ЦОДы: снимать или строить?
Автор
Григорий Рудницкий
Кто-то может часами работать без онлайн-доступа к данным, а для кого-то минутная задержка может быть критична.
Практически любая компания сталкивается с необходимостью обработки данных. Вначале с этой задачей справляется сервер, затем количество серверов и их мощности возрастают, и, наконец, серверная комната становится слишком мала для растущего бизнеса, которому уже требуется решение принципиально другого уровня, а именно нужен Центр обработки данных (ЦОД).
Прежде чем перейти на использование ЦОДа, компании необходимо ответить для себя на важнейший вопрос: строить ли собственный дата-центр или арендовать существующий? Особенно учитывая тот факт, что коммерческие ЦОДы сегодня достаточно широко предлагаются на рынке. В этом сегменте активно работают или пытаются работать почти все крупные операторы связи, хостинг-провайдеры и ведущие системные интеграторы. Но в ИТ, как в жизни. Можно построить свой дом, а можно всю жизнь прожить на съемных квартирах. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Мы решили разобраться в этом вопросе с помощью экспертов — вендоров и системных интеграторов, предлагающих услуги по строительству или аренде дата-центров. Разумеется, разговор был бы неполным и односторонним без участия заказчиков, то есть самих ИТ-директоров.
Интерес к аутсорсингу
Что же происходит на рынке ЦОДов в последние годы? Прежде всего, это, конечно, рост интереса клиентов к аутсорсинговым дата-центрам. Как нам рассказал Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок», в 2012 году данное направление выросло в компании на 86%. Это подтверждается и независимыми аналитиками. По сведениям iKS-consulting, российский рынок коммерческих дата-центров в 2012 году вырос на 22,8% и его объем составил 6,2 млрд рублей. Причем в Москве и Московской области сосредоточено 77% доходов российского рынка коммерческих дата-центров и 64,7% коммерческих площадей. Но у столицы скоро должны появиться конкуренты. Об укрупнении ЦОДов и выводе их в регионы говорит Борис Грановский, директор компании «Стинс Коман Интегрированные Решения». «О выходе в регионы думают многие крупные операторы, ибо там площади дешевле, существует возможность подключения к прямым федеральным сетям, а это экономия на стоимости электроэнергии, то есть данный шаг оправдан экономически. Плюс в регионах есть возможность построить ЦОД правильно, с нуля, а не вписывать в готовое помещение, как делает сегодня большинство», — поясняет он.
Владимир Ткачев, технический директор VMWare в России, полагает, что отечественный рынок ЦОД вобрал все ключевые тренды мирового, а за счет более позднего старта на российском рынке ЦОД сложилась во многом уникальная ситуация, выражающаяся в том, что у нашей страны есть шанс воспользоваться самыми современными технологиями с учетом требований к отказоустойчивости, надежности, с одной стороны, а также к эффективности и гибкости — с другой. О каких трендах идет речь? Помимо уже упомянутых тенденций укрупнения и перехода в регионы, Владимир Ткачев (VMWare) говорит и о таких факторах, как сближение декларируемого уровня отказоустойчивости с мировыми нормами, выражающееся в том, что компании-владельцы ЦОДов стали более трезво оценивать свои возможности, а количество заявлений о соответствии классу Tier 3 и 4 уменьшилось по сравнению с прошлыми годами. Еще одна тенденция последнего времени — снижение стоимости эксплуатации и повышение качества услуг за счет увеличения эффективности управления оборудованием ЦОД.
На рынке ЦОДов, как и во всей ИТ-индустрии, господствует сервисная модель. «Переход к сервисной модели существенным образом меняет подход к аутсорсингу ЦОД, — отмечает Александр Переведенцев, главный специалист отдела инженерных решений компании «Техносерв», — компаниям-аутсорсерам уже недостаточно реализовать собственную инфраструктуру ЦОДа и контролировать общие характеристик работы серверного и инженерного оборудования. Ключевым моментом является контроль с целью соблюдения качества (SLA) предоставляемых ИТ-сервисов, оказываемых на всей программно-аппаратной инфраструктуре. Виртуализация подливает масла в огонь и заставляет менять традиционный статический ресурсно-сервисный подход с жесткой фиксацией ресурсов на динамические методы мониторинга и управления мощностями».
Деньги и близость — не главное
Итак, клиенты все чаще обращают внимание на услуги аутсорсинговых дата-центров. Что ждет заказчик и что он реально может получить? «Для любой компании в ЦОДе важны в первую очередь его надежность и стоимость, — уверен Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»). — Именно на это смотрят и, исходя из этих параметров, принимают решение. Также, безусловно, обращают внимание на мощность, подводимую к стойке, и предлагаемое сопровождение. Это основные вещи, определяющие качество услуги, и их перечень не зависит от того, в какой отрасли работает компания-клиент». По словам Руслана Заединова («Крок»), 95% площадей аутсорсинговых дата-центров его компании занимают финансовые организации, для которых важны физическая безопасность, аудит эксплуатационных процедур, оперативность ответов на новые запросы и отказоустойчивость ЦОДов. «Объективная оценка таких показателей возможна только при участии независимых компаний. В связи с этим появляется необходимость сертификации ЦОДов. Например, наличие сертификата Uptime Institute свидетельствует о том, что провайдер качественно спроектировал дата-центр и реализовал свои идеи на практике», — комментирует он. В то же время Денис Сивцов, менеджер проектов подразделения IT Business компании Schneider Electric, полагает, запросы клиентов дифференцируются больше не по отраслевой принадлежности, а по уровню требований к ИТ-сервисам внутри компании клиента: насколько ценны для него хранимые и обрабатываемые данные, насколько сильно отражается на его бизнесе простой его ИТ-сервисов.
Что касается самих ИТ-директоров, для них стоимость услуг внешнего ЦОДа находится отнюдь не на первом месте. Кроме того, в числе аргументов, влияющих на принятие решения, есть и положительные отзывы других клиентов. «Если есть цель арендовать коммерческий ЦОД, сначала ищем, что предлагается и как это связано с нашей целью, потом, какой SLA предоставляют операторы, потом цена. Если услуга устраивает, для принятия решения важен наш опыт взаимодействия с поставщиком, и если его нет, нужна положительная репутация на рынке, рекомендации от коллег по цеху», — рассказывает Илья Тамбовцев, начальник отдела развития ИТ «Пивоваренной компании «Балтика». «У информации есть три свойства, которые должны обеспечиваться ЦОДом: целостность, достоверность и доступность. Первые два требуют все — здесь и отказоустойчивость ЦОДа, и резервирование, и обеспечение безопасности, как физической так и информационной, — уверен Иван Козлов, директор по ИТ компании METSÄ GROUP. — А вот требования по доступности информации могут варьироваться в зависимости от отрасли. Кто-то может часами работать без онлайн-доступа к данным, а для кого-то минутная задержка может быть критична». Что же касается такого фактора, как территориальная близость арендуемого ЦОДа к заказчику, о значении которого любят говорить поставщики данной услуги, здесь позиция ИТ-директоров достаточно гибкая. Как утверждает Николай Денисенко, ИТ-директор компании «Митос Строй», основным критерием выбора является уровень сервиса и качество поддержки, а расстояние имеет значение только в том случае, если качество предоставляемого сервиса настолько низко, что регламент работы с ЦОДом может предполагать необходимость физического его посещения.
Без сертификата никак?
Гарантии гарантиями, но заказчикам бывает нужно официальное подтверждение надежности выбранного ими дата-центра, выданное независимыми организациями. Таким подтверждением может служить сертификат соответствия Tier (от I до IV), выдаваемый Uptime Institute. Подобная сертификация весьма затратное мероприятие, поэтому пройти ее готовы не все, и у ряда компаний получение этого документа лишь запланировано на ближайшее будущее. Насколько необходима сертификация в плане привлечения новых клиентов? Руслан Заединов («Крок») считает сертификацию от Uptim Institute своеобразным знаком качества для ЦОДа. «Сертификация означает открытость и прозрачность взаимоотношений заказчика и провайдера, ведь последний открыт перед аудиторами, которые максимально объективно оценивают эффективность ЦОДа. В частности, Uptime Institute выдает сертификаты Tier, которые свидетельствуют о надежности ЦОДа. Однако у него нет конкурентов, поэтому мнение UI принимается за единственно верное. Тем не менее наш опыт показывает, что оно действительно весомо. Во время сертификации нашего дата-центра «Компрессор» команда UI проверила все до мельчайших деталей, уделяя особое внимание наиболее уязвимым местам», — рассказывает он. Интересно, что в ряде случаев и заказчики согласны с этим утверждением. «Сертификация по Tier, как и любая необязательная сертификация (например ISO9001), редко является основным критерием, но всегда учитывается потребителями при принятии окончательного решения при остальных одинаковых условиях. Если есть два ЦОДа с схожими SLA, но один из них просто заявляет что у него аптайм пять девяток, а другой может показать сертификат, то я как клиент, вероятно, даже буду готов несколько переплатить за гарантированный уровень сервиса», — считает Иван Козлов (METS? GROUP). Наконец, Артем Гарусев, исполнительный директор компании CDNvideo, уверен, что такая сертификация не просто нужна, а безусловно необходима, поскольку является действенным способом удержания серьезных заказчиков. А при условии все возрастающей конкуренции подобные меры будут нужны всем. Более прагматичную точку зрения озвучил Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»). «В принципе сертификация ЦОДа по Tier не очень востребована в нашей стране. Клиенты смотрят, как правило, на предложенные цену и условия, но для западных компаний, которые работают по единым стандартам, созданным штаб-квартирой для всех стран, подобный сертификат имеет значение, и они могут его целенаправленно запрашивать. Так что владельцы коммерческих ЦОДов пойдут получать сертификат Tier только для привлечения конкретных клиентов. Иначе затраты не окупятся», — полагает эксперт. По словам Владимира Ткачева (VMWare), для реальной необходимости такой сертификации в России бизнес-ситуация еще не созрела, поскольку нет практики выплаты неустоек за нарушение SLA, а также отсутствует законодательная база, обязывающая компании обеспечивать доступность сервисов на высоком уровне.
Если сертификат — дело добровольное, то соглашение об уровне сервиса (SLA) предоставляет любой серьезный коммерческий ЦОД. Главный параметр, который должен быть в обязательном порядке прописан в этом документе, — время доступности заказчику данных, размещенных им в дата-центре. К примеру, оно может составлять 99,9% или чуть меньше. «Бесперебойность — общий для всего ЦОДа параметр, который не нужно подстраивать под заказчика. А вот другие уже «кастомизируются». В частности, физическая безопасность: заказчик может попросить установить защищенный периметр и потребовать гарантий по его соблюдению со стороны провайдера. Наша компания предлагает своим клиентам стандартное соглашение SLA, которое они вправе дополнять в соответствии со своими задачами», — объясняет Руслан Заединов («Крок»).
Свой ЦОД ближе к телу
Но, несмотря на сертификаты и гарантии, далеко не все заказчики готовы отдать свои данные, особенно критически важные для бизнеса, в аутсорсинговый ЦОД. Почему? «Одна из важнейших причин — опасение выпустить какой-либо процесс из своих рук, передать вовне критическую функцию, — полагает Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS. — Часто такие опасения субъективны и могут быть сняты в процесс обсуждений».
«Российские компании не стремятся перейти на коммерческие ЦОДы, а строят свои собственные, потому что не верят в сохранение коммерческой тайны и надежность системы, — считает Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»). — Какие бы гарантии владельцы ЦОД ни давали, сложно проверить заявленные технические характеристики системы, особенно на случай форс-мажора. Ну и вопрос безопасности был и остается ключевым для компаний». В то же время, Руслан Заединов («Крок») уверен, что ментальных границ в умах заказчиков по данному вопросу уже не существует и строительство собственного ЦОДа — это сегодня скорее политическое или финансовое решение компании, заинтересованной в том, чтобы поднять свою рыночную стоимость. «90% компаний, предоставляющих ЦОД на аутсорсинг, в договоре указывают следующие условия SLA. Плановый простой ЦОД может составлять 9–18 часов в год. В том же документе аутсорсеры указывают, что «внеплановый простой компенсируется из расчета 1/720 месячной платы за 1 час простоя, то есть при простое 50 серверных стоек в час вам возместят ущерб приблизительно 6 тысяч рублей», поясняет Александр Переведенцев («Техносерв»).
Что касается заказчиков, они часто объясняют стремление строить собственные дата-центры наличием нерешенных технических и юридических вопросов в индустрии коммерческих ЦОДов. «На сегодняшний день крупному и среднему бизнесу не обойтись без строительства собственного ЦОДа, — уверен Павел Харламов, начальник отдела ИТ компании «Юнитайл». — По крайней мере для особо критичных для бизнеса приложений и сервисов. Отдавать во внешний ЦОД можно лишь вспомогательные сервисы. Также во внешнем ЦОДе можно организовывать резервирование основного. Слишком много еще нерешенных вопросов юридического и технического характера в области использования коммерческих ЦОДов, особенно касающихся трансграничной передачи данных. А вот для малого бизнеса привлекательность внешних вычислительных ресурсов более высока».
Строить нельзя арендовать
Итак, в каких же случаях целесообразнее строить собственный ЦОД, а в каких — арендовать коммерческий у стороннего сервис-провайдера? «Собственные ЦОДы имеет смысл строить компаниям, предъявляющим к ИТ-инфраструктуре требования, которые невозможно выполнить в коммерческих ЦОДах», — считает Михаил Марголин, генеральный директор компании Enspace (группа Maykor). По мнению Александра Переведенцева («Техносерв»), компании, предпочитающие аутсорсинговый ЦОД, — это предприятия, чей бизнес напрямую не завязан на ИКТ-системах. Эксперт также допускает вариант, при котором компании-аутсорсер является родственной или дочерней фирмой заказчика услуг, что позволит контролировать работу ЦОД, сделать ее более прозрачной.
«Создание собственного ЦОДа целесообразно в том случае, если к нему выдвигаются достаточно серьезные и специфические требования (например, наличие специализированого оборудования), которые не могут удовлетворить коммерческие дата-центры. С другой стороны, если вопрос использования ЦОД тривиальный (хостинг сайтов, поддержка бизнеса при переезде, формирование резервных мощностей), экономически выгодна именно аренда ЦОД. Кроме того, аренда позволяет оптимизировать ИТ-бюджет, помогает избежать неоправданных рисков и капитальных затрат», — утверждает Руслан Чекушко, директор по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай».
В ожидании облачной революции
Помимо аренды вычислительных площадей и строительства собственного стационарного ЦОДа существует и третий путь — использование облачных ресурсов. Об облаках сегодня говорят много, интересно и увлекательно, однако до сих пор количество разговоров о том, «как все было бы хорошо», в разы превышает число реализованных облачных проектов в российских компаниях. Произойдет ли «перелом» в пользу облаков и от каких факторов он зависит? По мнению Дениса Сивцова (Schneider Electric), это обязательно случится, а предпосылки можно наблюдать уже сейчас. «После того как компании начнут пользоваться услугами коммерческих центров и будет «неважно», где размещаются их серверы, наступит следующий этап, когда заказчикам станет «неважно», где работают их приложения. Это переход к еще более обширному аутсорсингу ИТ-сервисов клиента, который позволит клиентам еще лучше управлять своими затратами, то есть платить лишь за реальную работу приложения и в тот момент, когда это действительно необходимо», — рассуждает он.
«Единица полезной облачной мощности обходится значительно дешевле, чем физической, — напоминает Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека», — ведь есть разница в удельной стоимости гигабайта, если в стойке расположено 5 клиентов или 1000? За счет чего резерв? За счет закупленной и неиспользуемой мощности серверов и сетевого оборудования. Неиспользуемые мощности могут составлять до 95%! Пиковый период принятия облачного варианта размещения ИТ-инфраструктуры длится в настоящее время в развитых странах, значит, у нас будет через год-два». Руслан Заединов («Крок»), рассказывает, что в 2012 году выручка «Крок» по «чистым» облакам, без примеси dedicated-сервисов, выросла в 5 раз, в текущем году ожидается не менее чем двукратный рост. «Это очень хороший темп, но есть ощущение, что традиционная собственная инфраструктура сохранит значительную долю хотя бы потому, что облака и кастомизация не совместимы. Облака — это стандартные сервисы, а в корпоративной среде каждый проект уникален. Чем больше корпорации будут пользоваться облачными сервисами, тем больше стандартные облака будут обрастать кастомизирующими их традиционными элементами ИТ. Одно подпитывает другое, как это ни странно», — поясняет он.
Похожий оптимизм, хотя и более осторожный, можно услышать и от заказчиков. «Произойдет созревание сервиса, четче обозначатся ниши применения облачных технологий и их взаимодействия между собой с другими облаками и с традиционным ЦОДами. Появятся новые возможности перехода не только с традиционной инфраструктуры на облако, но и обратно, возможности перехода с одного облака на другое, возможности обмена данными между различными облаками, со своей специализацией. Появятся финансовые инструменты страхования ответственности облачных провайдеров перед заказчиками, для многих из которых работа ИТ-приложений критична для жизнедеятельности компании. По моим представлениям, что бы все это начало работать и облака стали доминантой в корпоративном ИТ, должно пройти примерно 5–10 лет», — считает Илья Тамбовцев («Пивоваренная компания «Балтика»).
Конечно, в рамках небольшого обзора мнений невозможно даже поверхностно охватить столь обширную тему, как ЦОДы. Год от года ИТ-рынок не только растет, но и становится более зрелым. А зрелость подразумевает в том числе и ответственность компаний за те услуги, которые они предоставляют, а если говорить о заказчиках — то мудрость и взвешенность принимаемых решений. Безусловно, рынок коммерческих ЦОДов имеет все предпосылки для дальнейшего роста, но и строительство собственных дата-центров будет оставаться выгодным и целесообразным, особенно если использовать передовые технологии экономии электроэнергии и оптимизации обслуживания. Ведь все это в конечном итоге ведет к эффективности бизнеса.
Комментарии:
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 1](/upload/users/32/resize_250_331_Zaetdinov1_s.webp)
Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок»:
Сейчас преобладает компромиссный, вариант — строить свой ЦОД как основной, а в качестве резервного использовать внешний.
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 2](/upload/users/32/resize_250_340_granovski11_s.webp)
Борис Грановский, директор компании «Стинс Коман Интегрированные решения»:
"Да, коммерческие ЦОДы — это часто возможность оптимизировать расходы, но безопасность всегда оказывается решающим фактором, и компании сегодня готовы платить больше, но и быть уверенными в сохранности данных".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 3](/upload/users/32/resize_250_346_Perevedentsev1_s.webp)
Александр Переведенцев, главный специалист отдела инженерных решений компании «Техносерв»:
"На данный момент рынок аутсорсинга ЦОДов не сформировался, а соответственно, нет четких стандартов и культуры и, прежде всего, удовлетворяющих заказчика условий предоставления услуг".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 4](/upload/users/32/resize_250_358_Margolin1_s.webp)
Михаил Марголин, генеральный директор компании Enspace (группа Maykor):
"Несмотря на реально незначительное проникновение облачных технологий в бизнес, практически все специалисты рынка признают их экономическую эффективность, а также перспективность использования".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 5](/upload/users/32/resize_250_377_Tkachev1_s.webp)
Владимир Ткачев, технический директор VMware в России и СНГ:
"Дополнительный стимул рынку сертифицированных площадок может дать сегмент крупных заказчиков, чьи бизнес-процессы напрямую зависят от работоспособности корпоративных систем и которые готовы инвестировать в обеспечение непрерывности. По тем же причинам повысить культуру сертификации поможет, вероятно, и сегмент корпоративных ЦОДов".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 6](/upload/users/32/resize_250_375_sivtsov1_s.webp)
Денис Сивцов, менеджер проектов, подразделение IT Business компании Schneider Electric:
"Безусловно, иногда требования клиента могут превышать возможности коммерческого ЦОДа. В данном случае необходимо оценить, есть ли действительно у заказчика необходимость в таком уровне сервиса, а также готов ли он платить за него".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 7](/upload/users/32/resize_250_341_Garusev1_s.webp)
Артем Гарусев, исполнительный директор компании CDNvideo:
"Если хотите заняться бизнесом по предоставлению услуг ЦОДа — надо его строить. Если есть очень крупный проект, который через год-другой определенно потребует очень больших ресурсов ЦОДа, то может быть, оправданно инвестировать в свой ЦОД. В остальных случаях лучше арендовать, а не втягиваться в сложнейшую, дорогостоящую и далекую от основного бизнеса деятельность".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 8](/upload/users/32/resize_250_344_Zaharenko1_s.webp)
Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»:
"Если вы планируете арендовать более чем половину зала коммерческого ЦОДа или около того, то, наверное, правильнее строить свой. В остальных случаях тезис «самостоятельно построить свое и получится лучше» не работает".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 9](/upload/users/32/resize_250_341_anastasia_kiseleva1_s.webp)
Анастасия Киселева, директор по маркетингу компании Delta Electronics:
"В силу стремительного перехода на облачные технологии и использования мобильных приложений требования к центрам обработки данных довольно ужесточились. Современный ЦОД должен быть более надежным, отказоустойчивым и компактным без потери мощности на стойку".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 10](/upload/users/32/resize_250_358_Sherbina1_s.webp)
Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS:
"Важной тенденцией является появление типизированных решений, пакетных предложений, а также сегментирование услуг ЦОДов для различных категорий потребителей".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 11](/upload/users/32/resize_250_331_Harlamov_s.webp)
Павел Харламов, начальник отдела ИТ компании «Юнитайл» (CIO CLUB ЮГ):
"Не хватает более широкого освещения в СМИ конкретных примеров использования российскими компаниями ресурсов коммерческих ЦОДов. Рекламной информации более чем достаточно. Но она почти не дает конкретики, которая для заказчика была бы очень полезной при выборе решения".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 12](/upload/users/32/resize_250_321_Denisenko_s.webp)
Николай Денисенко, ИТ-Директор компании «Митос Строй» (CIO CLUB ЮГ):
"Даешь больше ЦОДов, хороших и разных!"
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 13](/upload/users/32/resize_250_341_Chekushko_s.webp)
Руслан Чекушко, директор по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай» (CIO CLUB ЮГ):
"В настоящее время уровень предоставляемых услуг со стороны коммерческих ЦОДов оставляет желать лучшего. Из-за отсутствия массового спроса провайдеры относительно пассивны в вопросах модернизации инженерных систем и роста качества обслуживания".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 14](/upload/users/32/resize_245_509_Tambovtsev1_s.webp)
Илья Тамбовцев, начальник отдела развития ИТ «Пивоваренная компания «Балтика»:
"Нет сейчас такого спроса на услуги коммерческих ЦОДов, сколько есть предложений на рынке".
![ЦОДы: снимать или строить?. Рис. 15](/upload/users/32/resize_250_343_desatnik_s.webp)
Антон Десятник, начальник отдела ИТ компании «Градиент Юг» (CIO CLUB ЮГ):
"Одним из основных факторов, мешающих перейти на облачную инфраструктуру, я бы назвал психологический, то есть боязнь, недоверие процессам протекающим «где-то там», вне зоны моего контроля. А владельцы бизнеса и «топы» очень часто достигли успеха именно благодаря личному контролю над ситуацией".
Иван Козлов, директор по ИТ компании METS? GROUP (Россия):
"У информации есть три свойства, которые должны обеспечиваться ЦОДом: целостность, достоверность и доступность. Первые два необходимы всем. А вот требования по доступности информации могут варьироваться в зависимости от отрасли. Кто-то может часами работать без онлайн-доступа к данным, а для кого-то и минутная задержка может быть критична".
Опубликовано 17.07.2013
Похожие статьи
VK (Mail.ru Group)Госсектор, 09.06.24
Госсектор, 02.06.24
Госсектор, 22.03.24
Галина ЖуравлеваИТ в бизнесе, 05.03.24