Трансформация бизнес-процессов и операционных моделей
Недавнее исследование, проведенное Всемирным экономическим форумом, говорит, что к 2025 году машины, используя машинное обучение и нейросети, превзойдут человеческие способности в выполнении 71% рабочих задач. В ближайшие десять лет данные тенденции приведут к активному поиску способов улучшения и преобразования бизнеса. Это не только принесет бизнес-трансформации, но и начнет период глобальной перестройки мирового экономического уклада, формировавшегося в последние 30–40 лет. Таким образом, владельцам бизнеса и управленцам необходимо готовиться к неизбежным переменам.
Что такое трансформация бизнеса
Трансформация бизнеса — термин, у которого много значений и смыслов. Для одних это синоним управления изменениями, подразумевающий координацию людей, процессов и технологий со стратегией компании. Для других — понятие, описывающее изменения, вносимые в отдельные бизнес-процессы, включая персонал, процессы и технологии. Часто такие изменения направлены на повышение эффективности и масштабирование бизнеса.
Бизнес-преобразования проводятся как отдельными инициативами, так и глобальными изменениями, продолжающимися от года до пяти-десяти лет и охватывающими всю компанию. Такие изменения способны полностью поменять бизнес-модель компании. Из-за воздействия и масштабов подобных трансформаций они, как правило, спускаются сверху.
Согласно данным PEX Report 2023, в 2022 году общеорганизационные преобразования проводили 44% компаний. В 2023 же году только 35% респондентов заявили, что планируют их продолжить. Этот факт показывает, что организации, похоже, устали от больших трансформаций и сокращают усилия по преобразованию на уровне предприятия и переходят к серии проектных изменений, ориентированных на отдельные бизнес-единицы.
В целом консультанты могут предложить много теорий, практик, методологий и прочих способов, как вести бизнес и как он должен меняться. Но не так важно, как и с чем подходить к корневым изменениям. Критичнее — постановка измеримых целей, ведь это гарант того, что все будут стремиться к одному и тому же результату, и успех в достижении этого результата можно будет впоследствии измерить.
Стратегии трансформации бизнеса не всегда просты, часто пугают тех, кто хочет пройти этот рубикон. У многих возникает страх, что изменения могут смыть и сам бизнес вместе с ними. И здесь главное на старте понимать, что изменения того стоят. Знание и еще раз знание того, как ваша компания может расти, станет одной из самых важных вещей, которые вы когда-либо делали в своем бизнесе как руководитель.
Предпосылки к трансформации бизнеса
Что побуждает бизнес к принятию серьезных решений по трансформации бизнес-процессов и операционной деятельности?
Экономия затрат
Часть бизнесов входит в процесс трансформации с лозунгом или целями из стратегических карт предприятий, где на первом месте стоит пункт «экономия затрат». Так бизнес хочет понять, где тратятся деньги впустую и как найти способы минимизировать эти потери. Участникам процесса кажется, чем больше «протечек» можно устранить, тем больше денег останется у предприятия.
На деле худшим результатом таких изменений оказывается выстраивание сложной бизнес-модели, основанной на единственной цели — сэкономить деньги. Соответственно, будет перекраиваться и операционная составляющая. В самом удачном кейсе компания придет к реализации концепции «точно в срок», чтобы производить только то, что нужно, и главное тогда, когда это нужно.
Прокачка новых навыков
Многие преобразования происходят из-за необходимости реструктуризации бизнеса, его расширения или внедрения инноваций в сам бизнес. Процесс трансформации обычно начинается с анализа текущей ситуации в бизнесе, в результате которого рождается план — что нужно изменить. Как ни парадоксально, в этом кейсе бизнес часто приходит к очевидному решению: мир изменился, для трансформации бизнесу нужно много людей с новыми навыками вместо тех, что есть.
Допустим, руководитель или сотрудник знает, как настроить сервер или SOC. Чтобы настроить SOC, нужно понять, какие бизнес-процессы, критические или не критические, он должен охватывать. Какие активы защищать в первую очередь. Начать с выстраивания ценностей-активов-приоритетов и подумать, как выстроить бизнес архитектуру SOC. А уже затем «приземлять» на технологический стек. Поэтому развитие системных навыков становится более критичным фактором для трансформации.
Если бизнес год ходит по кругу, то, возможно, пришло время освоить новые навыки, необходимые для трансформации, чтобы снизить риски при реализации и внедрить сами элементы управления трансформацией бизнеса.
Бизнес не растет
Часто трансформация бизнеса происходит не потому, что руководители или владельцы решают, что хотят этого, а потому, что рост бизнеса остановился. Собственники собирают бесконечные стратегические сессии и правления, но каждый раз приходят к осознанию, что снова стоят на распутье. Проблема старой бизнес-модели заключается в том, что она достигла предела, после чего уже не может расти без вовлечения значимых бизнес- и организационных изменений. А в это время внешний мир требует концептуально инфх решений. Владельцы бизнеса ищут способы изменить принципы и модели работы компании, чтобы найти новые возможности для получения дохода, прибыли, устойчивого развития и т. д.
Новые бизнес-лидеры
Организации модифицируются, когда руководители знакомятся с успешными историями трансформаций в своей отрасли. Именно сам процесс преобразования бизнеса становится ключом к обеспечению успеха. Обычно этот запрос отрабатывают высокотехнологические производства или компании — отраслевые лидеры, где процесс состоит из стратегий, обеспечивающих устойчивость. Лидеры формируют внесение изменений в организации, но уже посредством трансформации самого бизнеса, в итоге создавая будущее своей компании, принимая решения о том, как следует вести бизнес для достижения поставленных целей и задач.
Низкая удовлетворенность клиентов
Удовлетворенность клиентов также является триггером для запуска трансформации бизнеса во многих отношениях. Клиенты хотят получать новые ценности, фактически формируя запрос на новый пользовательский опыт. Низкую удовлетворенность клиентов можно повысить только проведением бизнес-преобразований, которые реализуют ту же потребность, но с добавленной ценностью.
Изменения могут включать деловую практику, стиль общения, качество обслуживания клиентов и многое другое. Часто одним из бизнес-требований, которое оказывает значительное влияние на удовлетворенность клиентов и трансформацию бизнеса, является прозрачность самого бизнеса. Клиенты также порой хотят быть соавторами и соучастниками изменений.
К примеру, Agile помогает компаниям адаптироваться к более быстрому миру. Вместо того чтобы предлагать клиентам конечный продукт, этот фреймворк делает акцент на вовлечение клиентов на протяжении всего цикла разработки. Это помогает компаниям быстрее находить новых клиентов, оперативно решать проблемы в случае неудачи, что экономит миллионы долларов в перспективе, и быстро внедрять и масштабировать успешные решения и новые форматы обслуживания.
Классическим примером такого формата трансформации стала так называемая уберизация, которая разрушила традиционную индустрию такси и создала новый рынок транспортных услуг по запросу, а потом проникла во множество других сфер B2C- и B2B-бизнеса.
Признаки того, что бизнес нуждается в преобразовании процессов
Для того чтобы эффективно противостоять внешним и внутренним угрозам, компаниям нужно не бояться и активно бросать вызов существующим общепринятым стандартам и нормам ведения бизнеса. Быстро внедрять изменения в ответ на динамику рынка. Но, как показывает практика, одного желания трансформироваться и высокого запроса «сверху» бывает недостаточно. Камнем преткновения могут стать:
-
Несогласованность действий руководства на различных уровнях с видением и стратегией, которая усугубляется быстро меняющимися рыночными условиями.
-
Неэффективные усилия по сбору, агрегированию и извлечению ключевых идей из множества поступающих данных для понимания рыночных реалий и принятия обоснованных решений.
-
Медленно обновляемые бизнес-операции.
-
Ограничение цифровой стратегии оцифровкой только исполнительных конечных бизнес-процессов.
-
Препятствия и разрозненность мешают внедрению инноваций и выводу на рынок новых продуктов, услуг и решений.
-
Неуверенность в том, как справиться с возможными сбоями, которые могут вызвать изменения в бизнес-процессах и операционной деятельности
-
Неполное осознание ценности изменений.
Помимо указанных, одной из самых серьезных проблем, с которыми сегодня сталкиваются многие организации и которая усугубляет многие из них, является отсутствие гибкости бизнеса во всей организации. Отсутствие гибкости — бич как для небольшой компании, так и для крупной холдинговой структуры. Из 35 методологий и решений, о которых говорилось в отчете PEX за 2023-й, Agile оказался лучшим выбором для респондентов: 35% заявили, что используют этот подход в изменениях, а еще 27% заявили, что «гибкая трансформация» является приоритетом на 2023 год.
Гибкость бизнеса — это готовность и способность организационно реагировать на изменяющуюся динамику бизнеса адаптивным и быстрым образом или методом. Чтобы не отставать от постоянно растущих темпов изменений и гарантировать, что ваша организация будет на шаг (или несколько) впереди конкурентов. И крайне важно, чтобы у предприятия была в наличии эта способность. Здесь мы говорим, что необходима не просто гибкость, изолированная от определенных частей бизнеса (подразделений), таких как, например, ИТ. Сегодня это нужно во всех сферах бизнеса — от стратегического планирования до разработки продуктов, операций, информационных технологий и корпоративной культуры, НR и т. д.
Рекомендации по трансформации бизнеса
Необходимо принять, что нужны глубокие трансформационные изменения и, главное, научиться быстро мобилизовываться, меняя бизнес-стратегии в режиме реального времени, чтобы получить конкурентное преимущество и максимальный результат. В текущих экономических и политических условиях — это ключевое.
Вместо того чтобы разрабатывать стратегию изолированно, как зачастую это происходит сейчас, успешные процессы трансформации бизнеса должны включать разные точки зрения различных заинтересованных сторон, особенно ваших сотрудников.
Разумеется, цель состоит не в постоянном нарушении работы всего предприятия, а в выработке и повышении гибкости самих бизнес-процессов для быстрой проверки предположений и активной адаптации положительных результатов в операционные или исполнительные слои.
Операционная модель — создание плана для настройки внутренних операций и создания высокопроизводительных и гибких бизнес-возможностей. Именно к этому и необходимо стремиться. Хорошо разработанная операционная модель — это и метод, и результат как раз создания плана трансформации предприятия.
Такой процесс проектирования обычно состоит из трех неотъемлемых шагов:
-
Выявление критически важных бизнес-возможностей и сопоставление их с потоками или цепочками создания ценности, поддерживаемыми основными столпами (активами) вашего предприятия, включая людей, процессы, информацию и технологии.
-
Проработка архитектур процессов, моделей, технологий и данных при экспериментировании с решениями-гипотезами по бизнес-изменениям.
-
Разработка финальной дорожной карты, в которой расставлены все приоритеты и подробно описано, как вы будете согласовывать между собой людей, процессы и технологии с теми решениями-результатами гипотез, которые вы совместно разрабатываете.
Стоит в очередной раз напомнить, что существует много типов трансформации бизнеса и столько же причин для их реализации. В то время как сохранение конкурентного преимущества в условиях продолжающихся сбоев во внешней среде является приоритетом для многих отраслей, повышение эффективности и снижение затрат становятся основными преимуществами реализации инициативы по преобразованию бизнеса.
Уделяйте время всестороннему и нетрадиционному обзору информации о клиентах и самом вашем бизнесе. Так вы можете быстро раскрыть возможности для цифровой трансформации своего предприятия.
Вы должны поэтапно автоматизировать ключевые функции в разных отделах, чтобы у вас и вашей команды было время выяснить, какие функции приносят наибольшую пользу в вашей компании. Постоянно отслеживая рынок, развивая гибкую культуру, переоценивая свое видение и улучшая свои бизнес-возможности, вы с течением времени увидите постепенное увеличение именно ценности вашего бизнеса.
Заключение
Организации, занимающиеся трансформацией бизнеса, знают лучше, чем кто-либо другой, что для успешной трансформации необходимо изменить не только свои внутренние системы и процессы, но и само бизнес-поведение.
Чтобы сделать это эффективно, мы должны для начала изменить свое мнение о себе, о новой экономической ситуации в которой нам придется жить долгие годы, наших клиентах и т. д. Это не только одна из самых важных проблем, с которыми сталкиваются компании на постоянно меняющемся рынке, но и один из серьезных вызовов.
Когда вы принимаете приглашение переосмыслить свои цели, постепенно и пошагово в нужном месте добиваясь конкурентного преимущества, вы формируете гибкое мышление, которое может изменить стратегию, культуру, операционные структуры и даже базовую бизнес-модель вашей компании.
С готовностью принимайте и развивайте бизнес-гибкость и адаптируемость. Эти изменения не должны быть пугающими как для владельцев бизнеса, так и исполнителей на разных уровнях. Да, это тяжелая работа и постоянный процесс совершенствования. Но стоит помнить, на современном рынке успешные организации не ждут, когда с ними произойдет та или иная трансформация, — они ее добиваются сами.
Опубликовано 29.03.2023