Дружить с тем, с кем работаешь

Логотип компании
Дружить с тем, с кем работаешь
Сообщество ИТ-директоров — открытый и доброжелательно настроенный коллектив, представляющий своего рода срез всего ИТ-сообщества России.

Уровень проникновения информационных технологий в работу пенсионных фондов очень велик, причем у таких организаций есть своя специфика — постоянный контроль со стороны регулятора, отсутствие специализированных ИТ-решений, необходимость непрестанно повышать уровень клиентского сервиса и многое другое. Об особенностях ИТ-инфраструктуры в такой сфере мы поговорили с директором департамента информационных технологий НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» Алексеем Лобачевым.

НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» реализует корпоративную пенсионную системы ОАО «РЖД». Интегрированы ли вы в ИТ-инфраструктуру компании?

На сегодняшний день мы обслуживаем более миллиона клиентов в рамках корпоративной пенсионной системы ОАО «РЖД», выплачиваем ежемесячно свыше трехсот тысяч пенсий. Конечно, мы смотрим на то, чем занимаются коллеги из нашей области в ОАО «РЖД» и стараемся двигаться с ними в одном направлении. Однако мы являемся самостоятельной организацией в плане принятия решений в области информационных технологий, так что наши отношения я бы охарактеризовал как конструктивное партнерство.

Какая специфика у пенсионных фондов в плане ИТ?

Средства будущих пенсионеров — это денежный актив, сохранность которого строго контролируется государственными регулирующими и надзорными органами, в первую очередь — Банком России. Неукоснительное выполнение требований российского законодательства — для нас приоритетная задача. Прежде всего, это касается защиты информации, я имею в виду 152-ФЗ и другие законы. Если говорить о развитии ИТ в НПФ, то этот процесс осложняется тем, что на рынке нет специальных решений для пенсионных фондов. Может быть, разработчикам пока просто неинтересно или невыгодно выпускать специализированные приложения. Лишь у нескольких компаний разработаны решения для пенсионных фондов, они касаются нового плана счетов и новых отраслевых стандартов Центробанка, предназначенных для нашей сферы.

Потому нам приходится либо создавать ИТ-решения самостоятельно, с нуля, либо адаптировать уже имеющиеся, то есть кастомизировать их под наши нужды и специфику: например, мобильные рабочие места.

Добавлю, что в части информационной безопасности, мы также создали частное «облако», полностью отвечающее требованиям законодательства по защите информации. Для коммуникаций с организациями – клиентами у нас организован защищенный узел обмена информацией.

Какие приоритеты зафиксированы в вашей ИТ-стратегии?

ИТ-стратегия фонда рассчитана на три года, при этом она ежегодно актуализируется – в зависимости от изменений в законодательстве, развития пенсионной системы ОАО «РЖД» и других факторов. Главный приоритет неизменен — это развитие инфраструктуры с целью повышения уровня сервиса для наших клиентов. Например, в этом году мы разработали и внедрили решения, позволяющие клиентам перечислять дополнительные взносы на свой пенсионный счет через сайт, развернули систему информирования клиентов посредством SMS. Для улучшения обслуживания корпоративных клиентов фонда мы активно развиваем- и упрощаем системы документооборота. Для тех, кто использует продукты «1С», разработан специальный модуль, полностью интегрированный с системой «1С: Зарплата и управление персоналом» и адаптированный под стандарты нашего электронного документооборота. Добавлю, что для нас важно упрощение обмена информацией как с клиентами-организациями, так и с клиентами — физическими лицами. Одна из последних инноваций для физических лиц — создание пенсионного калькулятора, привязанного к личному счету клиента. Допустим, клиент хочет увеличить свою пенсию. Мы можем предложить нашим «полевым» работникам показать клиенту, как изменятся параметры его счета в той или иной ситуации.

Экономический кризис оказывает влияние на вашу работу?

Фонд и клиент взаимодействуют на протяжении многих лет на этапе накопления и затем в период выплаты пенсии. Поэтому такие явления, как экономический кризис, мы воспринимаем как временные. С другой стороны, безусловно, кризис требует от нас поиска новых, более оптимальных решений и в том числе, в сфере ИТ. Нашими внутренними заказчиками являются как руководители фонда, так и подразделения, отвечающие за различный функционал. Окончательное решение принимает специальный орган — Технологический комитет, куда входят руководители структурных подразделений и заместители исполнительного директора.

Какие из ИТ-проектов, реализованных за последнее время, стали самыми важными?

Много всего было сделано, сложно что-то выделить. Сейчас основной акцент делаем на достоверность информации и исключение рисков потери данных. Все наши информационные системы тесно интегрированы между собой через шину данных с обязательным логированием всех операций. Фактически у нас действует принцип «ЛЕГОлизации», от названия всемирно известного конструктора. Это означает, что мы из кубиков и блоков можем организовать свою информационную структуру. К примеру, создали мы электронный архив для хранения сканов пенсионных документов. Получилось хорошее решение, которое мы затем внедрили в бухгалтерии – там его использовали в качестве концентратора для хранения отчетности по МСФО, для сбора и консолидации данных от дочерних и управляющих компаний. Также он используется и в отделе по управлению персоналом. Можно сказать, что   мы получили гибкий продукт, который можно применять в разных подразделениях и для разных сценариев. Сейчас мы модернизируем нашу шину данных, переходим с одного решения на другое. При этом проводится достаточно серьезный аудит данных. Основной задачей для нас становится определение работы с мастер-данными — кто владеет ими, куда эта информация передается.

У вас свои разработчики или вы отдаете проекты на аутсорсинг?

У нас дифференцированный и гибкий подход. Мы активно используем аутсорсинг. Но в то же время у нас есть в штате системные архитекторы, которые способны делать многие вещи самостоятельно, при этом они взаимодействуют с партнерами, которые уже непосредственно занимаются разработкой.

Как вы выбираете партнеров, какими принципами руководствуетесь?

Мы не работаем с теми, с кем дружим, но дружим с теми, с кем работаем. Ключевыми принципами для нас являются честность и открытость партнера, а также стоимость, но не в ущерб качеству. Любая работа должна оплачиваться соответствующим образом, люди должны иметь финансовую выгоду, сотрудничая с нами, но при этом они должны иметь и совесть.

И последний вопрос. Поскольку наш номер приурочен к десятому юбилейному конгрессу «Подмосковные вечера», хотелось бы спросить о том, какую роль играет сообщество ИТ-директоров в вашем профессиональном и личном развитии?

Де-факто наш клуб ИТ-директоров для меня как альма-матер. Мое первое назначение ИТ-директором и вступление в клуб произошли одновременно. Клуб — это место, где можно беспристрастно обсудить многие проблемы, поделиться опытом, в том числе негативным. Сообщество ИТ-директоров — открытый и доброжелательно настроенный коллектив, представляющий своего рода срез всего ИТ-сообщества России. В клубе я нашел для себя не только образовательную составляющую, но и интересных замечательных людей, с которыми сохраняю дружеские отношения.

Опубликовано 19.09.2016

Похожие статьи