Особенности применения бизнес-аналитики в разрезе различных отраслей

Логотип компании
Часто специалисты, занимающиеся изучением средств бизнес-анализа, задаются вопросом – что общего и какие отличия процесса и целей бизнес анализа на предприятиях в зависимости от отрасли?
Часто специалисты, занимающиеся изучением средств бизнес-анализа, задаются вопросом – что общего и какие отличия процесса и целей бизнес анализа на предприятиях в зависимости от отрасли?

С большой долей вероятности можно сказать что, процесс бизнес-анализа на всех предприятиях схож и состоит из нескольких основных этапов. Прежде чем проводить анализ необходимо определиться с его целями, далее собрать все необходимые данные и информацию и  уже только потом проводить анализ, используя стандартный Excel или специализированные BI-инструменты. В зависимости от уровня зрелости компании и бюджетов, выделяемых на автоматизацию, могут быть использованы различные инструменты анализа и сбора информации, начиная от ручного, заканчивая полностью автоматизированным процессом. Говоря же об основных целях анализа стоит сразу разделить организации на коммерческие и некоммерческие и поговорить о них в отдельности.

Перечислим основные цели, стоящие перед коммерческими организациями:
  • Увеличение клиентской базы
  • Развитие текущей клиентской базы
  • Увеличение уровня продаж
  • Увеличение доходности продаж
  • Увеличение объемов производства
  • Оптимизация производства
  • Оптимизация цепочек поставок и другое.
Основными же целями некоммерческих организаций являются норма-контроль деятельности организации, формирование плана и его выполнение. При этом все организации объединяет желание достичь таких результатов, как сокращение издержек и оптимизация всех процессов, протекающих на предприятии. Достижение всех вышеизложенных целей невозможно без проведения анализа. Остановимся на основных целях более подробно.

Клиентская аналитика

В условиях конкурентной борьбы для бизнеса все более острой становится задача по работе с клиентом. Организации, работающие в телеком, банковском и ретейловом секторах экономики уже давно активно работают со своей клиентской базой. Одной из подзадач работы с клиентской базой является удержание клиента. Организации пришли к персонализации работы с клиентом: с каждым клиентом, основываясь на его персональных особенностях, выстраиваются определенные взаимоотношения, делаются персональные предложения и т.д.  Для проведения верной клиентской работы служат следующие инструменты бизнес-аналитики:

  • Классические BI-системы
  • Инструменты DM (Data Mining)
  • Инструменты CM (Campaign Management)
  • Инструменты веб аналитики
  • Инструменты Big Data.

Классические инструменты BI применяются  для наблюдения и анализа поведения клиента во времени: уровень продаж клиенту, изменение потребительской корзины во времени и т.д. Проведение данного анализа позволит корректировать политику взаимоотношений с клиентом в соответствии с его изменениями. Инструменты DM в части клиентской аналитики служат для кластеризации и сегментации клиентской базы, что позволяет выделять схожих клиентов и выстраивать с ними идентичную политику взаимодействия. В частности, это необходимо для проведения различных маркетинговых.

Так же по средствам DM можно определять вероятность склонности клиента к вовлечению в ту или иную компанию, что позволят не тратить бюджет на коммуникации с клиентами, которые с большой долей вероятности не откликнуться на маркетинговую компанию. Для управления маркетинговыми компаниями, начиная от создания, заканчивая подведением итогов, подходят инструменты CM.  Для выстраивания взаимодействия с клиентами через веб-сайт и его оптимизации, в соответствии со спецификой клиента, служат инструменты веб-аналитики.

План-факт анализ и прогнозная аналитика

Прогнозная аналитика предназначена для прогнозирования различных показателей деятельности организации, таких как  финансы, эффективность, KPI и многое другое. Прогнозирование выполняется на основании текущей ситуации в организации и исторических данных, отображающих изменения ситуации в организации с течением времени. Для автоматизации процесса прогнозирования могут быть использованы программные продукты DM. На основании построенных прогнозов формируется план.
Основой бюджетирования в любой организации является план-факт анализ, выполняться он может как с помощью классических инструментов BI, так и с помощью программных продуктов, специализированных под бюджетирование. План-факт анализ проводится для контроля исполнения бюджет, а также для контроля отклонений и выявления их причин.

Аналитика эффективности

Аналитика эффективности производится с помощью расчета KPI, по результатам сравнения рассчитанного значения с эталонным определяется уровень эффективности. KPI может иметь как подразделение, так и отдельные сотрудники. На основании проведенного анализа эффективности на предприятии  выполняется премирование сотрудников и предпринимаются попытки по устранению причин неэффективности там, где это необходимо и возможно.

Расчет KPI – это очень не простая задача. Многие из показателей взаимосвязаны и зачастую при их расчете у организаций возникают проблемы. Сегодня большинство классических BI-инструментов имеет встроенную функциональность, предназначенную специально для расчета KPI. Помимо автоматизации процесса расчета KPI, становится максимально прозрачна взаимосвязь отдельных KPI между собой, так же можно наблюдать достижение необходимого KPI в течение времени.

Оптимизация цепочек поставок

Оптимизация затрат на поставки и их оптимизация – очень острая проблема, которая стоит перед многими организациями. Существуют программные продукты, которые позволяют ответить на следующее вопросы, возникающие на предприятии:

  • Как сбалансировать спрос и предложение по всей цепи поставок?
  • Когда необходимо расширять цепь поставок (производства, склады, транспорт)?
  • Следует ли привлекать сторонний транспорт, или можно обойтись собственным парком?
  • Какие производства закрыть в случае кризиса?
  • Куда инвестировать свободные средства?

Подводя итог

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что вне зависимости от того, в какой отрасли работает организация и на какой стадии развития она находится, обязательным процессом, который в ней протекает, является бизнес-анализ. На всех предприятиях он идентичен по своей сути и этапам, за исключением разницы в направлениях, которые компания ставит в приоритет в зависимости  от отрасли, в которой она работает, и от ее уровня зрелости.

Для решения любой задачи однозначно существует инструмент, который позволяет автоматизировать процесс получения информации  и сделать его максимально эффективным, своевременно обеспечив информацией руководство для принятия управленческих решений.

Николай Сосиков, ведущий консультант отдела бизнес-аналитики компании R-Style










Опубликовано 12.10.2014

Похожие статьи