасности применения мобильных устройств в корпоративной среде. «Такие решения обеспечивают уровень защиты, достаточный, чтобы компании могли не волноваться за сохранность корпоративной информации, и позволяющий сотрудникам быть более мобильными», — поясняет Мария Ушанова.

------------------------------------------------

Будущее в облаках. Рис. 7

Мария Ушанова, руководитель центра компетенций страхования и розничной торговли Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет»:

«Появление веб-клиентов не заменяет, а дополняет софт, устанавливаемый на местах: это просто еще одна новая возможность, а не угроза для разработчиков традиционного ПО». 

Читайте также
Операторы «большой четверки» активно сокращают розничные сети и переводят продажи в онлайн. Пандемия и самоизоляция, инфляция, новые законы, ограничивающие число SIM-карт и вводящие обязательное подтверждение личности при их покупке – все это снижает поток покупателей и рентабельность офлайн салонов. IT-World разбирается в происходящем.

------------------------------------------------

Брюки превращаются...

Как правило, в крупном корпоративном сегменте информационные системы несут в себе какие-либо ноу-хау, которые обеспечивают конкурентное преимущество компании на рынке. Причем внедрение каждой подобной системы подразумевает достаточно серьезную адаптацию продуктов под нужды и специфику бизнес-процессов предприятия. «Именно поэтому в крупном корпоративном сегменте не наблюдается быстро растущего спроса на внешний SaaS, о котором любят рассказывать маркетологи», — поясняет Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам службы ИТ компании «Лента». По его словам, SaaS-решения внешних провайдеров существенно ограничивают возможности кастомизации и увеличивают сроки ее реализации.

«Основные программные продукты в нашей компании сильно кастомизированы, и зачастую даже в рамках технической поддержки традиционных систем вендор не в состоянии обеспечить приемлемого уровня реакции на запросы, так как ни создать аналогичную тестовую среду, ни инкорпорировать наши внутренние разработки и настройки со стандартным ПО он не может», — сетует Илья Борисов (ThyssenKrupp Industrial Solutions).

------------------------------------------------
Будущее в облаках. Рис. 8
Илья Борисов, IT Security/Risk Manager компании ThyssenKrupp Industrial Solutions:
«Все компании, владеющие локально установленным ПО, испытывают маркетинговое давление со стороны рынка
SaaS-решений, но у клиента пока еще остается выбор между классическим и облачным подходом к использованию программного обеспечения».

------------------------------------------------

По мнению Антона Думина («АЭМ-технологии»), вендоры сознательно меняют отношение заказчиков к моделям потребления программного обеспечения: те, кто пару лет назад был убежденным поклонником кастомизированных решений, установленных и настроенных локально в угоду бизнесу, сегодня рассматривают постепенный переход на стандартные, типовые решения, чтобы получать эти решения как сервис.
------------------------------------------------
Будущее в облаках. Рис. 9
Антон Думин, директор по ИТ ОАО «АЭМ-технологии»:
«Корпоративное ПО становится более сложным по сути и более простым по интерфейсам из-за изменившихся способов взаимодействия с ним».

------------------------------------------------

Конкуренция или взаимодополнение?

Популяризация облачных вычислений в целом и SaaS в частности привели тому, что и поставщики сервисов и услуг, и их клиенты в значительной степени пересмотрели модели ведения бизнеса. Раньше для заказчика новое ИТ-решение представляло собой закупку оборудования и лицензий, а также набор услуг по их внедрению и сопровождению. Поставщики зарабатывали на продаже, интеграторы — на установке и настройке, консультанты — на внедрении, а все вместе — на поддержке. Теперь же, чтобы приступить к использованию новой ИТ-системы, заказчику достаточно получить готовое решение из облака — и не тратить время на что-либо еще. «Такое решение, как правило, не требует начальных денежных взносов, а оплачивается по мере использования, включая поддержку и сопровождение. Выгода для клиента очевидна: не надо делать существенных инвестиций на старте, а эксплуатационные затраты предсказуемы», — комментирует Павел Гельван, руководитель отдела технических экспертов по программному обеспечению IBM в России и СНГ.

По словам Артура Гиоева, технического директора HP Software в России и СНГ, с одной стороны, лицензия позволяет заказчику владеть конкретным экземпляром ПО безраздельно, но с другой — предусматривает накладные расходы на его установку, настройку, поддержку и обновления. Тогда как в случае с облаками клиент приобретает услугу, а ПО предоставляется ему лишь во временное пользование. При этом не нужно беспокоиться об аппаратной платформе, думать о возможных проблемах с производительностью, обеспечивать резервирование данных и многое другое. В ряде случаев подобная модель выгоднее и поставщикам решений, и клиентам, вот почему наряду с классической продажей лицензий ИТ-компании все чаще предлагают облачные услуги.

------------------------------------------------
Будущее в облаках. Рис. 10
Артур Гиоев, технический директор компании HP Software в России и СНГ:
«Общее недоверие рынка, связанное с безопасностью, качеством и доступностью облачной модели распространения ПО, пока не позволяют ей показать тот рост, на который она способна».

------------------------------------------------

Благодаря этому, как считает Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix Systems в России и странах СНГ, в дополнение к существующим схемам и вариантам лицензирования добавляются новые, рассчитанные на оплату по факту использования программного обеспечения. И поставщики, которые могут предложить своим покупателям наиболее удобные схемы потребления своих продуктов, получают конкурентное преимущество перед теми, кто не готов проявить гибкость в изменении правил лицензирования.

Горизонт монетизации

Сергей Халяпин отмечает, что в модели SaaS оплата происходит по факту использования ИТ-решения, и для клиента это бывает выгоднее, если количество сотрудников, которым необходимо подобное решение, постоянно меняется, причем неважно, в какую сторону. Казалось бы, поставщику такая схема грозит сокращением расходов, однако он получает выгоду от привлечения компаний и заказчиков, прежде не рассматривавших использование того или иного ПО ввиду краткосрочности проектов и необходимости существенных инвестиций в инфраструктуру.

------------------------------------------------
Будущее в облаках. Рис. 11 
Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix Systems в России и странах СНГ:
«В отдаленной перспективе развитие облачных сервисов приведет к сокращению традиционных схем использования ПО, с установкой на локальных компьютерах».

------------------------------------------------

По оценке Татьяны Орловой (TEGRUS), рынок облачных услуг в России пока развит слабо, а круг потребителей таких сервисов ограничивается преимущественно малыми предприятиями. Поэтому сейчас основную часть дохода приносит традиционная модель реализации ПО. В дальнейшем благодаря росту доверия к облакам со стороны крупного бизнеса предоставление доступа к ним может стать не менее, а даже более выгодным, чем продажа лицензий. Артур Гиоев (HP) согласен, что облачная модель распространения корпоративного ПО пока несопоставима по уровню доходов с традиционной, однако медленно, но уверенно набирает обороты. «При традиционной модели клиент единовременно инвестирует в закупку лицензий и техподдержку на много лет вперед, тогда как облачная модель равномерно распределяет платежи заказчика во времени. Вполне вероятно, что по уровню доходов она нагонит традиционную модель лицензирования лет через десять. Я не спорю, облака — это будущее, но далекое», — убежден Алексей Птерушов («Галактика»).
Будущее в облаках. Рис. 1

Опубликовано 25.12.2014