Технологии третьего тысячелетия

Логотип компании
Технологии третьего тысячелетия
1–2 июня состоялся VIII Международный конгресс ИТ-директоров «Белые ночи — White Nights 2013».
1–2 июня состоялся VIII Международный конгресс ИТ-директоров «Белые ночи — White Nights 2013». Конгресс, который проводится с 2006 года, представляет собой независимую площадку для обмена опытом и выявления основных тенденций развития ИТ-рынка Северо-Запада России и не только...

Каждый клуб самобытен, и основой любого из них являются его участники. Те, ради кого он и был создан. По мнению президента Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club Максима Белоусова, на то, каким со временем становится клуб, оказывают влияние несколько факторов. «Во-первых, это ценности и традиции клуба. На протяжении девяти лет мы смогли сохранить то, что легло в идею его создания. Конечно, изменения есть, но каждый раз, подготавливая новую стратегию клуба на очередные два года, мы сверяемся с тем меморандумом, который написали с Кириллом Соловейчиком в октябре 2004-го. Во-вторых, в клубе, как и в любом другом общественном движении, важен фактор лидерства. Его поддерживают те, кто стоит у руля организации. В нашем клубе, кроме меня и Кирилла, есть еще ряд активистов, входящих в правление клуба, а также те, кто является активистом клуба вне зависимости от статуса в нем. Мы очень благодарны коллегам за их помощь и поддержку. В-третьих, кроме традиций и руководителей в клубе важно сохранять актуальность встреч за счет приглашения интересных докладчиков с интересными темами. Все эти аспекты работы клуба в синергии приводят к сохранению интереса аудитории к деятельности сообщества и как результат делают его долгожителем».

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 1

Традиционно тематики конгресса предлагаются самими ИТ-директорами — участниками мероприятия. Не было исключения и на этот раз. «Белые ночи 2013» прошли под девизом Tomorrow's Technologies Today. Поэтому и в программе были не просто наиболее обсуждаемые темы года, а скорее те, которые действительно стали трендами нового тысячелетия.

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 2

Смерть ERP

Секция под названием «Смерть ERP?» была «обречена» на внимание присутствующих уже в силу названия. По мнению модератора секции Олега Вайнберга, человеку вообще подобает как можно чаще сомневаться в прописных истинах. Это помогает отделять то, что правильно, от того, к чему все просто привыкли.

Долгие годы CIO говорят о том, как трудно управлять «зоопарком лоскутной автоматизации», и это действительно так. Однако из кресел CEO и остальных директоров совершенно не видны лоскуты. И одеяло в целом. CEO не важно, что там внутри этой ИТ — коробочки. Бизнесу от его информационных систем требуется одно — помогать в достижении поставленных бизнес-целей. Хорошо бы с минимальными затратами. Но в любом случае — достигать. Но если система не позволяет достичь целей организации, уже не важно, сколько удалось сэкономить на внедрении и эксплуатации. Монолитные системы минимизируют проблемы CIO, позволяя обходиться меньшим персоналом, использовать аутсорсинг и прочее, и прочее. Все нужные аргументы изложены в рекламных проспектах внедренцев SAP, Dynamix, 1C. Это все совершенно правильно, но имеет смысл только, если система позволяет бизнесу достигать своих целей.

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 3

Олег Вайнберг уже больше года не CIO, а CEO. Да еще и консультант. «По старой памяти меня часто приглашают для того, чтобы, как выражаются владельцы и «топы», привести наших ИТ-шников в чувство. И каждый раз я вижу одну и ту же картину: айтишники — вполне «в чувстве». Они вообще, как ни кто, видят проблемное поле целиком. Склад, учет, финансы — это то, что вполне работает. Но турбулентность бизнес-среды стала столь большой, что маркетинговые инновации живут хорошо если месяцы. А то и недели. Если ты это не сделал за два дня, то ты уже не первый и все пенки, сливки и прочая высокопродуктивная «сметана» достается не тебе. А если фирма имеет представительство в онлайне, то счет может вообще идти на часы. Постоянно появляются и операционные инновации, от вендинга до «супермаркетов на стене» и систем, которые анализируют положение зрачков покупателей супермаркета, чтобы определить, на какую полку они смотрят. Однако требования маркетологов, аналитиков, директоров по инновациям постоянно разбиваются о непоколебимость айтишников, выраженную емкими: «А нет техзадания — давай досвидания» в лучшем случае или «система этого не может» — в худшем. Как бывший CIO, если CIO бывают «бывшими», я их понимаю. Работа без тщательно написанного, продуманного и согласованного технического задания моментально разболтает ERP и превратит ее в «зоопарк лоскутов» уже внутри ERP. Все отличие будет только в том, что эти лоскуты написаны на языке 1С, ABAP или MorphX. Ни какой разумный CIO не станет ковырять дорогостоящий код руками дорогостоящих программистов для маркетинговой бабочки-поденки, которой жить несколько недель».

Но бизнесу не видны ИТ-«внутренности», и он считает это все ИТ-блажью. Бизнесу надо достигать своих стратегических и тактических целей. Вменяемые CIO это отлично понимают, поэтому все «монолитные» системы обрастают кучей всякой самописной, или облачной, или еще какой-то «навески». Очевидно, организационные изменения, с одной стороны, и степень дружелюбности и количество облачных стартапов, с другой стороны, достигло такой скорости и количества, не говоря уж о BYOD, что ни какому CIO уже не удастся запихнуть эту зубную пасту обратно в тюбик. Очевидно, на смену идеи «поставим что-то одно и спокойно выдохнем», придет новая парадигма. Возможно, шина данных, которой будут пользоваться все системы, плюс BI для анализа и отчетности. Возможно, шина бизнес-процессов плюс BI для того же самого. Но очевидно, что центральную роль будет играть BI. Потому что CEO не нужен ИТ. CEO нужен хороший аналитический отчет для принятия решений, и он его, уж будьте уверены, получит. Технология завтрашнего дня. И лучше бы ее разглядеть сегодня.

С тем, что ERP ждет скорая смерть Вайнберг категорически не согласен хотя бы потому, что умереть может только то, что родилось. После анализа информации о множестве осуществленных проектов оказывается, что единой системы, которая покрывала бы все вопросы автоматизации предприятия, нет. Большая часть задач решается вне внедренной ERP. Иногда даже (что удивительно) автоматизация финансового планирования обеспечена другим решением. Лучшие практики, о которых заявляют разработчики ERP, — это всего лишь маркетинг. Все, что заложено даже в самые передовые системы, позволяет подтянуть неудачника до середняка, но не сделает середняка лидером. Никто конкурентными преимуществами не делится!

Подводя итог секции, Олег Вайнберг признался, что не ожидал «долгих и продолжительных аплодисментов». Хотя бы потому, что не все бизнесы находятся в зоне высокой турбулентности. «Или потому, что те, кто сидит в зале, вложили годы труда и цистерны пота и крови в те системы, которые сейчас работают в их организациях. И, кстати, они действительно работают, и совершенно немыслимо начать их вдруг ворошить. Больше всего мне хотелось хорошего обсуждения, и оно получилось. А это значит, что у сидящих в зале расширилось пространство вариантов выбора. И когда придет время выбирать, они смогут выбрать что-то такое, что поможет их организациям выжить в этом изменчивом мире».

Маркетинг в ИТ

Если внедрение не только ERP, но и любых ИТ-решений касается почти всех сотрудников предприятия, то ИТ-службе в отличие от других структурных единиц необходимо заниматься внутрикорпоративным маркетингом для понимания нужд пользователей и донесения до них необходимой информации. К вопросам коммуникаций ИТ-менеджеров с бизнесом и пользователями обращались не однократно, но, пожалуй, впервые обсуждение этой темы в рамках White Nights 2013 велось в терминах традиционного маркетинга.

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 4

Работой секции «Маркетинг и аудит ИТ-службы» руководил Дмитрий Иншаков, его же выступление было первым. Основной замысел секции был обозначен как «взгляд на ИТ изнутри и снаружи». Еще до начала дискуссии Дмитрий приковал внимание аудитории сольным песенным вступлением без музыкального сопровождения. Как результат — работа секции не только завершилась аплодисментами, но прямо с них и началась.

Далее Дмитрий приоткрыл архив выступлений на секции с таким же названием, которую он провел на «Белых ночах» четыре года назад. Тогда группа спикеров решила не ограничиваться теорией, а применила инструменты маркетинга в действии для привлечения внимания участников конгресса к работе секции. Результат — полный зал и победа над «конкурирующей» секцией, проводившейся в то же время.

Дмитрий предложил анализ тенденций, проявивших себя за четыре года, прошедшие с момента той сессии. Выводы таковы, что окружающая ИТ-бизнес-среда стала существенно более требовательной не только к безупречной работе ИТ-сервисов и организаций, но и к их способности к общению с внешним миром, «продвижению» своего образа в компании, а это и есть маркетинг.

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 5

Выступление Павла Потеева началось с вопроса к аудитории: почему мы говорим о маркетинге именно ИТ-службы? Почему руководители иных корпоративных функций задаются этим вопросом в гораздо меньшей степени либо не задаются вообще?

При подготовке секции Дмитрий Иншаков, как модератор ставил задачу максимально широко. Следовало осветить как вопросы необходимости и востребованности маркетинга и аудита в ИТ, так и методологии и практические примеры. Создавая план выступления, Павел Потеев сосредоточился на трех основных моментах:  описать характеристики той среды, в которой существуют ИТ; взять с полки обычный классический учебник маркетинга 1992 года издания, выделить главное в отношении вопроса «А что такое маркетинг?» и применить ответ к работе ИТ-функции предприятия; дать примеры практических инструментов ИТ-маркетинга, причем как применяемые осознанно процессы и методологии, так и случайно найденные (или подсмотренные) приемы.

Развернутые тезисы о «кислотной» среде, в которой существует ИТ-организация, вызвали самый живой отклик аудитории. Единственным сдерживающим фактором оказался недостаток времени для обсуждения практических примеров. Вывод, к которому пришли, таков: рабочая среда ИТ не только требовательная и агрессивная, но и конкурентная. Поэтому для действия ИТ-функции маркетинг является необходимой составляющей работы ИТ-руководителя и должен быть постоянно функционирующей группой процессов. Способы и масштаб реализации этих процессов зависят от масштаба организации, доступных ИТ-руководителю ресурсов, состояния и зрелости ИТ, а также состояния самого предприятия. Но если ситуация поджимает — базовые вопросы могут быть реализованы силами одного лишь ИТ-руководителя без привлечения серьезных финансовых вложений. Были рассмотрены особенности требовательной и конкурентной среды, в которой существуют ИТ-службы а также основные задачи «классического» маркетинга, приложенные к специфике ИТ. Выяснилось, что для успешного применения инструментов маркетинга нередко можно обойтись без дорогостоящих программ и ресурсов. Главное — параллельная и взаимосвязанная работа процессов анализа потребностей клиентов ИТ-службы, разработка новых решений и сервисов, их продвижение и получение обратной связи.

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 6

Для обеспечения высокого уровня качества и эффективности работы ИТ-службы необходимыми инструментом является аудит. Поэтому доклады Сергея Клещенка и Ваге Бекчана было целиком практическим. Перед участниками выступили заказчик и исполнитель ИТ-аудита в области телекоммуникаций, которые приоткрыли как кухню процесса, так и его результаты. Предметом аудита стала структура затрат на услуги передачи данных, соглашения с поставщиками и выработка способов оптимизации затрат. При этом отчет исполнителя заказчику и представление выводов аудита производились в режиме реального времени, непосредственно перед собравшимися.

Нередки ситуации, когда результаты ИТ-аудита заметно влияют на стоимость приобретаемого актива, а могут и привести к отмене сделки. Причина в том, что обнаруженные при аудите риски, связанные с ИТ-инфраструктурой, приложениями, персоналом, могут негативно повлиять на непрерывность работы предприятия и его финансовые показатели.

Ожидания от конгресса

Ключевым докладом второго дня конгресса стало выступление председателя подразделения управления информационными технологиями компьютерного общества Южной Африки (CSSA), автора книги «Чего хочет бизнес от IT», Терри Уайта. Вначале Терри обозначил основные тренды 2013 года, в число которых вошли видеоконференции, виртуализация, переход на мобильные устройства. Но основным посылом эксперта стала важность стремиться менять не столько технологии, сколько мышление. По его мнению, изменение образа мышления является главным в той ситуации, когда ИТ-специалисты зашли в тупик, сосредоточившись исключительно на ИТ-продуктах.

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 7

Как признался Максим Болоусов, конгресс пришлось готовить с большим опозданием по времени. На это повлияла насыщенная программа мероприятий, ежегодно проводимых Клубом. 

Технологии третьего тысячелетия. Рис. 8

«Практически раз в два месяца мы делаем крупное однодневное событие с участием от 120 до 160 человек. Это и TOP Mobile, и Open Telecom, и Quality IS, и Secure World, и неожиданно для нас ставшее суперинтересным для рынка — University of the Future! Наша задача — сделать такой набор мероприятий, который будет привлекателен для разных категорий ИТ-профессионалов. При этом Международный конгресс ИТ-директоров «Белые ночи» остается ключевым событием и для клуба, и для Северо-Западного региона. Если оценивать мои ожидания, то они были намного ниже того, что я получил в качестве обратной связи от участников. А если нашим коллегам понравилось мероприятие, значит, мы не зря старались. В следующем году мы учтем все пожелания и будем делать еще более интересное и качественное событие!»

Опубликовано 28.06.2013

Похожие статьи