Облачные сервисы без купюр

Логотип компании
Главными козырями своих услуг облачные сервис-провайдеры называют их скорость и гибкость, а также экономичность.

Скептическое восприятие коммерческих облачных сервисов отечественными компаниями постепенно меняется. Однако у этого типа услуг до сих пор остается множество недостатков и подводных камней, препятствующих их массовому распространению в кругу корпоративных заказчиков.

Спрос в облаках

Наиболее востребованными на корпоративном рынке, по оценке Руслана Чекушко, директора по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай», являются три типа облачных сервисов: Platform-as-a-Service (PaaS), Software-as-a-Service (SaaS) и Infrastructure-as-a-Service (IaaS). По словам Руслана Заединова, заместителя генерального директора, руководителя направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК, в 2012 году объем SMB-рынка облачных услуг в России составил 15,6 млрд руб., при этом на долю хостинга инфраструктуры пришлось 5,8 млрд руб. «По итогам 2012 года оборот компании КРОК, приходящийся на IaaS, увеличился в пять раз, и в первом полугодии 2013 года рост продолжился», — отмечает Руслан Заединов.

Как считает Евгений Николаев, генеральный директор компании IBS Datafort, на рынке наблюдается достаточно большой интерес к IaaS и SaaS, и многие корпоративные заказчики начинают «примерять» эти сервисы на себя, в первую очередь для использования в краткосрочном периоде. «IaaS и SaaS имеют на российском рынке наиболее серьезные перспективы, и по сравнению с остальными видами коммерческих облачных услуг они занимают наибольшую долю в портфеле сервис-провайдеров. Другой вопрос, насколько наши российские компании готовы ими пользоваться», — комментирует Дмитрий Шилов, исполнительный директор компании «Астерос Сервис». По его мнению, услуги из публичных облаков могут быть востребованы для вторичных по отношению к бизнесу сервисов, например, для резервирования данных, а также на этапе запуска стартапов, когда инвестировать в создание собственной ИТ-инфраструктуры нецелесообразно. Кроме того, коммерческие облачные услуги выгодны представителям SMB (что объясняет высокий спрос на подобные сервисы в данном секторе), так как благодаря облачным сервис-провайдерам небольшие компании получают доступ к технологиям и техническим решениям более высокого класса, чем они могут приобрести и развернуть собственными силами. «Для некоторых сервисов компании должны обладать необходимой экспертизой, а также ресурсами для закупки оборудования и обучения персонала, что не всегда оправдано в случае с малым бизнесом», — добавляет Дмитрий Шилов.

IaaS и SaaS на практике

Многие ИТ-директора уже готовы поделиться практикой применения коммерческих облачных сервисов в интересах бизнеса. «Наша компания использует сервис IaaS: мы арендуем пул виртуальных серверов для сборки пилотных проектов, проведения нагрузочных тестов, а также под временные ИТ-сервисы, необходимые бизнесу. Для нас главные козыри модели IaaS — быстрый старт и оплата только за работающие виртуальные машины», — рассказывает Антон Русяйкин, ИТ-директор компании «Профиндустрия»
«В прошлом и в этом году мы серьезно тестировали коммерческие облачные сервисы совершенно различного масштаба, начиная от Amazon EC2 в части PaaS и заканчивая Windows Azure в части SQL Server. С технической точки зрения эти платформы подходят нам для размещения некритичных для бизнеса приложений или приложений с допустимым большим временем простоя. Более того, облачные решения пригодны для некоторых специфических задач, например, для удаленного хранения архивов или резервных реплик СУБД», — сообщил Сергей Дуднаков, заместитель ИТ-директора ГК «ААА», член Клуба ИТ-директоров Юга России. «Наша компания использует сервисы SaaS более полутора лет. Это позволяет нам минимизировать стоимость ИТ-сервисов как при внедрении, так и при повседневной работе с ними», — добавляет Андрей Некрасов, CIO компании IT Exclusive.

Однако, несмотря на в целом позитивный опыт применения коммерческих услуг IaaS, SaaS, некоторые ИТ-руководители компаний отмечают ряд специфических моментов, препятствующих или ограничивающих применение данных сервисов в рамках корпоративной ИТ-инфраструктуры. Так, по словам Олега Семенова, начальника управления информационных технологий и телекоммуникаций ЗАО «Стройсервис», его компания пользуется услугами облачных сервис-провайдеров только для доступа к информационно-справочным системам типа СПАРК или ORBIS, потому что в коммерческих облаках пока нет необходимого набора сервисов, а те, что есть, работают менее производительно и удобно, чем самостоятельно развернутые на предприятии.

Андрей Абрамов, управляющий департамента ИТ ЗАО «Эмпилс», член Клуба ИТ-директоров Юга России, поясняет, что компании «Эмпилс» также не применяет коммерческие облачные сервисы (если не считать хостинг веб-сайта и почтового сервера), поскольку по его оценке перенос ИТ-инфраструктуры в облака по модели IaaS значительно увеличит стоимость соответствующих услуг и нагрузку на каналы интернет-доступа, в то же время у компании возникнут проблемы с установкой и настройкой бизнес-программ на виртуальные серверы. «Например, используемая нами платформа 1С работает с физическими ключами защиты, а программные ключи для нее, пригодные для облака, имеют ряд объективных недостатков», — утоняет Андрей Абрамов.

«Мы начали развертывать приложения пять лет назад, когда коммерческие облачные сервисы еще не получили такого развития, как сейчас. Поэтому наши приложения были ориентированы на инсталляцию, развитие и поддержку в рамках корпоративной ИТ-инфраструктуры. Примерно два года назад, когда возникла необходимость перевода ИТ-сервисов из дата-центра в Москве в Сочи, мы также рассматривали вариант их переноса в облако стороннего сервис-провайдера. Но в результате тщательного расчета, приняв во внимание наши схемы лицензирования ПО, уже закупленную инфраструктуру и наработки в области организации техподдержки, мы пришли к выводу, что экономически более целесообразно не уходить в коммерческие облака», — делится опытом Михаил Петров, директор департамента ИС, член комитета по технологиям «Оргкомитет «Сочи 2014»

Облачная калькуляция

Главными козырями своих услуг облачные сервис-провайдеры называют их скорость и гибкость, а также экономичность. «Облачная инфраструктура легко подстраивается под требования заказчика, позволяя платить только за используемые сервисы. Кроме того, внедрение облачных сервисов освобождает компанию от затрат на дополнительную инфраструктуру и дорогостоящий персонал», — считает Руслан Заединов (КРОК). По мнению Евгения Николаева (IBS Datafort), коммерческие услуги на базе облаков обеспечивают масштабируемость в точном соответствии с потребностями заказчика, экономию ИТ-бюджетов в части затрат на ИТ-инфраструктуру, а также оперативное решение новых ИТ-задач. При этом внедрение сервисов IaaS и SaaS оказывает дополнительное благотворное влияние на экономику корпоративной ИТ-инфраструктуры благодаря высвобождению и переориентации ИТ-специалистов компаний на профильные задачи ИТ-подразделений по развитию бизнес-приложений. Дмитрий Шилов («Астерос Сервис») подчеркивает, что при создании частных облаков компании вынуждены закладывать в них некоторую избыточность, поэтому очевидная экономия на облачной модели организации ИТ-инфраструктуры достигается только в случае, если ИТ-сервисы выводятся во внешнее облако.
Однако большинство ИТ-директоров не разделяет оптимизма облачных сервис-провайдеров в отношении экономической составляющей их сервисов. «Затраты на покупку оборудования и ПО для внутренней ИТ-инфраструктуры сопоставимы с расходами на оплату соответствующих облачных сервисов в течение трех лет. Но серверное оборудование и ПО работает по семь-восемь лет, а то и дольше и требует замены только при смене программной платформы, увеличении нагрузки в результате экстенсивного расширения компании или существенного расширения функционала системы. К тому же у рачительного хозяина морально устаревшие серверы всегда найдут применение для более мелких и не критичных для бизнеса задач. На беду облачным сервис-провайдерам производители серверного оборудования делают его качественно и на долгие годы», — констатирует Андрей Абрамов («Эмпилс»). 

По мнению Олега Семенова («Стройсервис»), у крупной компании затраты на ИТ при внедрении коммерческих сервисов IaaS и SaaS только вырастут, так как в этом случае пропадет возможность получать существенный экономический эффект от объема при использовании сервисов на базе собственной инфраструктуры. Малому же бизнесу сторонние облачные сервисы способны помочь снизить расходы на ИТ-персонал и содержание собственной ИТ-инфраструктуры, но при этом возникает новая статья расходов — собственно абонентская плата за использование облачных услуг. Вот почему однозначно заявлять об экономической выгоде коммерческих облачных сервисов некорректно: в каждом конкретном случае компаниям необходимо считать, что эффективнее и выгоднее.

Ворох граблей

Помимо вероятных экономических преимуществ коммерческих облачных сервисов, у них есть ряд объективных технологических недостатков, превращающихся в проблемы для корпоративных пользователей. Так, по словам Андрея Абрамова («Эмпилс»), в крупных компаниях все имеющиеся системы обычно плотно интегрированы между собой. «Я не знаю ни одного сервис-провайдера, предоставляющего в рамках услуги SaaS весь комплекс необходимых мне информационных систем и приложений, интегрированных друг с другом», — констатирует Андрей Абрамов. 

Еще один недостаток коммерческих услуг SaaS, по мнению Руслана Черкаса, руководителя службы информационных сервисных систем конгресс-отеля Don-Plaza, члена Клуба ИТ-директоров Юга России, кроется в их неуниверсальности. В рамках такой модели зачастую невозможно организовать все функции существующих корпоративных ИТ-инфраструктур, поскольку компании любых масштабов всегда имеют в своем распоряжении специфическое ПО, которое не может быть предоставлено как услуга. Это в первую очередь касается систем оперативного учета, то есть собственно того, на чем основан бизнес. Еще одним существенным ограничением на пути перехода на коммерческие облачные сервисы является потребность компаний в применении локальных аппаратных средств. «Даже если компания обладает возможностью использовать корпоративное ПО по схеме SaaS, остается целый комплекс аппаратуры, такой как кассовые регистраторы, аппаратные ключи защиты, весы, всевозможные чек-принтеры, и многое другое, который трудно или невозможно интегрировать с облачными сервисами. Таким образом, SaaS превращается в некую рафинированную идеологию, которая наверняка будет хороша в будущем, но на практике сейчас применима крайне редко, тем более на крупных предприятиях», — считает Руслан Черкас. Антон Русяйкин (Профиндустрия) добавляет к этому перечню жесткие рамки консолей управления облачными ресурсами, применяемых сервис-провайдерами, которые не всегда удобны и понятны заказчикам, кроме того, сильны ограничения модели SaaS на кастомизацию сервиса.

Сергей Дуднаков (ГК «ААА») выделяет целый комплекс глобальных недостатков коммерческих облачных сервисов. Прежде всего, это невозможность гарантировать работу сервиса в целом — как платформы, виртуальной инфраструктуры или ПО, так и каналов связи, обеспечивающих сервис. Ведь возможны ситуации, когда в результате аварий на каналах связи, принадлежащих третьим лицам, реально работающая облачная платформа и заказчик будут разделены, что приведет к простою, хотя это может и не являться нарушением SLA. «К слову, джиттер на каналах связи между потребителем и сервис-провайдером практически всегда существенно больше, чем внутри локальной корпоративной сети, что увеличивает время доступа к данным и отклика ПО на действия пользователей», — подчеркивает Сергей Дуднаков.
Кроме того, по его словам, практика правоприменения в области споров о нарушениях SLA и взимания реальных неустоек еще не сложилась. В действительности же облачные провайдеры довольно часто испытывают технические сложности, скорость устранения которых не устраивает заказчиков. Наконец, не стоит забывать о проблеме обработки персональных данных в облаке, принадлежащем стороннему контрагенту. «Пока что какие-либо связанные с персональными данными системы могут быть перемещены компаниями в сторонние облака исключительно на свой страх и риск. Защита персональных данных при их совместной обработке несколькими юридическими лицами, например в холдинговых структурах, является нетривиальной задачей даже для внутренних ИТ-систем — что уж тут говорить об облаках», — отмечает Сергей Дуднаков. Дмитрий Шилов («Астерос Сервис») подчеркивает, что на должном уровне обеспечить требования регуляторов должен быть готов именно сервис-провайдер, а не компания-клиент.

«Конечно, вопрос обеспечения информационной безопасности для облачных сервисов остается актуальным, поскольку стандарты безопасности для этого вида услуг в России еще не определены. Однако в ближайшие год-два мы ожидаем появления реальных методик и технических средств, гарантирующих заказчику необходимый уровень конфиденциальности в облаках», — комментирует Руслан Заединов (КРОК). 

Годен с оговорками

Для того чтобы коммерческие облачные сервисы стали более привлекательными для корпоративного сегмента, их провайдерам необходимо провести серьезную работу над ошибками и существующими проблемами. В частности, по словам Антона Русяйкина (Профиндустрия) безопасность корпоративных данных в облаке, а также подход к решению проблем клиентов чаще всего прописаны в SLA очень поверхностно и с большим количеством обходных путей. И при этом максимум, чем обычно рискуют провайдеры услуг согласно SLA, — потеря месячной арендной платы, тогда как для заказчика даже незначительный простой сервиса может обернуться многомиллионными убытками.

«Само по себе SLA никогда не спасет компанию от возможных простоев и убытков. И тут же возникает резонный вопрос, а каким именно образом контролировать уровень предоставляемого сервиса, даже имея в своем активе SLA? Ответ на него могут дать уже существующие на ИТ-рынке программно-аппаратные инструменты, которые помогают измерить уровень предоставления сервиса в реальном времени», — отмечает Андрей Некрасов (IT Exclisive).

«К сожалению, потребности клиентов пока опережают возможности провайдеров облачных сервисов: например, на рынке до сих пор нет доступного способа реализации сквозного шифрования в коммерческом облаке. Однако не исключено, что перепрофилирование ИТ-служб крупных компаний, которые в силу невостребованности пополняют ряды небольших облачных провайдеров, позитивно скажутся на развитии рынка облачных услуг», — полагает Руслан Чекушко («Чебоко Кофе & Чай»).

Сергей Дуднаков (ГК «ААА») убежден, что без качественных каналов связи, понятной нормативной базы в сфере защиты персональных данных, а также практики взимания адекватных штрафов за нарушение SLA, коммерческие облачные сервисы не будут пользоваться высоким спросом. Однако, при урегулировании обозначенных проблем, такие сервисы могут стать очень привлекательными для средних и малых предприятий, особенно если для доступа к ним достаточно будет иметь только стандартный терминальный клиент или интернет-браузер, поскольку это обеспечивает мобильность доступа к данным и ПО, а также существенно упрощает восстановление работоспособности услуг при аварии. «Самое главное — облачные сервисы способны, наконец, отменить жесткую привязку пользователей к своим рабочим местам. Будущее, несомненно, за облаками, однако преодоление сложностей, стоящих на пути их массового внедрения, — процесс достаточно длительный», — комментирует Сергей Дуднаков.

По мнению Михаила Петрова («Оргкомитет «Сочи 2014») по мере формирования зрелого рынка облачных услуг, большинство стандартных задач в области приложений и инфраструктуры динамично развивающемуся бизнесу выгоднее решать именно в рамках облачной парадигмы. При этом Михаил Петров убежден, что уникальные ИТ-компетенции, отражающие ключевые особенности бизнеса компании, на какое-то время все же останутся в ведении внутренних ИТ-служб. «Подводя итог дискуссии об оправданности использования коммерческих облачных сервисов в интересах корпоративных заказчиков, хочу отметить, что пока многие проблемы, связанные с такими услугами, еще не разрешены. Но если компания способна решить их для себя, то для повышения надежности, доступности и масштабируемости она может перенести ИТ-инфраструктуру в коммерческие облака. Однако необходимо помнить, что качество всегда стоит денег», — резюмирует Андрей Абрамов («Эмпилс»).  

Облачные сервисы без купюр. Рис. 1
Руслан Черкас, руководитель службы информационных сервисных систем конгресс-отеля Don-Plaza, (CIO CLUB ЮГ):
«Народная мудрость гласит: «Подальше положишь, поближе возьмешь». Это напрямую относится и к информации».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 2
Евгений Николаев, генеральный директор IBS Datafort:
«Перевод ИТ-инфраструктуры в коммерческое облако следует начинать с небольших задач, например, с переноса таких бизнес-приложений, как почта, средства совместной работы в организации или с организации тестовой зоны для развертывания новых ИТ-решений».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 3
Михаил Петров, директор департамента ИС, член комитета по технологиям «Оргкомитет «Сочи 2014»:
«Перенос ИТ-сервисов в коммерческое облако предполагает высокий партнерский уровень доверия между заказчиком и провайдером. Заказчик должен быть уверен в том, что выбранный им уровень сервиса не будет нарушен и окажется лучше в сравнении с уровнем сервиса, который обеспечивает собственная инфраструктура». 

Облачные сервисы без купюр. Рис. 4
Дмитрий Шилов, исполнительный директор компании «Астерос Сервис»:
«При выборе поставщика облачных сервисов важно оценить его опыт оказания таких услуг, масштаб и глубину кейсов. Немаловажный критерий — предлагаемые параметры SLA и способность поставщика их обеспечить. Для этого необходимо лично изучить технические возможности инфраструктуры провайдера, посмотреть, каким образом организована служба технической поддержки, оценить работу службы качества и схему организации взаимодействия с заказчиком». 

Облачные сервисы без купюр. Рис. 5
Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК:
«Необходимо понимать, что средства обеспечения информационной безопасности, специально созданные провайдерами облачных услуг, будут защищать данные заказчиков лучше, чем их собственные, стихийно сложившиеся системы безопасности».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 6
Андрей Некрасов, CIO компании IT Exclusive (CIO CLUB ЮГ):
«Оптимальный экономический эффект достигается гибридным применением сервисов IaaS и SaaS. Уже сейчас очевидно, что эти модели стремительно развиваются и за ними будущее ИТ-индустрии».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 7
Андрей Абрамов, управляющий департамента ИТ ЗАО «Эмпилс», (CIO CLUB ЮГ): 
«Облачные сервисы избавляют компанию от первоначальных вложений в развертывание ИТ-инфраструктуры, таких как приобретение серверного оборудования и лицензий на ПО, а кроме того, обеспечивают гибкость и масштабируемость: при необходимости я могу легко добавить ресурсов на виртуальных серверах в облаке или увеличить количество арендуемых лицензий на ПО».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 8
Руслан Чекушко, директор по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай» (CIO CLUB ЮГ):
«К сожалению, потребности клиентов пока опережают возможности провайдеров облачных сервисов: например, на рынке до сих пор нет доступного способа реализации сквозного шифрования в коммерческом облаке».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 9
Сергей Дуднаков, заместитель ИТ-директора ГК «ААА», (CIO CLUB ЮГ): «Практика правоприменения в области споров о нарушениях SLA и взимания реальных неустоек еще не сложилась, при этом облачные провайдеры довольно часто испытывают технические сложности, скорость устранения которых не устраивает заказчиков».

Облачные сервисы без купюр. Рис. 10
Антон Русяйкин, ИТ-директор компании «Профиндустрия:
«Безопасность корпоративных данных в облаке, а также подход к решению проблем клиентов чаще всего прописаны в SLA очень поверхностно и с большим количеством обходных путей. И при этом максимум, чем обычно рискуют провайдеры услуг согласно SLA, — потеря месячной арендной платы, тогда как для заказчика даже незначительный простой сервиса может обернуться многомиллионными убытками».

Опубликовано 01.07.2013

Похожие статьи