Как выбрать облачного провайдера
Ужесточение конкуренции на рынке и динамика развития бизнеса в целом заставляют ИТ-службы задумываться о повышении эффективности с одновременной оптимизацией расходов, в первую очередь капитальных. Решить эти задачи, избежав закупки дополнительного оборудования, можно за счет использования облачных сервисов. Они же, помимо оптимизации затрат, помогают решить другую задачу, ставшую актуальной в свете новых поправок в закон № 152-ФЗ, — осуществить быструю миграцию персональных данных на российские серверы.
При этом возникает проблема выбора облачного провайдера. Эксперты рекомендуют в первую очередь определить тех из них, которые смогут с большей эффективностью и меньшим риском для бизнеса решить задачи заказчиков. А это зависит в первую очередь от профиля провайдера, его ориентации на тот или иной сегмент рынка. Сегодня существует достаточно большое количество предложений от провайдеров облачных услуг и услуг коммерческих ЦОДов. В целом можно отметить уже сформированную специализацию внутри рынка: есть компании, ориентированные на средний и малый бизнес, а есть те, которые предлагают услуги для сегмента Enterprise. В зависимости от профиля провайдера отличается и сложность предоставляемых им сервисов. Если в первом случае мы можем говорить о стандартизированных, «пакетных» услугах, которые отличает относительно невысокая цена, то во втором речь идет о более высокоуровневых и сложных услугах, сопровождаемых часто дополнительным резервированием. Например, сектором Enterprise весьма востребована услуга обеспечения катастрофоустойчивости, предлагаемая как Disaster recovery as a service (DraaS). Она подразумевает резервирование данных на нескольких самостоятельных площадках, объединенных оптическими каналами связи. В случае выхода из строя отдельных единиц оборудования начинается автоматический перезапуск систем на исправных серверах. И в результате этого, даже несмотря на форс-мажоры, системы заказчиков в облаке продолжают работать в прежнем режиме, без простоев.
Другими ключевыми критериями при выборе внешнего поставщика услуг для большинства компаний являются соответствие максимальным уровням надежности (чаще всего это TIER III Uptime Institute), ТСО, а также вопросы безопасности данных и репутация провайдера на рынке.
И это лишь краткий перечень требований к облачному провайдеру. В реальности нюансов, которые необходимо учесть на этапе выбора, гораздо больше.
Требования к площадке
Для того чтобы обеспечить максимально гибкую и оперативную схему взаимодействия с инженерами компании, которой принадлежит ЦОД, важно удостовериться, что он находится в собственности этой организации. Конечно, нет ничего страшного, если ваш провайдер берет ЦОД в аренду. Но в случае форс-мажора путь вашей заявки до инженера, который сможет повлиять на ситуацию, будет несколько более продолжительным.
Сертификация площадки — камень преткновения во многих спорах среди ИТ-специалистов. С одной стороны, многие не верят сертифицирующим организациям, в частности компании Uptime Institute, лидеру этого рынка. Но при прочих равных к сертифицированному ЦОДу доверия больше. Ведь за его надежность отвечает не только провайдер, но и организация, которая выдала сертификат. Кстати, проверить сертификацию площадки можно на официальном сайте Uptime Institute.
Примечательно, что, несмотря на все стереотипы, оказание услуг аутсорсинга ЦОД в целом и облачных услуг в частности находится в России на более высоком уровне, чем на Западе. Это объясняется более молодым возрастом российского рынка и стремлением провайдеров привлечь, удержать заказчиков, которые часто все еще настороженно относятся к передаче вовне своих данных.
Выбираем платформу
Если с выбором физической площадки будущего ЦОДа все более-менее понятно, то при выборе облачной платформы стоит учесть некоторые особенности. Прежде всего речь идет о принципе предоставления процессорных мощностей в ЦОДе.
Есть два вида продажи вычислительных мощностей: переподписка на предоставленные вычислительные ресурсы и их гарантированная продажа. Если вы выбрали первый вариант, то можете занять все свободные ресурсы. Однако есть нюанс: вы можете рассчитывать на выделенный объем ресурсов, но без гарантий его доступности в нужный момент в полном объеме. Например, известны случаи, когда компании понадобился максимум серверных мощностей, а фактического доступа к ним не оказалось, так как ресурсы использовались соседом по физическому серверу. Второй вариант – приобретение гарантированно выделенного объема сервера – менее гибок по части оплаты, но более стабилен с точки зрения доступности ресурсов системы.
Существует еще одна проблема, пожалуй, даже более острая, чем гарантии выделения вычислительных ресурсов виртуальных серверов. Это предоставление гарантированной производительности дисковой подсистемы для работы данных серверов. Предоставить такого рода гарантии гораздо сложнее как с организационной точки зрения, так и с технической. Чтобы устранить риск конкуренции заказчиков за ресурс производительности дисков и обеспечить их гарантированное выделение, провайдеры могут использовать флеш-массивы данных. Такое оборудование обеспечивает высокую скорость работы приложений, в том числе требующих до 100 000 операций ввода/вывода в секунду при работе с дисками. Для этого на уровне гипервизора выставляется предельный уровень гарантированной производительности для каждого диска (в довольно широких пределах – от 400 до 100 000 IOPs.), что прописывается в отдельном SLA на гарантии обеспечения производительности дисков (99,9%). Естественно, помимо данного документа, должен быть и стандартный SLA на доступность серверов, который также равняется 99,9%.
Еще один важный параметр при выборе провайдера — дисковые ресурсы, предоставляемые виртуальными машинами. Стоит на этапе заключения договора уточнить, как именно выглядит хранилище данных. Возможны варианты: локальные диски на самих серверах, direct-attached-полка с дисками или подключение по SAN СХД. Первый и второй варианты менее надежны при выходе сервера из строя — данные могут быть недоступны довольно продолжительное время. Аренда дискового пространства на внешней СХД — наиболее грамотный подход. При выходе физического сервера из строя виртуальные серверы перезапустятся автоматически на сохранившейся части облака.
Немаловажен вопрос стоимости услуг. В целом провайдеры придерживаются примерно одинаковой шкалы. Так, ценник виртуальных машин начинается от 20-25 копеек и заканчивается максимум 200 рублями в час за единицу. Цена дисков стартует примерно с 5 рублей за Гб памяти в месяц и финиширует на уровне 400 рублей, если речь идет о производительности в 100 000 IOPS. Для менее производительных дисков, например в 10 000 IOPS, планка ниже — порядка 70 рублей. На финальные расценки влияют производительность и то, гарантирована ли она провайдером. Все же надежнее обратиться к тому провайдеру, который готов нести ответственность за оба эти параметра.
Заранее подумайте о перспективе расширения ИТ-инфраструктуры, которую вы используете или планируете использовать как сервис. Убедитесь, что ваш провайдер может подключить к облаку дополнительное оборудование в случае необходимости, и уточните его предельные возможности по предоставлению дополнительных вычислительных ресурсов.
За облаками
Скорее всего, когда вы примете решение о миграции в облако, потребуется некоторое время для воплощения этих планов в жизнь. И на этом этапе имеет значение, готов ли ваш провайдер предоставить механизмы интеграции вашей ИТ-инфраструктуры с облаком.
На помощь приходят решения по виртуализации. Благодаря им можно управлять внутренней адресацией, создавать необходимое количество дополнительных сетей, управлять доступом между ними с помощью Firewall и настраивать маршрутизацию.
Еще одна удобная дополнительная опция, которую может предоставлять провайдер, – резервное копирование данных. Если она уже включена в ваш базовый договор, стоит уточнить, используется ли резервное копирование виртуальной машины целиком или же консистентные копии прикладного ПО с возможностью восстановления отдельных элементов. Поинтересуйтесь, где именно хранятся копии — на дисках или на ленте. Диски – более современный и надежный способ хранения информации. Важным моментом является и процесс управления услугой. Стоит также обратить внимание, имеет ли провайдер портал самообслуживания: он упрощает процесс создания копий и управление расписанием по резервному копированию без участия провайдера.
Предположим, что выбор провайдера и надежного ЦОДа позади, так же как и вопросы интеграции имеющейся ИТ-инфраструктуры с облаком. Чтобы затраченное время не оказалось бесполезным, предлагаем задуматься о самом, пожалуй, больном вопросе для всех облачных провайдеров и пользователей — безопасности. Так, нелишне убедиться, что провайдер предоставляет не только средства обеспечения доступности — резервирование оборудования и каналов связи, раздельное хранение данных, бэкапы. Показателем надежности любого облачного провайдера будет наличие встроенных средств по управлению доступом и ИБ-сервисов. Поинтересуйтесь, как именно обеспечивается защита новых машин, как реализовано управление сетевым доступом, есть ли встроенный Firewall и возможность управлять им. Стоит позаботиться о том, чтобы приобрести услуги по защите от (D)DoS-атак и по возможности доступ к системе обнаружения и предотвращения вторжений (IDS, IPS).
Но, даже получив ответы на все вопросы, не стоит думать, что все этапы проверки провайдера пройдены успешно. Самый лучший способ проверить работоспособность облачного сервиса — получить к нему демодоступ. Тестирование облака на реальных задачах поможет принять более взвешенное решение о выборе поставщика, а также оценить, насколько его обещания совпадают с реальностью. И, конечно, заранее продумайте запасной план действий на случай, если в процессе использования полноценной версии платформы появятся критичные для работы несоответствия. Для этого узнайте у поставщика возможности по забору данных и конвертации виртуальных машин в нужный формат на случай переезда на другую площадку.
Выбор провайдера облачных услуг — процесс весьма ответственный, и общие рекомендации, помимо вышеуказанных, сводятся к традиционным советам обращать внимание на опыт работы провайдера, его возможность интегрировать в рамках облачной платформы решения различных производителей, а также на наличие квалифицированных инженеров, обеспечивающих в круглосуточном режиме бесперебойность работы облака и, соответственно, приложений, размещенных в нем. Ну и, конечно, на отзывы других заказчиков. И помнить, что облака вовсе не дадут абсолютную экономию. Сложные сервисы по финальной стоимости эксплуатации обойдутся заказчику примерно в ту же сумму, что и создание собственного ЦОДа с внедренными системами виртуализации. Преимущества облака иные — оно позволяет стать гибче и получить за те же деньги более качественный сервис.
Автор: Максим Березин, руководитель направления облачных технологий, директор виртуального дата-центра, компания КРОК
Опубликовано 23.09.2015