Больше ЦОДа за те же деньги
На какой экономический эффект может рассчитывать компания, решившая внедрить DCIM?
Еще несколько лет назад термин DCIM был известен разве что узкому кругу ИТ-специалистов. Теперь он широко используется при проектировании и оптимизации работы центров обработки данных. И все чаще на внедрении таких систем настаивают не только «айтишники», но топ-менеджеры и собственники компаний.
DCIM (Data Center Infrastructure Management) — общее название класса технологических решений, которые призваны повысить эффективность работы центров обработки данных.
Фактически DCIM позволяет в режиме реального времени управлять всеми системами дата-центров: электропитанием, охлаждением, работоспособностью сети и т.д. А в случае нештатных ситуаций дает возможность быстро выявить проблему и восстановить работоспособность системы. Для ЦОДа, обслуживающего, скажем, большой колл-центр или массу банковских операций, даже минутный простой может означать потерю времени, денег и клиентов.
Впрочем, до последнего времени компании предпочитали бороться со сбоями в работе ЦОДов «по старинке» — создавая резервные мощности, на которые при необходимости перекидывалась вся нагрузка. Однако при всей своей надежности такой подход вряд ли можно считать бизнес-ориентированным: компании фактически приходилось строить два ЦОДа — основной и резервный. Причем, второй из них большую часть времени простаивал, но требовал крупных вложений на установку и поддержку.
В качестве альтернативы и появилась концепция DCIM. Как отмечают эксперты, сейчас она активно развивается. Пока в основном ее используют для управления отдельными элементами ЦОДа (например, системами охлаждения). До массового комплексного использования DCIM как целостной системы, отвечающей за работоспособность всего центра обработки данных, дело еще не дошло, пока это удел в основном наиболее «продвинутых» компаний. Но в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться.
«Подход к управлению такими активами как ИТ- и инженерная инфраструктура здания колоссально отстает от подхода к управлению другими бизнес-активами: складом, предприятиями, CRM, финансами, которые давно уже охвачены автоматизацией», — констатирует Александр Брюзгин, глава компании Panduit в России. Исторически Panduit специализировалcя на разработке инженерной «начинки» зданий и создании структурированных кабельных систем, а со временем для управления этими системами разработал собственный продукт DCIM. «Еще несколько лет назад деньги, которые компания выделяла на ИТ, воспринимались топ-менджментом исключительно, как к затраты, сейчас некоторые руководители уже стали относиться к ним, как к инвестициям, — продолжает Александр Брюзгин, - Но наиболее правильный подход, за которым будущее, — это расценивать ИТ-системы как активы, которые помогают сохранить и заработать деньги».
Три кита DCIM
Так на какой экономический эффект может рассчитывать компания, решившая внедрить DCIM?
Во-первых, одна из главных задач такой системы — увеличить время доступности ЦОДа (или иными словами, минимизировать время простоя системы). На практике это означает, что DCIM дает возможность за короткий срок отреагировать на любое нарушение функционирования, четко указать на причину и место инцидента, и по возможности помочь восстановить работоспособность дата-центра. Система сама мгновенно проинформирует ответственных лиц, например, об отсутствии подключения в конкретном кабельном соединении, а значит, отреагировать на возникшую проблему можно будет практически в момент ее возникновения. Это до минимума снижает как время, необходимое на локализацию и устранение проблемы, так и требования к квалификации сотрудников выполняющих данную задачу.
Во-вторых, система повышает эффективность работы ЦОДа. За счет постоянного автоматического контроля работоспособности не требуется двойного резервирования всех мощностей. В результате компания может существенно сэкономить на закупке оборудования, аренде или постройке помещения, расходах на электричество, которые растут год от года. Скажем, по некоторым оценкам, ЦОДы потребляют до 10% всей электроэнергии в Москве.
В-третьих, DCIM позволяет получить полный контроль над всеми ИТ-активами. За их работой, так же, как и за использованием их возможностей и ресурсов, можно наблюдать в режиме реального времени. Таким образом, результат тех значительных капиталовложений, который требует ЦОД, будет доступен собственникам и менеджерам компании «как на ладони».
На языке денег
«Использование DCIM дает возможность потребителям получить «больше ЦОДа за те же деньги, — резюмирует Дмитрий Миронов, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами Oberon — Фактически это тот самый продукт, который позволяет управлять всеми ИТ-системами не просто как «железом», а как бизнес-активом. Таким образом, DCIM дает возможность разговаривать с бизнесом на языке бизнеса, а не ИТ».
Одна из хрестоматийных историй, связанная с DCIM, произошла в Швеции. Там владелец сети обувных магазинов ежегодно сталкивался с необходимостью составления прогноза по закупкам оборудования и коммутаторов в свои торговые точки. Ежегодно он, и еще двое работников тратили по несколько месяцев, чтобы лично объехать все магазины и составить список необходимых закупок. Все изменилось после того, как предприниматель внедрил у себя систему DCIM: теперь данные изо всех магазинов поступали к нему в режиме реального времени. Экономия и выигрыш в скорости были налицо.
У нас в России DCIM пока внедряют в основном достаточно крупные компании, которых привлекает большая управляемость и снижение издержек. Александр Брюзгин приводит реальный кейс из собственной практики: «У нас есть клиент, который после внедрения DCIM снизил затраты только на оплаты электроэнергии на 28%. С учетом масштабов его дата-центра речь идет о нескольких миллионах рублей в год».
В целом экономия, действительно, может быть весьма существенной. Например, возьмем такой пример: у компании есть 1 дата-центр с 300 стойками и 12 устройствами или серверами, подключенными к каждой стойке, компания насчитывает 40 удаленных офисов, в каждом из которых есть еще по 1 стойке. Как показывают расчеты Panduit, внедрение в такой компании модуля DCIM, отслеживающего надежность подключений, может сэкономить до 1 млн долларов за весь срок службы оборудования (при условии выполнения 12 монтажей за это время) и еще по 12,3 тыс. долларов за каждый час простоя (за счет сокращения простоя на 15%). А, скажем, модуль, отслеживающий ИТ-активы, позволит сократить затраты на аудит и простой неучтенного оборудования почти в 6 раз — или, в данном примере, почти на 600 тыс. долларов за 3 года.
«В текущей рыночной ситуации внедрение DCIM может стать важным конкурентным преимуществом, — подтверждает Алексей Токарев, директор департамента проектирования и строительства Oberon. — Причина проста: дата-центры активно развиваются, обрабатывая все более существенные объемы информации, нагрузка на них возрастает. Следовательно, в классической модели должны увеличиваться и расходы на оборудование и поддержку. Но в то же время возрастающая конкуренция, наоборот, предполагает, что издержки нужно сокращать. Система DCIM как раз и предназначена для решения этой дилеммы. Она дает возможность за разумные деньги наладить учет и контроль над теми ИТ-активами, которые уже есть в компании, и использовать их по максимуму».
Опубликовано 04.04.2014
Похожие статьи
VK (Mail.ru Group)Госсектор, 09.06.24
Госсектор, 02.06.24
Госсектор, 22.03.24
Галина ЖуравлеваИТ в бизнесе, 05.03.24