Импортозамещение: что можно, а что не нужно замещать

Логотип компании
Импортозамещение: что можно, а что не нужно замещать
Импортозамещение - хороший шанс для российских ИТ-компаний, которым нужно грамотно воспользоваться.  Об этом говорили участники дискуссии, состоявшейся на BIS Summit 2015 

О необходимости импортозамещения в самых разных сферах и отраслях сегодня говорят все - от первых лиц государства до рядовых граждан. Тому есть несколько причин. Во-первых, нужно предоставить альтернативные решения компаниям, попавшим под действие международных антироссийских санкций. Во-вторых, экономический кризис, падение мировых цен на нефть и резкий рост курса валюты сделали практически недоступными многие западные продукты. И, наконец, никто не отрицает острую необходимость для российской экономики слезть с нефтяной “иглы” и выйти на мировой рынок с новыми конкурентоспособными продуктами. В будущем это позволит в значительной степени снизить влияние цен на энергоресурсы на курс рубля. При этом, как подчеркнул недавно премьер-министр Дмитрий Медведев, к вопросу импортозамещения нужно подходить “с умом” и выпускать только те продукты и решения, которые смогут составить конкуренцию на рынке зарубежным аналогам. Важно также определиться с вопросом, является ли замена американских и европейских продуктов аналогами, выпущенными в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае. 

Информационные технологии - одна из наиболее зависимых от импорта областей. Мы работаем на компьютерах и серверах, произведенных исключительно из импортных компонентов, пользуемся системным и прикладным ПО западного происхождения. С чего начать процесс импортозамещения в ИТ? Что действительно можно и нужно заместить, а что пока невозможно, по причине отсутствия сколь бы то ни было конкурентоспособных аналогов? Этой теме была посвящена большая дискуссия, на состоявшейся в сентябре конференции по информационной безопасности BIS Summit 2015. 

Предваряя дискуссию, Наталья Касперская, генеральный директор компании Infowatch, отметила, что возглавляемая ею компания уже ощутила движение рынка и интерес заказчиков к импортозамещению, однако пока этот интерес не подкреплен финансовыми потоками. 

Председатель совета директоров компании “АйТи” Тагир Яппаров рассказал о потере своей компании около 1 млрд. рублей на продаже западных решений. “Но мы их заместили собственными продуктами и сервисами”, - добавил он. По словам Тагира Яппарова, присутствие на ИТ-рынке российских решений неравномерно. В одних областях есть известные и популярные во всеми мире продукты, а в других конкурентных аналогов пока просто не существует. В сегменте прикладного ПО и информационной безопасности выбор отечественных продуктов достаточно широк, но среди системного ПО альтернативу западным разработкам и технологиям найти сложно. 

По словам Дмитрия Назипова, старшего вице-президента банковской группы “ВТБ”, в результате кризиса существенно снизились ИТ-бюджеты многих крупных компаний, в результате чего заказчики просто не смогут покупать новые продукты, причем не только западные. При этом сами заказчики все чаще переходят на прямые контакты с вендорами, минуя системных интеграторов, что ведет к дальнейшему сжатию российского рынка ИТ-услуг. А серьезные проблемы у ведущей десятки системных интеграторов так или иначе отразятся на всем рынке. Импортозамещение, по мнению Дмитрия Назипова развивается в нескольких направлениях. С одной стороны, речь идет о приобретении российских решений вместо западных просто потому, что на последние у заказчиков не хватает денег. С другой стороны, прослеживается устойчивая тенденция к переориентации на Восток, на продукты и технологии китайских и корейских вендоров, чему сейчас в ВТБ уделяют особое внимание.  

С оптимизмом смотрит на ситуацию Ренат Батыров, директор технопарка “Сколково”. Он рассказал о нескольких российских ИТ-компаниях, специализирующихся на разработке инженерного и аналитического ПО для различных отраслей, которые с успехом заменяют в России аналоги от западных вендоров. 

Тагир Яппаров отметил, что импортозамещение является хорошим шансом для всех ИТ-компаний, которые инвестировали средства в создание собственных продуктов. Он напомнил, что с 90-х годов на российском ИТ-рынке присутствовали западные производители, поэтому российским компаниям пришлось сразу же строить свои продукты в соответствии с мировыми требованиями и стандартами. По этой причине российские разработчики сфокусировались на прикладном ПО, имеющем локальную специфику. Постепенно появились и более горизонтальные системные решения. По словам главы “АйТи”, российские ИТ-продукты конкурентоспособны на мировом рынке, о чем свидетельствует объем экспорта в 2014 году - 5 млрд. долларов. “Наши продукты покупают во всем мире. Российские производители используют те же стандарты качества и управления, что и ведущие мировые корпорации. Но при этом  необходимо выпускать такие продукты, которые будут востребованы на мировом рынке. В то же время, не нужно идти с новыми продуктами на те рынки, где конкуренция уже очень высока”, - подчеркнул он. Компания “АйТи” делает ставку на инвестиции в новые быстрорастущие рынки, такие как корпоративная мобильность и облачные технологии. Еще один путь, по которому идет “АйТи” - создание ПО с открытым исходным кодом в сотрудничестве с мировым сообществом разработчиков. Здесь нужно выбирать те технологии, которые уже находятся в достаточно зрелом состоянии. Третий путь - трансфер технологий. В свое время Россия, в отличие от Китая, не требовала от зарубежных вендоров, приходящих на наш рынок, реализации подобного подхода, а сегодня убедить их в этом очень сложно. 

Дмитрий Назипов рассказал, что практически все российские банки в качестве специализированных систем используют отечественные разработки. Но если посмотреть на нижние уровни стека ИТ-решений (прикладное ПО общего назначения, системное ПО, железо и телекоммуникационное оборудование), то за редким исключением (антивирусы, OCR, бухгалтерия), все остальное является незамещаемыми компонентами. “У нас отсутствует аппаратная платформа, мы не производим процессоры, как компания Intel. Мы не делаем операционные системы, а опора на Linux вызывает ряд вопросов. У нас нет СУБД, сопровождаемых на промышленном уровне”, - резюмировал он. Отсутствие собственных аппаратных платформ заставляет заказчиков обращаться на Восток для поиска производителей, которые могут дешевле и без рисков поставлять нам недостающие компоненты аппаратного стека. В первую очередь, это ZTE, Huawei и другие китайские производители первого эшелона. При этом Дмитрий Назипов не исключил, что в случае усиления или изменения вектора санкций, могут возникнуть сложности и с китайским аппаратным обеспечением. Что же касается разработки российских операционных систем и СУБД, то, по словам Дмитрия Назипова, это в нынешних условиях не под силу ни системным интегратора, ни госкорпорациям, ни крупным заказчикам, а стартапам нужно еще очень много лет, чтобы дорасти до уровня Microsoft и Oracle. 

По этой причине в ВТБ начали “очень осторожную миграцию на Linux”, которая в силу открытости кода всегда может поддерживаться российскими специалистами. В области СУБД ситуация сложнее, поскольку единственной альтернативой здесь можно назвать PostgreSQL, однако в России всего три специалиста высокой квалификации по этой СУБД, а поддерживать ее собственными силами в “ВТБ”, по словам Дмитрия Назипова, пока не готовы. Банковская группа проводит и другие операции по импортозамещению, в частности замену проприетарной CRM Siebel от Oracle на Sugar CRM на базе открытого исходного кода. 

Тагир Яппаров также согласился с тем, что российским компаниям нецелесообразно создавать свои операционные системы, почтовые серверы  и промышленные СУБД, поскольку они не смогут составить достойную конкуренцию западным корпорациям, которые идут по этому пути уже десятки лет, а российский рынок слишком мал по объему. “Вместе с тем, в новые технологии и новые рынки мы готовы инвестировать. Ряд наших заказчиков готов здесь выступить в качестве первых клиентов и соинвесторов”, - подчеркнул он. 

Для стартапов курс на импортозамещение является отличным шансом. Но при этом, как посоветовал Тагир Яппаров,  маленьким компаниям нужно соизмерять свои силы и не браться за создание продуктов для высококонкурентных мировых  рынков, но отдавать предпочтение решениям, основанным на российской специфике. 

В целом, участники дискуссии выразили мнение, что России нет смысла заводить производство процессоров и других аппаратных компонентов, а лучше сосредоточиться на системном и прикладном программном обеспечении, если речь идет о необходимости замещения западных ИТ-решений, а российскому правительству обратить серьезное внимание на политику трансфера технологий. Наконец, сложная экономическая ситуация должна научить российских заказчиков выбирать ИТ-решения исключительно в соответствии со своими задачами и потребностями и по оптимальной цене, а не покупать дорогостоящие продукты ведущих мировых поставщиков просто потому, что они находятся в правом верхнем углу аналитического “квадрата” Gartner

Читайте также
Руководитель проектного офиса FERRUM IT Group Олег Закурин рассуждает о том, какие инструменты помогут сегодня сохранять гибкость при реализации проектов.

Опубликовано 05.10.2015

Похожие статьи