ИТ – это люди, деньги и процедуры

Логотип компании
ИТ – это люди, деньги и процедуры
Понятие «управление» внутри группы «ВТБ» скорее представлено функциональной координацией.
Офис главного айтишника «ВТБ» находится на 22-м этаже Башни «Федерация» в Москва-сити. Отсюда открывается великолепный вид на Москву, понятно, это не может не способствовать принятию стратегических решений. Но что удивительно, в самом кабинете Дмитрия Назипова вы не увидите ни одного компьютера! Даже ноутбука! Все вопросы старший вице-президент, директор департамента информационных технологий ОАО «Банк ВТБ» (головная компания группы «ВТБ») решает с помощью iPad.

Чуть более года назад анонсирован переход всех подразделений холдинга «ВТБ» на единое управление ИТ-инфраструктурой и ИТ-ресурсами. Чем вызван этот шаг и каковы его первые результаты?

Инфраструктура – всего лишь один из слоев унификации ИТ в группе «ВТБ», а эту работу мы организовали во всех слоях, и прежде всего на уровне управления ИТ. Такие процессы, как ИТ-бюджетирование, в частности составление и согласование бюджета, контроль его исполнения и т. д., – унифицировано, и в 2013 году мы впервые консолидировали ИТ-бюджет наших дочерних компаний. Вторая тема – управление проектами. Мы унифицировали методику этого процесса: отчетность, планирование, выделение ресурсов, формирование проектных групп, контроль выполнения проектов, способы инициации, реализации и закрытия проектов. С точки зрения унификации ИТ-инфраструктуры, наши дочерние компании получили возможность хостинга в дата-центрах, принадлежащих группе «ВТБ». В частности, мы совместно с банком ВТБ 24, ВТБ-Страхование, Процессинговой компанией «Мультикарта» и другими компаниями Группы ВТБ используем наш ЦОД на Воронцовской улице. В настоящее время мы занимаемся проектированием большого резервного дата-центра, в котором найдут место резервные системы практически всех российских финансовых компаний, входящих в состав «ВТБ». Разворачиваются работы и по унификации телекоммуникационной инфраструктуры. Здесь может быть очень заметная синергия как благодаря групповым переговорам с телекоммуникационными провайдерами, так и за счет унификации телекоммуникационных решений и строительства общей инфраструктуры в регионах присутствия. В рамках этой деятельности сейчас организована паспортизация наших телекоммуникационных ресурсов, занимаемся выработкой общего решения и, думаю, в скором времени уже приступим к разработке оптимальной схемы будущей коммуникационной инфраструктуры всей группы «ВТБ». 

Какие инструменты из используемых в группе, на ваш взгляд, наиболее эффективны в плане повышения прозрачности и укрепления вертикали управления ИТ-ресурсами дочерних подразделений?

Как и любой другой процесс, ИТ – это люди, деньги и процедуры. В частности, по деньгам, как я уже сказал, это единое бюджетирование и управление ИТ-затратами. Процедуры - проектное  управление, метрики эффективности ИТ, процедуры управления изменениями и пр. Мы также  осуществляем целенаправленную кадровую политику в группе «ВТБ», в результате удалось создать фантастическую команду из лучших ИТ-директоров России. Это Сергей Меднов в «Банке Москвы», Сергей Баранов в «ВТБ Капитале», Сергей Бочкарев в «Лето Банке», Сергей Русанов в «ВТБ 24», Светлана Агапова в ВТБ-Страхование. Очевидно, что вместе мы способны построить ИТ, которые будут адекватны бизнесу и наиболее полно отвечать задачам сегодняшнего дня. 

В дочерних компаниях «ВТБ» работает действительно звездная команда ИТ-директоров, каждый из которых хорошо известен всем, кто так или иначе связан с ИТ в России. А легко ли вам, как руководителю, управлять такими яркими и незаурядными специалистами?

Не могу сказать, что я ими «управляю». Вообще говоря, понятие «управление» внутри группы «ВТБ» скорее представлено функциональной координацией. Все мы здесь товарищи, которые общими усилиями реализуют совместные проекты. Да, мы задаем некие общие политики, но в рамках реализации стратегии конкретной финансовой компании или банка мои коллеги достаточно самостоятельны и подчиняются CEO своих компаний. И мы с ними взаимодействуем по вопросам стандартизации, оптимизации средств и распространения лучших практик. Так что, повторяю, я не являюсь административным начальником этих людей – мы с ними взаимодействуем в плане координации, а не жесткого административного подчинения. 

Как изменилось ИТ-бюджетирование в группе ВТБ в связи с переходом на единые механизмы управления?

Синергию мы можем обеспечить по следующим направлениям. Во-первых, у нас достигнуты договоренности с глобальными поставщиками, в частности, самый яркий пример – соглашение с корпорацией Microsoft. Соответственно ценовая политика для каждой из компаний группы будет заметно выгоднее, когда мы определяем групповую скидку, чем если бы каждая компания приходила к поставщику самостоятельно. Сейчас для ВТБ обеспечен наивысший в России уровень скидки, так что даже небольшие компании группы могут под этим «зонтиком» приобретать лицензии по самым выгодным условиям. Подобной политики мы придерживаемся и с другими софтверными вендорами. Очевидно, мы, как группа в целом, выглядим более представительно во взаимоотношениях с внешними поставщиками, нежели каждая из компаний в отдельности. Во-вторых – унификация процедур по приобретению ИТ-услуг и товаров. Здесь мы строго соответствуем 223-ФЗ, закону, регулирующему закупки в организациях с государственным участием. Во всех компаниях группы унифицированы подходы к конкурсным процедурам, все наши закупки размещаются на соответствующем портале, причем при соблюдении максимальной прозрачности. Все это позволяет расширить круг поставщиков, снизить издержки и обеспечить лучшее соотношение «цена/качество» в каждом конкретном конкурсе. Эта групповая политика способствует и экономии. И наконец, третий фактор синергии – распространение лучших практик. В составе группы «ВТБ» можно легко найти практически любую ИТ-компетенцию из тех, что нужны в финансовом секторе и в том стеке, который нами используется, просто потому, что кто-то когда-то обязательно это внедрял. У нас в общей сложности несколько тысяч айтишников, и есть центры компетенции практически по любым областям. Таким образом, внедрение продуктов происходит с учетом общегрупповых знаний и общегруппового опыта, что, конечно же, повышает шансы на успех проектов и минимизирует затраты на их реализацию.

Вы упомянули такой важный аспект, как общегрупповые знания. Проводятся ли мероприятия по их формализации?

У нас не существует общегрупповой ИТ- команды, выведенной в отдельную структуру или предприятие. И в ближайшее время не планируется этого делать. Мы не собираемся создавать отдельную ИТ-компанию в составе группы, поскольку наше сотрудничество, основанное на проектном принципе, не менее, а может быть, и более эффективно, чем жесткое административное подчинение и связанные с ним формальные процедуры. Когда запускался «Лето Банк» – розничный банк, создаваемый фактически с чистого листа, – мы оказывали всемерное содействие Сергею Бочкареву в определении модели и развертывании системы. Фактически он получил из одного источника знания и по поводу аппаратной, и по поводу программной платформы. Понятно, что основные решения CIO принимал самостоятельно, но при этом использовал опыт всей группы «ВТБ», получая экспертизу от нескольких компаний группы одновременно. 

ИТ – это люди, деньги и процедуры. Рис. 1
Вы сказали, что не планируете выводить ИТ-департамент в отдельную компанию. А в чем, на ваш взгляд, могут состоять плюсы и минусы подобного шага применительно к крупному холдингу?

Что касается аргументов «за», то это в первую очередь способность более гибкого наращивания и сокращения ресурсов, поскольку нанять и уволить человека – это для банка длинная и сложная процедура. Это также возможность более гибкого варьирования тарифной сетки зарплат, и мы в этом убедились, глядя на проекты Сбербанка РФ, который своими действиями по созданию «Сбертеха» существенным образом изменил ситуацию на кадровом рынке ИТ. Пожалуй, этим все плюсы и исчерпываются. В ряду же аргументов «против» – более сложная конструкция по управлению. Видите ли, возникает некий шлюз между банком и компанией, обычно с «узким горлом», вследствие чего сложно организовать горизонтальные команды, составленные из сотрудников банка и внешнего подрядчика, и все приходится выполнять на уровне менеджмента. Еще один контраргумент – накладные финансовые потери. Особенности налогообложения банков не позволяют получить возмещение НДС, так что 18% платежа теряется на налогах. И наконец, самое главное: очень большие сомнения в том, что такого рода выделенная компания действительно станет рыночным игроком и сумеет эффективно продавать на нем свои знания, ресурсы и опыт. Я, по крайней мере, подобного не встречал. Ведь у такой компании есть единственный «господин», которому она преданно и эффективно служит, а внешние заказчики могут вступать в противоречие с его интересами. Так что, на мой взгляд, пока еще преждевременно говорить об эффективности такого рода структур на рынке. 

В какой степени оправдан моновендорный подход для крупных холдингов при выборе оборудования и корпоративных систем?

Моновендорный подход возможен в том случае, если вы создаете банк в чистом поле либо этот банк небольшой и ориентирован на узкий спектр финансовых продуктов. Если же речь идет о банке с давними традициями, работающем на рынке не один десяток лет и реализующем широкий спектр продуктов и услуг, то в нем волей-неволей накапливается багаж технологий. Это и аппаратные платформы, и наследуемое программное обеспечение, которое создавалось в разные годы разными людьми на разных платформах. Конечно, выравнивание этого пейзажа и приведение его к единому стандарту - идеал для любого ИТ-директора: облегчаются техническая поддержка, сопровождение и накопление компетенций, снижаются издержки. Но задача эта крайне непростая. Как правило, все мы находимся под жестким прессингом бизнеса, требующего вывода новых продуктов в кратчайшие сроки, а это входит в противоречие с работой по изменению ландшафта и выносу приложений, не соответствующих корпоративному технологическому профилю. Поэтому, я думаю, работа по унификации стоит точно не на первом месте в перечне приоритетов деятельности ИТ-директора и во многих случаях протекает с такой скоростью, что энтропия от внедрения новых платформ превышает эффект от унификации старых. Так что все мы обречены жить в пестром гетерогенном ландшафте. Но, поскольку такие технологии, как виртуализация и частные облака и создание интеграционного слоя, минимизирует риски от взаимодействия разных программных платформ, полагаю, что все это уж точно не будет серьезной проблемой. 

И последний вопрос. Группа «ВТБ» постоянно прирастает новыми  «дочками», в том числе путем поглощения или приобретения. В большинстве случаев это сложившиеся компании, со своей ИТ-стратегией, ИТ-ресурсами. Как осуществить их интеграцию наиболее оптимально? Есть ли какие-то общие правила?

Схема миграции определяется прежде всего масштабами бизнеса, сроками, которые для этого выделены, конечной продуктовой моделью, унаследованной клиентской базой. Естественно, в каждом конкретном случае все эти параметры будут отличаться, но существуют и общие правила, обусловленные тем, что преобразования в ИТ наиболее интенсивно проходят уже после завершения организационного слияния компаний. В точке слияния происходит работа ИТ, направленная на формирование консолидированной отчетности и обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия унаследованных систем. При этом сохраняются бизнес-приложения, которые действуют в поглощаемом банке, и уже только на втором этапе эта функциональность постепенно и очень аккуратно переносится в среду поглотившего банка. Унаследованные продукты остаются в ИТ поглощаемого банка до момента их исчерпания либо конвертируются в ИТ-системы поглощающего банка. Естественно, сложные процедуры миграции, касающиеся, например, карточных продуктов, также весьма непростые, поскольку перевести карточки из одного процессинга в другой - достаточно виртуозная операция. Создание единой бухгалтерской книги – тема не менее деликатная, поскольку у разных компаний часто бывают и разные принципы бухгалтерского учета и формирования управленческой отчетности. Все это опять же требует сложнейших и тончайших ИТ-преобразований. 

А каков этот сложный и дорогостоящий процесс по длительности? 

На это уходят месяцы, а порой и годы. К примеру, после поглощения Санкт-Петербургского «Промстройбанка», осуществленного нами несколько лет назад, мы до сих пор деликатно и осторожно проводим миграцию данных из одних систем в другие и постепенно выравниваем ИТ-ландшафт. В любом случае, этот процесс сопряжен с большим объемом унаследованных данных, сложными и уникальными корпоративными процедурами и операционными процессами. Еще одно узкое место – персонал, который тоже очень бережно должен быть трансформирован и переведен на новые места работы или оптимизирован. Повторяю, все это сложнейший процесс и с организационной, и с технологической, и методологической, и с операционной точки зрения. 
 

Опубликовано 01.07.2013

Похожие статьи