Сбросить все лишнее

Логотип компании
Сбросить все лишнее
Банковская отрасль постепенно адаптируется к новой экономической реальности. О том, есть ли альтернатива западному оборудованию, выгоден ли ИT-аутсорсинг и как быстро выяснить, будет ли новый клиент платить без просрочек, мы узнали у Сергея Чикова, вице-президента, директора по информационным технологиям «Лето-Банка».

Банковская отрасль постепенно адаптируется к новой экономической реальности. О том, есть ли альтернатива западному оборудованию, выгоден ли ИT-аутсорсинг и как быстро выяснить, будет ли новый клиент платить без просрочек, мы узнали у Сергея Чикова, вице-президента, директора по информационным технологиям «Лето-Банка».

В чем особенности использования ИТ в «Лето-Банке»? Насколько мне известно, вы практически все отдали на аутсорсинг?

Действительно, большая часть ИТ-сервисов в «Лето Банке» отдана на аутсорсинг компании «Инфосистемы Джет», которая выполняет очень большой объем работ, связанный, преимущественно, с инфраструктурными процессами. У системного интегратора мы арендуем инфраструктуру как сервис (IaaS). Это серверные мощности, СХД и услуги по их сопровождению, первая линия техподдержки пользователей, а также сервисы по поддержке рабочих мест нашей региональной сети. Прикладные и иные системы поставляют другие контрагенты, при этом мы стараемся руководствоваться принципом «лучший сервис за минимальные деньги». Несмотря на активное использование ИТ-аутсорсинга, внутри банка созданы собственные центры компетенций. Они определяют основные направления развития систем и инфраструктуры, осуществляют приемку работ и оценку качества сервисов, уровня выполнения соответствующих SLA.

Почему была выбрана именно такая модель ИТ?

Акционеры определили очень сжатые сроки подготовки к началу работы банка. Решение о создании «Лето Банка» было принято весной 2012г., а выдача кредитов началась уже в августе. Если бы мы строили ИТ-инфраструктуру сами, по классическому принципу, то совершенно точно не уложились бы в эти несколько месяцев. Поэтому была выбрана глобальная аутсорсинговая модель. Изначально на наших мощностях функционирует только вторая линия поддержки. Доля аутсорсинга в ИТ сегодня достигает 80%.

Насколько вообще ИТ-аутсорсинг популярен в наших банках?

По моим ощущениям, на российском рынке, в отличие от западного, аутсорсинг развит слабо. В США, например, в некоторых крупных банка за ИТ отвечает один человек - CIO, он же является держателем контрактов аутсорсеров, координируя их работу и контролируя выполнение SLA.

Не так давно Борис Бобровников, глава компании «КРОК», говорил, что при падении цены на нефть ниже 80 долларов, все компании перейдут на ИТ-аутсорсинг. Сегодня цена упала ниже 30 долларов. Растет ли интерес к аутсорсингу?

В целом, я считаю, он прав. Период бурного роста потребления в нашей стране закончился. Уже в 2013 году стало понятно, что в среднесрочной перспективе он не восстановится. Время, когда банки могли себе позволить неэффективное управление внутренними ресурсами, компенсировав потери ростом портфеля и привлечением новых клиентов, осталось позади. Сегодня банки внимательно следят за эффективностью расходов. Уже полтора года назад все признаки кризиса были налицо, однако осознание того факта, что мы живем в новой реальности, наступило далеко не у всех – многие думали, что можно будет год перетерпеть, не меняя стратегии, а затем все пойдет по-старому. Сейчас иллюзий не осталось ни у кого и рынок постепенно адаптируется к новой реальности, учится в ней работать и зарабатывать.

Как ваш банк адаптируется к этой новой реальности?

Мы повышаем эффективность управления затратами, в части ИТ в этом нам помогает аутсорсинг. Это не означает, что мы не тратим денег. Мы стремимся максимально автоматизировать все бизнес-процессы, как внешние (продажи и обслуживание), так и внутренние. Следим за появлением новых технологий и стараемся внедрять наиболее эффективные из них. И за счет этого снижаем издержки.

Инновации используете?

Во многих банках инновации служат не достижению экономического эффекта, а внедряются лишь потому, что это модно. Мы идем по другому пути — анализируем, выстраиваем финансовые модели. Если понимаем, что затраты на инновации и автоматизацию экономически оправданы, то запускаем такие проекты. В нынешних экономических условиях мы перешли к оценке проектов в перспективе одного года. Пытаться сделать прогноз на более длительный срок сегодня затруднительно.

А какие инновации в области обслуживания клиентов, по вашему мнению, особенно востребованы в кризис?

Прежде всего, это технологии ДБО и мобильного банкинга. В течение пяти — десяти лет все розничные банки отойдут от модели построения офлайн-отделений и филиалов. Это связано не столько с кризисом, сколько с более низкой себестоимостью обслуживания клиентов. Кризис, в данном случае, будет способствовать интенсификации развития каналов ДБО. Мы начали активную работу в этом направлении несколько лет назад. У нас появилось полноценное мобильное приложение, был запущен интернет-банк. Думаю, с каждым месяцем будем делать все больший акцент на развитии ДБО. Все-таки Интернет есть у всех, даже в небольших городах, смартфоны тоже есть у большей части населения.

Современные технологии позволяют сократить издержки. В том числе на персонал. Как обстоят дела у вас?

Активное внедрение современных технологий позволяет «Лето Банку» поддерживать численность сотрудников головного офиса на минимальном достаточном уровне, сокращая затраты фонда оплаты труда. Можно сказать, что, тратя один миллион на автоматизацию, мы экономим два миллиона. В головном офисе работают чуть больше 400 сотрудников. Это один из самых скромных показателей на рынке. Он особенно выразительно выглядит на фоне широкой сети продаж «Лето Банка», включающей в себя шесть тысяч сотрудников и десятки тысяч агентов, работающих в точках продаж.

Для банков в кризис очень актуальной является проблема сбора задолженности по кредитам. Какие технологические меры здесь могут помочь?

Лучший способ снижения рисков – это распознавание «плохого» клиента на этапе подачи кредитной заявки. Вскоре после начала работы в банке была внедрена система автоматизированного принятий решений, которая на основе анализа большого количества факторов в режиме реального времени позволяет понять, стоит выдавать клиенту кредит или нет. Кроме того, мы интенсивно развиваем биометрические сервисы. Все клиенты в обязательном порядке фотографируются на web-камеру, в банке сформированы базы фотографий клиентов и фотографий мошенников. С ними мы сверяем каждого нового клиента, чтобы избежать использования чужих паспортов при оформлении кредитов. Данный продукт окупил себя за несколько месяцев.

Используете ли вы сервисную модель во взаимоотношениях ИТ и бизнеса?

Мы пошли по классическому пути, используем ITSM с некоторыми модификациями, которые, скорее всего, есть у всех. Управление инцидентами, требованиями, изменениями — все это было выстроено с самого начала. Единственное нововведение касается нашего интереса к передовым методологиям разработки, таким как Agile, Scrum, и подобным. Трудности есть, и они заключаются в принятии этих методологий всеми участниками процесса, прежде всего — бизнесом.

Ваш банк входит в группу ВТБ, которая попала под международные антироссийские санкции. Как в связи с этим вы решаете проблему импортозамещения в ИТ?

Проблема в том, что на банковском рынке сегодня не существует альтернативы многим западным ИТ-решениям. Так, все автоматизированные банковские системы в качестве СУБД используют Oracle, с другими базами данных не работают. В области операционных систем существует, конечно, Linux, но большинство приложений функционирует под управлением Windows. Российских полноценных аналогов мы не имеем. Возможным решением проблемы, хотя это и нельзя назвать импортозамещением, может стать переход на китайские разработки. За последние несколько лет компания Huawei и другие крупные китайские производители очень сильно продвинулись вперед. Но, повторяю, это не импортозамещение, а лишь снижение рисков, связанных с применением санкций. Мы оцениваем варианты, проводим пилотные проекты и уже начали закупать китайское оборудование. Более глубоко в это погружены наши коллеги из группы ВТБ и банка ВТБ24.

Каковы перспективы на ближайшие годы?

Банковская ИТ-архитектура и ИТ-инфраструктура — это очень сложный организм, состоящий из сотен элементов от разных вендоров. Заменив даже существенную часть данных компонентов, невозможно полностью избавить себя от санкционных рисков. В этом направлении нужно двигаться, но это перспектива не года-двух, а лет пяти, как минимум. И успех здесь зависит не от заказчиков, а от российских ИТ-компаний, разрабатывающих те или иные решения, которые могли бы быть, по крайней мере, не хуже зарубежных аналогов. Но для этого нужны многомиллионные инвестиции, а без поддержки государства в кризис взяться им будет неоткуда.

Опубликовано 09.02.2016

Похожие статьи